PHILOLOGY IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION: RELEVANT ISSUES OF STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE (THE RESULTS OF THE WORK OF THE XV INTERNATIONAL SCIENCE CONGRESS "THE ROLE OF BUSINESS IN THE TRANSFORMATION OF SOCIETY" SECTION OF NOVEMBER 25-27, 2020)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the issues related to the digitalization of education, as well as the problems of improving the philological disciplines teaching methods, considered during the XV International Science Congress "The Role of Business in the Transformation of Society", organized by Synergy University on November 25-27, 2020. Within the main theme of the congress "Digital Transformation" the directions of using digital resources and presentation of visual information in teaching students and enhancing their creative potential were discussed. The problems of preserving and transmitting the values of life and culture were outlined and options for solving these were proposed.

Keywords:
information technology, digitalization of education, history of literature, linguistic picture of the world, schematization, digital platform, value system
Text
Publication text (PDF): Read Download

27 ноября 2020 г. в рамках XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества», организованного Университетом «Синергия» (г. Москва), состоялось заседание научной секции «Филология в эпоху цифровой трансформации: актуальные вопросы изучения русского языка и литературы».

Одной из тенденций развития современного образования является его информатизация, широкое использование цифровых технологий. Меняются требования, как к студенту, так и к педагогу, необходимым условием становится владение информационной культурой. В докладе канд. филол. наук, доцента Университета «Синергия» Елены Вячеславовны Ушаковой были намечены актуальные направления цифровизации образования, предполагающие использование информационных технологий в процессе обучения студентов, как в очном, так и в дистанционном формате. Применительно к филологическим дисциплинам, по мнению автора, целесообразно обратиться к достижениям цифровой гуманитаристики (DH − digital humanities), для того чтобы привлечь студентов к чтению, погрузить в увлекательный мир художественной литературы. Интернет-ресурсы предоставляют большие возможности для расширения и углубления знаний студентов о жизни и творчестве писателей: проведение заочных экскурсий, знакомство с художественными и литературоведческими текстами, фото- и видеоматериалы. Музеи русских писателей на своих сайтах предлагают формат виртуальной экскурсии, которая будет способствовать совершенствованию знаний студентов, погружению в мир жизни и творчества классиков русской литературы. Докладчик отметил, что наиболее актуальным остается вопрос разработки методики использования новейших технологий и Интернет-ресурсов в преподавании филологических дисциплин, подготовка интересного и современного контента, дифференциация обучения в соответствии с уровнями образования, целями и задачами. Плюсом цифровизации, внедрения электронного образования становится стимулирование самостоятельной работы студентов, которые имеют доступ к практически неограниченному объему материалов. От студента это требует высокой скорости обработки информации, владения навыком выбора из всех доступных ресурсов наиболее релевантного и соответственно высокого уровня мотивации и психологической готовности обучающегося к поисковой и исследовательской деятельности. Грамотное освоение и уместное продуманное использование цифровых технологий в филологическом образовании наряду с традиционными методами будет способствовать развитию необходимых компетенций у студентов, а также стимулировать их креативность и заинтересованность в изучении литературы [1], [2].

К проблеме создания цифровой платформы «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу Литература для системы СПО» обратилась в своем докладе канд. филол. наук, доцент Университета «Синергия» Рина Михайловна Сафиулина. XXI век внес глобальные перемены в жизни российского общества, требующие безотлагательного решения. Среди таких проблем в области образования – приход нового поколения Z в классы и аудитории. Представители этого поколения по-иному воспринимают окружающий мир. Тенденции современного образования коснулись и курса «Литература». Докладчик подчеркнул, что задачами преподавателей является разработка и применение в учебной практике новых приемов и методики с целью актуализации познавательной способности учащихся с учетом виртуального формата. Применение 3D-контента даст возможность наглядно объяснять студентам учебный курс, способствовать «погружению» в мир творчества писателей. Материал на цифровой платформе можно изложить по принципу лонгрида. Информация в лонгриде – это исследование одной проблемы, но отличающееся своеобразной подачей материала, красочным дизайном, дополненное различными слайд-шоу, инфографикой, картами, схемами, видео- и аудиозаписями. Р.М. Сафиулина выделила необходимые входные данные, на основе которых должно происходить формирование цифровой платформы «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу Литература» для системы СПО: анимированные, интерактивные карты, живописные произведения, кинофильмы, музыкальные произведения, этнографический материал, скульптура, театр, виртуальный музей и виртуальная экскурсия [3], компьютерные игры, глоссарий, творческие проекты. Таким образом, цифровая платформа «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу "Литература" для системы СПО» может стать важным компонентом преподавания данной дисциплины на основе использования digital- технологий.

