Samara Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Department of Pedagogical and Psychological Science, Professor)
In the present article the author tells us about the essence of a self-directed development process of a person as a form of the actualisation of his need to actively manifest his "self-being Subject" in cognition, communication and activity. There are demostrated various methodics, practise and ways of organization of the self-directed development process during optional education; some research results are shown. The author highlights some problems of practical realization of the process of self-directed development of a person in optional education. The expediency of the development, study and implementation of projects of additional education in various fields is confirmed: in spiritual and moral directions, in information and cognitive direction, in intellectual and creative, cultural and aesthetic fields, in sports and health, technical, in tourism and local lore, environmental and others, orienting students to active subjective self-development.
self-directed study; personality; subject; subjective self-development; «subjective I»
Дополнительное образование обеспечивает многогранный процесс субъектного саморазвития личности. Имеет возможности актуализировать потребности человека активно проявлять своё «субъектное Я» в успешном познании, общении, активной деятельности. В Законе о дополнительном образовании (далее Закон) определено следующее: «В зависимости от возраста обучающихся образовательные учреждения дополнительного образования могут быть следующих типов:
образовательные учреждения дополнительного образования детей;
образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста» [11]. Объективная цель дополнительного образования – обеспечить личностное развитие человека, расширив его знания, практики позитивного действия, взаимодействия, активной деятельности. В Законе определены особенности дополнительного образования детей: направленность на развитие личности, её мотивации к познанию и творческой деятельности. Определены принципы: свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей; многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
творческое сотрудничество педагогических работников и детей,
сохранение физического и психического здоровья детей [там же].
Процесс субъектного саморазвития личности в дополнительном образовании – многогранный по цели и направленности, разнообразный по содержанию и технологиям организации. Субъектное саморазвитие личности (ССЛ) – это целенаправленный, профессионально организованный процесс управления собственным личностным развитием человека как субъекта социума, способного самостоятельно развивать и активно проявлять своё «субъектное Я». В настоящее время этот процесс становится многогранным, многоаспектным, инновационным. В современных учреждениях дополнительного образования детей системно организуется процесс ССЛ, реализуется потребность в разработке его содержания и технологий, делаются реальные попытки совершенствовать и осмысливать практику воспитания в контексте субъектного саморазвития детей и молодёжи [3; 10].
Исследование проблемы субъектного саморазвития личности базируется на концепции человека как личности, действующего и взаимодействующего субъекта. В научных работах исследовано единство личности и деятельности, сознания и деятельности, деятельности и социума (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, В.А. Ядов и др.). В философских социологических, психологических, культурологических, педагогических научных исследованиях многогранно изучается проблема субъектного подхода к процессу развития личности (К. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.) [4]. Субъектный подход является основополагающим в реализации процесса ССЛ в дополнительном образовании. Этот подход ориентирует на понимание активной сущности субъекта. В психологии понимание сущности субъекта связано с характеристиками его деятельности. В этом контексте обосновывается принцип самодеятельности субъекта [6]. Этот принцип является основополагающим в понимании ССЛ в дополнительном образовании. Именно активная самостоятельная деятельность по выбору позволяет осуществлять субъектное саморазвитие личности.
В научных работах доказано, что деятельность человека раскрывает его сущностную характеристику (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.). Эта характеристика состоит в том, что в деятельности человек как субъект не только обнаруживается, но и созидается. В этом контексте формулируется принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Человек как субъект рассматривается в рамках исторически сложившихся форм деятельности (труд, познание, общение) [1]. В этом контексте, опираясь на теорию
Б.Г. Ананьева, субъектно саморазвивающуюся личность можно характеризовать как познающее, сознательно и активно действующее существо. Автор подчёркивает, что человек как субъект «характеризуется совокупностью деятельностей и мерой продуктивности» [2, с. 253].
Субъектное саморазвитие личности характеризуется самостоятельным, организованным по собственной инициативе, активным развитием человеком самого себя как субъекта своей жизнедеятельности. В этом контексте в нашем исследовании вводится и рассматривается уточняющее понятие «субъектное Я», конкретизирующее понимание ССЛ как результат этого процесса [9].
