НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И БУДУЩЕЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается тенденция поэтапного формирования и развития научно-образовательной школы менеджмента в ГУУ. При этом выделены основные признаки научно-образовательной школы и раскрывается их содержание и роль в построении общей концепции менеджмента. В обосновании основных положений развития научно-образовательной школы широко используется схематический материал, позволяющий акцентировать внимание на ее главных признаках и особенностях. В статье дается оценка не только прошлого и настоящего школы, но и обращается внимание на проблемы ее будущего.

Ключевые слова:
научно-образовательная школа менеджмента, аксиология менеджмента, антикризисное управление, концепция менеджмента, компетенции, образовательная программа.
Текст

Научно-образовательная школа менеджмента в ГУУ берет свое начало в 60-х гг. Ее возникновение отражает обострившуюся потребность производства, экономики, общества в совершенствовании управления. В те годы управление становится тормозом эффективного развития. На разных уровнях наблюдаются нерациональное использование ресурсов, не только материальных, но и людских, и ресурсов времени, ошибки в принятии управленческих решений, бюрократизация управленческих процедур и многие другие проблемы. Одновременно с этим интенсивно развивается техника обработки информации, позволяющая оптимизировать управленческие решения, совершенствовать систему планирования и контроля, ускорять аналитические процессы. Все это требовало ответных мер в области научных исследований тенденций развития управления и подготовки кадров, способных осуществлять эффективное профессиональное управление.

Инженерно-экономический институт, из которого впоследствии вырос Государственный университет управления (ГУУ), постепенно и последовательно стал перестраиваться на подготовку специалистов в области управления. Был разработан учебный курс «Научные основы управления», написан первый в стране учебник для преподавания этого курса, открыта специализированная кафедра, организована разработка дипломных проектов по проблематике совершенствования управления, в аспирантуре разрабатывались и защищались диссертации, которые позволяли сформироваться научной концепции развития и совершенствования управления.

Управление является необходимым условием и элементом всякой деятельности человека. Но деятельность очень разнообразна. Поэтому существуют и различные типы управления. Они отражают сферу деятельности, особенности объекта управления, уровень и этап его развития. Типологический анализ управления позволяет увидеть и выделить те его особенности, которые наиболее ярко проявляются в конкретных условиях развития объекта. Для управления экономическим развитием наиболее важным фактором является роль рыночных отношений. Учет этого обстоятельства и привел к появлению понятия «менеджмент», которое характеризует не только зарубежный опыт управления и стремление использовать его позитивные черты. Нередко существует именно такое представление. Понятие «менеджмент» возникло, главным образом, как отражение потребности учета особенностей рыночных отношений в противовес существовавшей ранее модели высокоцентрализованного, директивного управления. Это явилось новым этапом развития управленческой мысли в ГУУ и формирования научно-образовательной школы менеджмента. В процессах развития концепции этой школы в университете была организована подготовка специалистов-менеджеров для различных отраслей народного хозяйства, различных сфер социально-экономической деятельности. ГУУ возглавил Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента, которое и в настоящее время играет важную роль в развитии этой школы.

Список литературы

1. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

2. Кетс де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - М.: Питер, 2011.

4. Хэмел Г. Манифест лидера. Что действительно важно сегодня / Г. Хэмел. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

5. Менеджмент.: учебник для бакалавров / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. - М.: ЮРАЙТ, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?