Современные условия обучения литературе студентов диктуют необходимость учитывать особенности восприятия информации молодежью и визуализировать основные положения преподаваемой дисциплины. Вместе с тем именно литературе грозит лишиться своего научного и даже предметного содержания, превратиться в коллекцию своеобразных кейсов для отработки речевых навыков. Продемонстрировать верифицируемость некоторых литературоведческих положений и обеспечить компактность их представления способен, по мнению Инессы Николаевны Коржовой, канд. филол. наук, докторанта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, прием схематизации. В своем докладе «Использование схем на уроках литературы в ссузе» она осветила историю и преимущества использования обозначенного приема. Автор понимает под схематизацией визуализацию материала, предполагающую сворачивание словесной составляющей до ключевых понятий с одновременным повышением роли пространственного расположения вербальных элементов и специальных графических знаков. Использование подобного приема в преподавании литературы опирается, согласно исследователю, как на собственно литературоведческие традиции (практику формальной школы и структурализма), так и на общедидактические методы. Принципы системы В.Ф. Шаталова для уроков литературы были адаптированы О. Любимовым. Приемы особого графического структурирования информации предлагает популярная в наше время технология развития критического мышления. Речь идет о составлении кластера и фишбоуне, требующих сжатия основной информации до схем. Однако автор видит в представленных практиках сосуществование нескольких типов схем, которые предлагает разделить на образные схемы-рисунки и опирающиеся на практику точных наук схемы-графики. Последние, по мнению исследователя, обладают большей воспроизводимостью и верифицируемостью и могут быть построены учащимися самостоятельно. В завершении доклада И.Н. Коржова познакомила участников конференции с некоторыми схемами, созданными ею в рамках собственной практики преподавания литературы студентам СПО.

Современные технологии позволяют провести и анализ языковой картины мира, выяснить, что даже восприятие конкретных предметов быта может отличаться у людей, являющихся носителями разных языков. Кандидат филол. наук, научный сотрудник ИРЯ РАН, доцент Университета «Синергия» Анастасия Сергеевна Улитова в своем выступлении рассказала о возможности использования сервиса Google «'Quick, Draw!»' в исследовании языковой картины мира. Для пользователя это просто игра: человеку предлагается за 20 секунд нарисовать определённый предмет с помощью компьютерной мыши. Таким образом, у Google скопился самый большой в мире набор данных в виде рисунков из большинства стран мира, и эти картинки находятся в открытом доступе. Этим воспользовались художник Кайл Макдональд и сотрудник Google Иэн Джонсон. Они изучали данные из «Quick, Draw!». Обнаружилось, что картинки с некоторыми предметами в разных регионах мира имеют свои отличительные особенности. Для проверки наблюдений Макдональда и Джонсона Улитовой А.С. был проведён эксперимент, воспроизводящий игру «Quick, Draw!’». В опросе приняли участие 80 студентов Университета «Синергия». В ходе исследования многие наблюдения К. Макдональда и И. Джонсона подтвердились (например, большинство студентов нарисовало стул в перспективе). По мнению автора, самое большое в мире хранилище картинок, находящихся в открытом доступе, может послужить инструментом для исследований языковой картины мира. В результате выяснилось, что в языковых картинах мира, по всей вероятности, имеется разница не только в области абстрактных понятий, но и в представлении о конкретных предметах. Ранее подобный эксперимент был проведён со студентами Московской Финансово-юридической академии (Университета), его результаты опубликованы в научно-популярной статье «Смайлики» [4].