В дополнительном образовании процесс ССЛ осуществляется многоаспектно, в частности: как реализация «субъектного Я» в информационно-когнитивном пространстве субъектной самореализации, т.е. когда человек активно познает, осваивает новую информацию, самостоятельно приобретая и накапливая новые знания [9].
Современные исследователи дополнительного образования детей подчеркивают, что «важно так организовать работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта, и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориентаций личности» [5, с. 134]. В этом контексте разработка проектов субъектного саморазвития детей в дополнительном образовании предполагает наличие специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы разрабатываемого рефлексивно-ценностного подхода. Рассматривается процесс формирования у детей ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни [5].
Практика современного дополнительного образования показывает, что в ней активно разрабатываются и реализуются технологии ССЛ, субъектного взаимодействия обучающегося и обучающего, воспитателя и воспитанника, позволяющие развивать ценности, смыслы, потребности, способности, опыт субъектной самореализации, субъектного саморазвития [см. подробнее 7]. Анализ практики дополнительного образования детей и молодёжи показал, что субъектное саморазвитие личности осуществляется успешно в том случае, если инициируется самим человеком под влиянием: внутренних факторов – сформировавшихся ценностей, смыслов, актуализированных потребностей, развитых способностей (52,3% обследованных обучающихся); внешних факторов – воспитывающей среды, педагогической поддержки, реализованных моделей и принципов (47,7% обследованных обучающихся). В результате исследования установлены некоторые проблемы ССЛ в дополнительном образовании. В частности, педагоги дополнительного образования (57,5% опрошенных педагогов) констатируют, что не имеют достаточно развитых профессиональных компетенций для успешного осуществления процесса ССЛ. Обучающиеся не ориентированы на субъектное саморазвитие (37,1% обследованных детей и молодёжи), они пассивны, не имеют опыта самостоятельного инициирования новых идей, видов деятельности (39,5% обследованных детей и молодёжи).
Рассматривая деятельность как источник активности и средство субъектного саморазвития личности, важно обращать внимание на целенаправленное развитие активности и самостоятельности человека в дополнительной деятельности. Педагоги дополнительного образования констатируют (41,2% опрошенных педагогов), что обучающиеся нередко не способны к самостоятельным и активным действиям, проявляют неуверенность в себе, в своих когнитивных, коммуникативных, праксиологических возможностях. В этом случае важно использовать профессиональное педагогическое сопровождение, которое имеет свою ведущую цель – содействовать субъектному саморазвитию личности.
Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании имеет процессуальный характер: цель, содержание, результат. Организуя этот процесс, важно ориентировать обучающихся на активное развитие своего «субъектного Я»: в познании – «хочу узнать»; в общении – «мы вместе»; в деятельности – «я могу». Осуществляя ССЛ, мы используем разработанные авторские технологии субъектного саморазвития личности в дополнительном образовании: «Моя идея»; «Спроси – Отвечу»; «Сотрудничество − Сотворчество » и др.
В рамках организованного научно-исследовательской лабораторией «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Самарского государственного социально-педагогического университета (НИЛ ЛаСС СГСПУ) исследования, ССЛ в дополнительном образовании осуществляется в контексте реализации специально организованного, целенаправленного процесса, ориентированного на становление субъектной позиции личности в успешном познании, позитивном взаимодействии, активной, самостоятельной деятельности, обеспечивающих реализацию «субъектного Я» [см. подробнее 5]. В частности, инновационный проект спортивно-технической направленности комплекса «Технопарк», разработанный педагогическим коллективом МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Меридиан» г.о. Самара, ориентирован на целенаправленное субъектное саморазвитие детей и подростков в дополнительном образовании. Проект реализуется в целевых группах детей и молодёжи. Осуществлено знакомство с основами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 ¹1662- р); проведен мониторинг динамики развития детских и молодёжных объединений технической направленности г.о. Самара за последние три года. Обнаружено, что возрос интерес и активность обучающихся к деятельности технической направленности. Наблюдается развитие интереса детей и молодёжи к авиамодельному спорту, техническим проектам. По просьбе обучающихся открыты новые объединения «Ракетостроение», «Робототехника», «3D моделирование». Возросла активность и креативность подростков и молодёжи в соревнованиях технической направленности – от районных до областных и всероссийских.
