ФИЛОЛОГИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИИ ХV МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА «РОЛЬ БИЗНЕСА В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА» 25-27 НОЯБРЯ 2020 Г.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам, связанным с цифровизацией образования, и проблемам совершенствования методики преподавания филологических дисциплин, рассмотренным в ходе XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества», организованного Университетом «Синергия» 25-27 ноября 2020 г. В рамках ключевой темы конгресса «Цифровая трансформация» были обсуждены направления использования цифровых ресурсов и представления визуальной информации в обучении студентов и активизации их творческого потенциала, а также намечены проблемы сохранения и передачи ценностей жизни и культуры, и предложены варианты их решения.

Ключевые слова:
информационные технологии, цифровизация образования, история литературы, языковая картина мира, схематизация, цифровая платформа, система ценностей
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

27 ноября 2020 г. в рамках XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества», организованного Университетом «Синергия» (г. Москва), состоялось заседание научной секции «Филология в эпоху цифровой трансформации: актуальные вопросы изучения русского языка и литературы».

Одной из тенденций развития современного образования является его информатизация, широкое использование цифровых технологий. Меняются требования, как к студенту, так и к педагогу, необходимым условием становится владение информационной культурой. В докладе канд. филол. наук, доцента Университета «Синергия» Елены Вячеславовны Ушаковой были намечены актуальные направления цифровизации образования, предполагающие использование информационных технологий в процессе обучения студентов, как в очном, так и в дистанционном формате. Применительно к филологическим дисциплинам, по мнению автора, целесообразно обратиться к достижениям цифровой гуманитаристики (DH − digital humanities), для того чтобы привлечь студентов к чтению, погрузить в увлекательный мир художественной литературы. Интернет-ресурсы предоставляют большие возможности для расширения и углубления знаний студентов о жизни и творчестве писателей: проведение заочных экскурсий, знакомство с художественными и литературоведческими текстами, фото- и видеоматериалы. Музеи русских писателей на своих сайтах предлагают формат виртуальной экскурсии, которая будет способствовать совершенствованию знаний студентов, погружению в мир жизни и творчества классиков русской литературы. Докладчик отметил, что наиболее актуальным остается вопрос разработки методики использования новейших технологий и Интернет-ресурсов в преподавании филологических дисциплин, подготовка интересного и современного контента, дифференциация обучения в соответствии с уровнями образования, целями и задачами. Плюсом цифровизации, внедрения электронного образования становится стимулирование самостоятельной работы студентов, которые имеют доступ к практически неограниченному объему материалов. От студента это требует высокой скорости обработки информации, владения навыком выбора из всех доступных ресурсов наиболее релевантного и соответственно высокого уровня мотивации и психологической готовности обучающегося к поисковой и исследовательской деятельности. Грамотное освоение и уместное продуманное использование цифровых технологий в филологическом образовании наряду с традиционными методами будет способствовать развитию необходимых компетенций у студентов, а также стимулировать их креативность и заинтересованность в изучении литературы [1], [2].

К проблеме создания цифровой платформы «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу Литература для системы СПО» обратилась в своем докладе канд. филол. наук, доцент Университета «Синергия» Рина Михайловна Сафиулина. XXI век внес глобальные перемены в жизни российского общества, требующие безотлагательного решения. Среди таких проблем в области образования – приход нового поколения Z в классы и аудитории. Представители этого поколения по-иному воспринимают окружающий мир. Тенденции современного образования коснулись и курса «Литература». Докладчик подчеркнул, что задачами преподавателей является разработка и применение в учебной практике новых приемов и методики с целью актуализации познавательной способности учащихся с учетом виртуального формата. Применение 3D-контента даст возможность наглядно объяснять студентам учебный курс, способствовать «погружению» в мир творчества писателей. Материал на цифровой платформе можно изложить по принципу лонгрида. Информация в лонгриде – это исследование одной проблемы, но отличающееся своеобразной подачей материала, красочным дизайном, дополненное различными слайд-шоу, инфографикой, картами, схемами, видео- и аудиозаписями. Р.М. Сафиулина выделила необходимые входные данные, на основе которых должно происходить формирование цифровой платформы «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу Литература» для системы СПО: анимированные, интерактивные карты, живописные произведения, кинофильмы, музыкальные произведения, этнографический материал, скульптура, театр, виртуальный музей и виртуальная экскурсия [3], компьютерные игры, глоссарий, творческие проекты. Таким образом, цифровая платформа «Иллюстративное сопровождение занятий по курсу "Литература" для системы СПО» может стать важным компонентом преподавания данной дисциплины на основе использования digital- технологий.

