EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF ELECTRONIC SUPPORT OF EDUCATIONAL DISCIPLINES AT REMOTE FORM OF TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
Improving the quality of education of future specialists requires the search for new forms of teaching. Reducing the audience time entails an increase in the time allotted for the independent work of students. Electronic support of training courses in the form of teaching materials should ensure out-of-audit work of students. The principle of openness and accessibility of training is ensured by the access of all participants in the educational process to electronic educational resources in the disciplines studied. This article is devoted to the introduction of a distance learning system at the Siberian State University of Railways (SSUPS). The article describes the experience of the teaching staff of the Department of Graphics in organizing electronic support of educational disciplines with a distance learning form using the example of the section "Engineering Graphics" of the discipline "Design Geometry and Engineering Graphics," intended for students of the faculty "Management of Transport and Technological Complexes" SGUPS. The role of electronic tutorials and videos for educational purposes is emphasized.

Keywords:
university, distance learning, graphic cycle disciplines, electronic support of educational disciplines
Text
Publication text (PDF): Read Download

При дистанционной форме обучения  взаимодействие преподавателей со студентами происходит на расстоянии с помощью Internet-технологий. Дистанционное обучение  является самостоятельной формой обучения, в которой информационные технологии являются ведущим средством обучения.

Весна 2020 г. запомнится всем преподавателям вынужденным переходом на дистанционную форму образования из-за пандемии коронавирусной инфекции. К сложившейся в марте ситуации никто из преподавателей кафедры «Графика» СГУПС готов на 100% не был. Но многие преподаватели кафедры имели разработанные  и зарегистрированные в ОФЭРНиО электронные учебные пособия, которые очень пригодились в данный период.

Несколько лет назад коллектив преподавателей кафедры выиграл и успешно защитил грант Сибирского государственного университета путей сообщения «Разработка дидактического модуля «Мультимедийный учебный курс по графическим дисциплинам»», объектом разработки которого являлся сборник электронных учебных и учебно-методических пособий, ориентированный на использование медиаресурсов и информационных сетей. Целью данного проекта было создание, наполнение и систематизация базы электронных учебно-методических материалов по графическим дисциплинам, а также внедрение в учебный процесс современных электронных средств [1]. Защитив грант, коллектив кафедры продолжил работу в данном направлении. В настоящее время преподавательским составом кафедры создана и широко применяется в учебном процессе кафедральная библиотека электронных учебных пособий. Экземпляр всех электронных пособий есть в библиотеке СГУПС.

В нашем университете система управления обучением представлена электронной образовательной средой Moodle, которая обеспечивает современные технологии дистанционного обучения [2, 3].

При вынужденном переходе на дистанционную форму образования преподавателям требовалась срочная корректировка наполнения электронного сопровождения  учебных курсов в moodle3. На рис. 1 приведен пример организации электронного пространства дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» (раздел учебно-методическое сопровождение раздела «Инженерная графика»).

Данный раздел предназначен для студентов факультета «Управление транспортно-технологическими средствами», обучающихся по  направлению 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование». Студенты данной специализации изучают дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика» в течение трех семестров. Традиционно, первый семестр отводится на изучение начертательной геометрии, второй и третий – на инженерную графику.

Перед преподавателями стояла задача: обеспечить удобное, полное и эффективное использование образовательного контента при помощи Internet-технологий. В раздел учебно-методического сопровождения раздела «Инженерная графика» были добавлены электронные учебные и методические пособия, видеоуроки, электронные плакаты, справочная литература и ГОСТы. При очной форме обучения дополнительные учебно-методические материалы использовались при проведении практических занятий. Возможности видеоуроков обеспечили их активное применение в учебном процессе. Видеоуроки монтировались и выкладывались в Moodle по мере необходимости – прохождения нового учебного материала. В них отражались основные приемы работы с программным комплексом Solid Works, этапы выполнения трехмерных моделей и оформления чертежной документации. Лекционный материал представлен в виде презентаций, в которые легко вставляются видеоролики.

Освоение дисциплины оценивается по фондам оценочных средств, которые, как правило, состоят из индивидуальных графических заданий, контрольных работ и тестов. Для приема заданий на проверку организованы директории с соответствующими названиями (рис. 2). Moodle позволяет писать рецензию и замечания на проверенные работы.

Дисциплины графического цикла имеют свою специфику. Визуализация учебной информации – один из самых эффективных способов повышения скорости обучения [1, 2, 4].  При корректировке электронного сопровождения учебных дисциплин максимально использовались мультимедиа лекции, видеоуроки, учебные презентации, электронные учебные пособия, практикумы, справочники и т.д. Положительным моментом являлся тот факт, что при дистанционном обучении студенты могут выбирать время, место и продолжительность учебных занятий. В таком разнообразии форм самостоятельной работы повышается ответственность студентов и возможность выбора самостоятельной образовательной траектории [3, 4, 5, 6].

Основными формами дистанционного обучения являются: обучение в режиме online и в режиме offline. Во время учебных занятий в режиме online преподавателями нашей кафедры использовались Чат-сессии со студентами (рис. 3), т.е. и студенты, и преподаватели одновременно имели доступ к чату, в котором могли общаться, задавать вопросы, консультироваться и т.д. Свободный доступ к учебным и методическим материалам осуществляется и из сети Internet для всех студентов, подписанных на данный курс. В режиме offline студенты могли пользоваться всеми учебно-методическими материалами, выложенными в курс учебной дисциплины в Moodle, а также общаться в Форуме (рис. 3).