В НИЛ ЛаСС СГСПУ процесс ССЛ в дополнительном образовании изучается многоаспектно, в частности, как актуализация и реализация «субъектного Я» в информационно-когнитивном пространстве дополнительного образования. Внедряются в практическую деятельность разнообразные технологии ССЛ в дополнительном образовании: «Мой ролевой выбор – Кто Я?»; «Креативная субъектная самореализация – Какой Я?»; «Моё профессиональное будущее – Для чего Я?» [8; 9]. Разработанные технологии успешно осваиваются педагогами дополнительного образования в организованной на базе НИЛ ЛаСС СГСПУ школе личностно-профессионального саморазвития «АКМЕ». Реализуется личностно-ориентированная модель субъектного саморазвития на основе субъектного подхода. Для педагогов дополнительного образования организованы акме-мастерские, мастер-классы, семинары, практикумы, целью которых является развитие практик ССЛ, например: «Я выбираю…»; «Могу научить…»; «Хочу научиться…», ориентирующие на креативную субъектную самореализацию детей и молодёжи. Педагоги активно используют диагностику ССЛ: анализ достижений и возникающих проблем, профессиональных барьеров; определение актуальных ценностей и целей; накопление ресурса ССЛ; рефлексию профессиональных достижений. Основное назначение диагностики ССЛ – обеспечить продуктивную самореализацию развивающейся личности.
Прогнозируемыми результатами субъектного саморазвития личности в дополнительном образовании являются освоенные способы реализации «субъектного Я», новые знания и представления; определенные ценности и усвоенные смыслы; сформировавшиеся установки и ориентации; выбор индивидуальной траектории субъектно-личностного саморазвития. Как показывают результаты исследования, современные обучающиеся имеют потребность быть образованными, соответствовать современным стандартам позитивного субъектно-личностного развития. В то же время, не всегда имеют развитые способности реализовать имеющиеся потребности. Процесс ССЛ в дополнительном образовании имеет объективные условия, стимулирующие этот процесс: наличие ведущей деятельности – как основа ССЛ; коммуникация – как стимул и средство ССЛ; самореализация – как способ ССЛ. Субъектное саморазвитие характеризуется целенаправленностью, цельностью, системностью, вариативностью, креативностью, интегрированностью, ориентацией на активную реализацию своего «субъектного Я». При этом стратегия, тактика и практика ССЛ в условиях совершенствования дополнительного образования ориентируют на специальное формирование субъектно развивающей среды, наличие которой становится объективной данностью для каждого её субъекта, позволяет эффективнее осуществлять ССЛ. Эта среда учреждения дополнительного образования имеет свою структуру, закономерности становления, развития, является интегрированным субъект-субъектным и субъект-объектным образованием. По результатам проведенного НИЛ ЛаСС СГСПУ опроса, из 300 подростков и юношества в возрасте от 13 до 18 лет, более 60% готовы реализовать себя в профессиональной деятельности, имеют достаточно ясное представление о своей будущей профессии: «планирую заниматься бизнесом»; «хочу стать врачом»; «мечтаю о профессии журналиста» и др. В то же время, только 37% опрошенных проявили способность охарактеризовать себя как саморазвивающегося субъекта социума. В этом контексте значимым становится педагогическое сопровождение процесса субъектного саморазвития личности, обеспечивающее успешность организуемого процесса в дополнительном образовании.
Полученные результаты изучения процесса ССЛ в дополнительном образовании показали, что этот процесс может быть реализован только в атмосфере активности, самостоятельности, самодеятельности, поощрении инициативы. В целях успешной ССЛ разработаны практико-ориентированные принципы организации этого процесса в дополнительном образовании, в частности: максимум уважения, минимум принуждения; каждому воспитаннику – субъектную позицию, индивидуальный маршрут субъектно-личностного саморазвития, успешное позитивное субъект-субъектное взаимодействие. При этом педагогическое сопровождение должно быть строго дозировано и станет уменьшаться по мере возрастания активности, самостоятельности, инициативы, творчества, самодеятельности обучающихся. Именно поэтому в нашем опыте интенсивно разрабатываются и внедряются продуктивные технологии ССЛ как средство саморазвития личности в дополнительном образовании. Специально разработаны также и правила организации ССЛ: чтобы работа не приводила к стрессам – практикуйте дела по интересам; добьетесь быстрее успеха в работе, если конкретную цель вы найдете; поощряйте такую вольность – практикуйте добровольность; мы знаем, что каждый будет рад, когда работа даст результат; думаю – не будет возражений, в делах нужна доброта отношений; поднимает всем настроение самостоятельное управление; пустыми мероприятиями не увлекайтесь, больше полезного сделать старайтесь [8].