В наше время очень много говорится о системах ценностей, однако каковы их содержание и структура, каковы закономерности их функционирования в общественном сознании, на эту тему исследований практически нет. При этом система ценностей личности согласуется с ценностями традиционной общественной культуры и становится важнейшим результатом воспитания. В своем докладе на тему: «Языковые средства ценностного взаимодействия традиционной культуры общества и базовой культуры личности, реализуемые в процессе педагогического общения» канд. пед. наук, доцент, профессор Московского педагогического государственного университета Сергей Викторович Яковлев раскрыл возрастные закономерности возникновения и развития системы ценностей личности, представил ее структуру и содержание в виде инвариантной и вариативной составляющих. При этом в многообразных аспектах культуры докладчик выделил общую ценностную структуру, свойственную также культурам различного типа. По мнению автора, уникальность культур определяется своеобразием содержания их общих структурных ценностных оснований. В докладе индивидуальная система ценностей личности рассматривается в качестве динамической модели ее возрастного развития. Эта система образуется в ходе развития познавательного опыта воспитанника и отражает ценностный образ мира в его сознании. Также в научном сообщении раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Педагогическое влияние учителя на усвоение школьниками ценностей жизни и культуры осуществляется в процессе воспитания. Правильно подобранные сообразно возрасту учащихся язык и стиль педагогического общения, направленного на передачу общественных ценностей и идеалов, являются важнейшими условиями эффективного усвоения воспитанниками ценностей традиционной культуры. Более подробно эти вопросы раскрыты в монографиях автора [5], [6], [7].

В век информационной доступности и, как следствие, перегруженности материалами, весьма актуальными становятся вопросы становления и сохранения человеческой личности: важными остаются критерии отбора и структурирования полученных сведений, а также формирование отношения к ним. В своем докладе «Решение проблем становления личности в век цифровой трансформации посредством изучения русской классической литературы» старший преподаватель Университета «Синергия» Наталья Александровна Чистякова рассмотрела проблемы, связанные с самоопределением и сохранением цельности и самобытности сознания в век цифровой трансформации, осуществила поиск их решения путём приобщения разновозрастной аудитории к чтению и изучению классической литературы. Докладчик рассказал об использовании активных и интерактивных методов обучения при открытии мира русской классической литературы подрастающему поколению, поделился опытом применения уже известных методов, а также представил авторские разработки (использование возможностей студенческого театра, организация тематических выставок творческих ученических работ и соревновательного художественного чтения отрывков произведений классиков). Автор также обратил внимание на то, что русская классическая литература влияет на усвоение традиционных общечеловеческих ценностей в процессе взросления ребенка. Докладчик отметил, что русская классическая литература выполняет множество функций: формирование нравственного ориентира, воспитание эстетического вкуса, развитие речи и критического мышления, способствует решению проблем развития личности, возникающих в век цифровой трансформации.

Таким образом, в ходе работы секции состоялся обмен мнениями по актуальным и требующим решения вопросам цифровизации образования. Цифровые технологии являются лишь дополнительным средством обучения, однако заключают в себе значительный потенциал, который необходимо использовать в процессе преподавания филологических дисциплин. Важной представляется в передаче знаний и ценностей роль преподавателя, который в процессе творческого взаимодействия вовлекает обучающихся в мир литературы и русского языка, используя как традиционные, так и инновационные, в том числе цифровые технологии.

 

References

1. Ushakova E.V. Tvorcheskie zadaniya po discipline "Literatura" kak odno iz usloviy integrirovannogo obucheniya buduschih dizaynerov // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. - 2020. - №3. - S.187-190.

2. Ushakova E.V. Rol' literaturno-tvorcheskoy i nauchnoy deyatel'nosti studentov v izuchenii literatury // Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovanii: Sbornik nauchnyh statey. Otv. red. V.A. Kohanova. - Moskva-Yaroslavl', 2019. - S. 126-132.

3. Ulitova A.S. Smayliki: [Elektronnyy resurs] // URL: https://pikabu.ru/story/smayliki_5622515?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing (data obrascheniya: 07.12.2020).

4. Safiulina R.M. Virtual'nye muzei pisateley na zanyatiyah po literature v sisteme SPO // Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya: Sbornik nauchnyh statey. Vypusk XVI / Otvet. red. V.A. Kohanova. - Moskva: MGPU, Yaroslavl': Remder, 2018. - S. 232-237.

5. Yakovlev S.V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoy kul'tury lichnosti v sisteme obschego obrazovaniya: monografiya / S.V. Yakovlev. - Moskva: INFRA-M, 2016. - 137 s.

6. Yakovlev S.V. Vospitanie cennostnyh osnovaniy lichnosti: monografiya / S.V. Yakovlev - 2-e izd., dop. - Moskva: INFRA-M, 2017. - 148 s.

7. Yakovlev S.V. T'yutor i vospitannik: pedagogicheskoe vzaimodeystvie sistem cennostey: monografiya / S.V. Yakovlev; pod red. V.A. Slastenina. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: INFRA-M, 2017. - 72 s.

Login or Create
* Forgot password?