Данный курс ни на что не претендует. Работа еще ведется. Это всего лишь обмен опытом. Следующий 2020–21 учебный год начнется с первого семестра. Необходимо подготовить учебно-методическое наполнение для изучения начертательной геометрии в 1 семестре (лекции в видеоформате и электронное сопровождение для практических занятий с пошаговыми инструкциями), а также видеоуроки для студентов, изучающих раздел «Начертательная геометрия и инженерная графика» в 3 семестре.

Данный обмен опытом с коллегами по актуальным вопросам преподавания и роли графо-геометрических дисциплин в инженерном образовании, считаю необходимым. Спасибо издательству журналов «Геометрия и графика» и «Журнал технических исследований» за возможность общения по волнующим вопросам [7, 8, 9, 10, 11, 12] и организаторам интернет-конференций по вопросам качества графической подготовки.

На кафедре «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения была предпринята попытка организации мультимедийного учебно-методического комплекса, ориентированного на новейшие технологии обучения. Во время проведенной работы преподавательским составом кафедры решались несколько задач, основными из которых являлись: создание базы электронных учебных пособий по дисциплинам графического цикла, переход образовательной среды на дистанционную форму обучения, а также анализ современного геометро-графического образования в техническом вузе [2, 6, 8, 9, 12].

Разработка подобных мультимедийных учебно-методических комплексов является актуальным направлением, обеспечивающим переход на цифровой уровень обучения [1, 3, 4, 6].

В результате кафедра успешно преодолела переходный этап и успешно работает в дистанционной форме в области инженерно-графической подготовки студентов.

References

1. Petuhova A.V., Bolbat O.B., Andryushina T.V. Teoriya i praktika razrabotki mul'timedia resursov po graficheskim disciplinam / A.V. Petuhova, O.B. Bolbat, T.V. Andryushina. - Novosibirsk: Izd-vo SGUPSa, 2018. - 76 s.

2. Bolbat O.B Sovremennoe graficheskoe obrazovanie v tehnicheskom vuze (na primere obzora graficheskih rabot studentov SGUPS) / Bolbat O.B. // Sovremennyy vzglyad na buduschee nauki / Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2015. - S. 127-132.

3. Petuhova A.V. Komp'yuternoe proektirovanie: opyt organizacii nepreryvnoy sistemy obucheniya graficheskim disciplinam Petuhova A.V., Bolbat O.B. // Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy nauchno-prakticheskoy konferencii (zaochnoy) s mezhdunarodnym uchastiem. - 2014. - S. 440-446.

4. Petuhova A.V. Vizual'nyy kontent discipliny: formy i podhody k razrabotke / Petuhova A.V. // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: tezisy dokladov XIV Vseros. nauchno-metodicheskoy konf. (Yaroslavl', 31 marta 2020 g.). - Yaroslavl': Filigran', 2020. - S. 248-250.

5. Sergeeva I.A. Proektirovanie i organizaciya obrazovatel'noy traektorii studenta pri obuchenii grafike // Materialy XXXI Vseros. nauch.-metod. konf. s mezhdunarodnym uchastiem «Aktual'nye problemy modernizacii vysshey shkoly: rezervy otechestvennoy vysshey shkoly v sovershenstvovanii professional'noy podgotovki specialistov» (Novosibirsk, 29 yanvarya 2020 g.) / Sib. gos. un-t putey soobscheniya. - Novosibirsk: Izd-vo SGUPS, 2020. - S. 283-286.

6. Petuhova A.V. Obrazovatel'noe prostranstvo kafedry graficheskogo cikla v usloviyah global'noy cifrovizacii obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. - 2019. - T.9, №2. - S. 2786-2795.

7. Sal'kov N.A., Vyshnepol'skiy V.I. O perspektivah zhurnala «Geometriya i grafika» // Zhurnal tehnicheskih issledovaniy. - 2017. - T. 3, № 2. - S. 40-56.

8. Ignat'ev S.A. Opyt razrabotki elektronnyh sredstv obucheniya dlya prepodavaniya geometro-graficheskih disciplin / S.A. Ignat'ev, O.N. Moroz, Z.O. Tret'yakova, A.I. Folomkin // Geometriya i grafika. - 2017. - T. 5, № 2. - S. 84-92. - DOI: 10.12737/ article_5953f362d92c46.58282826

9. Fedoseeva M.A. Metodika podgotovki studentov tehnicheskih vuzov graficheskim disciplinam [Tekst] / M.A. Fedoseeva // Geometriya i grafika. - 2019. - T. 7, №1. - S. 68-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969

10. Sal'kov N.A. Internet-konferenciya po inzhenernoy geometrii // Zhurnal tehnicheskih issledovaniy. - 2019. - T. 5, № 2. - S. 33-37.

11. Ignat'ev S.A., Tret'yakova Z.O., Folomkin A.I. Tehnologii testirovaniya v ocenke predmetnoy gotovnosti studentov k izucheniyu geometro- graficheskih disciplin vuza [Tekst] // Geometriya i grafika. - 2019. - T. 7, № 4. - S. 65-75. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-75.

12. Usataya T.V., Deryabina L.V., Reshetnikova E.S. Sovremennye podhody k proektirovaniyu izdeliy v processe obucheniya studentov komp'yuternoy grafike [Tekst] // Geometriya i grafika. - 2019. - T. 7, № 1. - S. 74-82. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fd2 bde0ff7.07282102.

Login or Create
* Forgot password?