Таким образом, современная ситуация субъектного саморазвития личности подтверждает целесообразность разработки и реализации субъектно развивающих проектов дополнительного образования различной направленности: духовно-нравственного, информационно-когнитивного, интеллектуально-творческого, культурно-эстетического, спортивно-оздоровительного, информационно-технического, туристско-краеведческого, экологического и других, ориентирующих обучающихся на активное субъектное саморазвитие. Именно такое саморазвитие, как показывают результаты проводимых исследований НИЛ ЛаСС СГСПУ, обеспечивает полноценное личностное развитие человека как субъекта социума. В связи с этим, в современном дополнительном образовании важно особое внимание уделять созданию условий для реализации «субъектного Я» в познании, общении, деятельности.
1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - Sankt-Peterburg: Piter, 2001. - 288 s.
2. Anan'ev B.G. Psihologiya i problemy chelovekoznaniya: izbrannye psihologicheskie trudy pod red. A.A. Bodaleva. - Moskva: Izd-vo «Institut prakticheskoy psihologii»; Voronezh: NPO «MODEK», 1996. - 384 s.
3. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie detey i molodezhi v 21 veke kak resurs lichnostnogo razvitiya cheloveka: tradicii, innovacii, perspektivy issledovaniya: materialy Vserossiyskogo nauchno-issledovatel'skogo, metodicheskogo seminara-praktikuma s mezhdunarodnym uchastiem (7-9 fevralya 2018g.) /sost. i otv. red. E.I.Tihomirova. - Samara: OOO "Nauchno-tehnicheskiy centr", 2018. - 572 s.
4. Nikol'skaya A.V. Izuchenie kategorii «sub'ekt» v rossiyskoy i zarubezhnoy psihologii //Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoy psihologii: materialy Mezhdunar. konf., posv. 80-letiyu A.V. Brushlinskogo / otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. M.: Institut psihologii RAN. - 2013. - T. 1. - S. 137-140.
5. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Soprovozhdenie samorazvitiya detey kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya //Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - № 4. - 2017. - S. 131-138.
6. Rubinshteyn S.L. Princip tvorcheskoy samodeyatel'nosti (k filosofskim osnovam sovremennoy pedagogiki) //Voprosy psihologii. - № 4. - 1986. - S. 101 - 109.
7. Social'no-gumanitarnye tehnologii lichnostnogo razvitiya: opyt, innovacii, perspektivy: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (27 - 28 noyabrya 2014g.) /sostavitel' i nauchnyy redaktor E.I. Tihomirova. - Samara: OOO «Izdatel'stvo ASGARD», 2015. - 232 s.
8. Tihomirova E.I. Vedu za soboy. Praktikum dlya zhelayuschih stat' liderom i teh, kto hochet im v etom pomoch'. Izd-e 2, dop. - Samara, SGPU. 2009. - 89 s.
9. Tihomirova E.I., Tihomirova D.S. Issledovanie sub'ektnoy samorealizacii studentov v processe podgotovki social'nyh proektov //Pis'ma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2019. №6 (iyun'). ART 2740. URL: http://emissia.org/offline/2019/2740.htm (Data obrascheniya: 24.09. 2020).
10. Tihomirova, E.I. Problemy sovershenstvovaniya praktiki vospitaniya obuchayuschihsya v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah //Teoriya i praktika vospitaniya: pedagogika i psihologiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya L.S. Vygotskogo (Moskva, 7 - 8 iyunya 2016 goda). - Moskva: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo universiteta. - 2016. - S. 601-604.
11. Federal'nyy Zakon o dopolnitel'nom obrazovanii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ubo.ru/normative/1/ (data obrascheniya 5.11.2020).