Современные условия обучения литературе студентов диктуют необходимость учитывать особенности восприятия информации молодежью и визуализировать основные положения преподаваемой дисциплины. Вместе с тем именно литературе грозит лишиться своего научного и даже предметного содержания, превратиться в коллекцию своеобразных кейсов для отработки речевых навыков. Продемонстрировать верифицируемость некоторых литературоведческих положений и обеспечить компактность их представления способен, по мнению Инессы Николаевны Коржовой, канд. филол. наук, докторанта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, прием схематизации. В своем докладе «Использование схем на уроках литературы в ссузе» она осветила историю и преимущества использования обозначенного приема. Автор понимает под схематизацией визуализацию материала, предполагающую сворачивание словесной составляющей до ключевых понятий с одновременным повышением роли пространственного расположения вербальных элементов и специальных графических знаков. Использование подобного приема в преподавании литературы опирается, согласно исследователю, как на собственно литературоведческие традиции (практику формальной школы и структурализма), так и на общедидактические методы. Принципы системы В.Ф. Шаталова для уроков литературы были адаптированы О. Любимовым. Приемы особого графического структурирования информации предлагает популярная в наше время технология развития критического мышления. Речь идет о составлении кластера и фишбоуне, требующих сжатия основной информации до схем. Однако автор видит в представленных практиках сосуществование нескольких типов схем, которые предлагает разделить на образные схемы-рисунки и опирающиеся на практику точных наук схемы-графики. Последние, по мнению исследователя, обладают большей воспроизводимостью и верифицируемостью и могут быть построены учащимися самостоятельно. В завершении доклада И.Н. Коржова познакомила участников конференции с некоторыми схемами, созданными ею в рамках собственной практики преподавания литературы студентам СПО.

Современные технологии позволяют провести и анализ языковой картины мира, выяснить, что даже восприятие конкретных предметов быта может отличаться у людей, являющихся носителями разных языков. Кандидат филол. наук, научный сотрудник ИРЯ РАН, доцент Университета «Синергия» Анастасия Сергеевна Улитова в своем выступлении рассказала о возможности использования сервиса Google «'Quick, Draw!»' в исследовании языковой картины мира. Для пользователя это просто игра: человеку предлагается за 20 секунд нарисовать определённый предмет с помощью компьютерной мыши. Таким образом, у Google скопился самый большой в мире набор данных в виде рисунков из большинства стран мира, и эти картинки находятся в открытом доступе. Этим воспользовались художник Кайл Макдональд и сотрудник Google Иэн Джонсон. Они изучали данные из «Quick, Draw!». Обнаружилось, что картинки с некоторыми предметами в разных регионах мира имеют свои отличительные особенности. Для проверки наблюдений Макдональда и Джонсона Улитовой А.С. был проведён эксперимент, воспроизводящий игру «Quick, Draw!’». В опросе приняли участие 80 студентов Университета «Синергия». В ходе исследования многие наблюдения К. Макдональда и И. Джонсона подтвердились (например, большинство студентов нарисовало стул в перспективе). По мнению автора, самое большое в мире хранилище картинок, находящихся в открытом доступе, может послужить инструментом для исследований языковой картины мира. В результате выяснилось, что в языковых картинах мира, по всей вероятности, имеется разница не только в области абстрактных понятий, но и в представлении о конкретных предметах. Ранее подобный эксперимент был проведён со студентами Московской Финансово-юридической академии (Университета), его результаты опубликованы в научно-популярной статье «Смайлики» [4].

В наше время очень много говорится о системах ценностей, однако каковы их содержание и структура, каковы закономерности их функционирования в общественном сознании, на эту тему исследований практически нет. При этом система ценностей личности согласуется с ценностями традиционной общественной культуры и становится важнейшим результатом воспитания. В своем докладе на тему: «Языковые средства ценностного взаимодействия традиционной культуры общества и базовой культуры личности, реализуемые в процессе педагогического общения» канд. пед. наук, доцент, профессор Московского педагогического государственного университета Сергей Викторович Яковлев раскрыл возрастные закономерности возникновения и развития системы ценностей личности, представил ее структуру и содержание в виде инвариантной и вариативной составляющих. При этом в многообразных аспектах культуры докладчик выделил общую ценностную структуру, свойственную также культурам различного типа. По мнению автора, уникальность культур определяется своеобразием содержания их общих структурных ценностных оснований. В докладе индивидуальная система ценностей личности рассматривается в качестве динамической модели ее возрастного развития. Эта система образуется в ходе развития познавательного опыта воспитанника и отражает ценностный образ мира в его сознании. Также в научном сообщении раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Педагогическое влияние учителя на усвоение школьниками ценностей жизни и культуры осуществляется в процессе воспитания. Правильно подобранные сообразно возрасту учащихся язык и стиль педагогического общения, направленного на передачу общественных ценностей и идеалов, являются важнейшими условиями эффективного усвоения воспитанниками ценностей традиционной культуры. Более подробно эти вопросы раскрыты в монографиях автора [5], [6], [7].

В век информационной доступности и, как следствие, перегруженности материалами, весьма актуальными становятся вопросы становления и сохранения человеческой личности: важными остаются критерии отбора и структурирования полученных сведений, а также формирование отношения к ним. В своем докладе «Решение проблем становления личности в век цифровой трансформации посредством изучения русской классической литературы» старший преподаватель Университета «Синергия» Наталья Александровна Чистякова рассмотрела проблемы, связанные с самоопределением и сохранением цельности и самобытности сознания в век цифровой трансформации, осуществила поиск их решения путём приобщения разновозрастной аудитории к чтению и изучению классической литературы. Докладчик рассказал об использовании активных и интерактивных методов обучения при открытии мира русской классической литературы подрастающему поколению, поделился опытом применения уже известных методов, а также представил авторские разработки (использование возможностей студенческого театра, организация тематических выставок творческих ученических работ и соревновательного художественного чтения отрывков произведений классиков). Автор также обратил внимание на то, что русская классическая литература влияет на усвоение традиционных общечеловеческих ценностей в процессе взросления ребенка. Докладчик отметил, что русская классическая литература выполняет множество функций: формирование нравственного ориентира, воспитание эстетического вкуса, развитие речи и критического мышления, способствует решению проблем развития личности, возникающих в век цифровой трансформации.

Таким образом, в ходе работы секции состоялся обмен мнениями по актуальным и требующим решения вопросам цифровизации образования. Цифровые технологии являются лишь дополнительным средством обучения, однако заключают в себе значительный потенциал, который необходимо использовать в процессе преподавания филологических дисциплин. Важной представляется в передаче знаний и ценностей роль преподавателя, который в процессе творческого взаимодействия вовлекает обучающихся в мир литературы и русского языка, используя как традиционные, так и инновационные, в том числе цифровые технологии.

 

Список литературы

1. Ушакова Е.В. Творческие задания по дисциплине "Литература" как одно из условий интегрированного обучения будущих дизайнеров // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №3. - С.187-190.

2. Ушакова Е.В. Роль литературно-творческой и научной деятельности студентов в изучении литературы // Проблемы современного филологического образовании: Сборник научных статей. Отв. ред. В.А. Коханова. - Москва-Ярославль, 2019. - С. 126-132.

3. Улитова А.С. Смайлики: [Электронный ресурс] // URL: https://pikabu.ru/story/smayliki_5622515?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing (дата обращения: 07.12.2020).

4. Сафиулина Р.М. Виртуальные музеи писателей на занятиях по литературе в системе СПО // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVI / Ответ. ред. В.А. Коханова. - Москва: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2018. - С. 232-237.

5. Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования: монография / С.В. Яковлев. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 137 с.

6. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности: монография / С.В. Яковлев - 2-е изд., доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 148 с.

7. Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей: монография / С.В. Яковлев; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 72 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?