ON THE ISSUE OF THE LEGAL EDUCATION OF CADETS IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article handles the origin of the term "legal education". A detailed analysis of the works of scientists involved in this issue is given. There are three factors of legal nihilism that led to the split of the unified Russian historical, cultural and social community, but also had a significant impact on the younger generation, depriving it of any stable coordinate system in the construction of both personal and social relations. The acquired legal knowledge becomes due and valuable in the consciousness and behavior of the individual only when the due and value of these norms, first, is shared with the individual by a certain human community, and secondly, it generates indisputable authorities that are indicative carriers of legal due and value. According to the author, systematic and specific activities are necessary, aimed not only at obtaining legal knowledge, but also at developing habits of legal behavior in society. Not only state and public organizations should be involved in such activities. This work should be carried out methodically in educational institutions. The author analyzes the definition of "legal education" from the point of view of various scientists who have worked on this problem.

Keywords:
legal education, cadets, University, law, justice, legal awareness
Text

Оценивая социальную ситуацию в России за последние тридцать лет, следует  признать, что в стране сложилась принципиально новая, по сравнению с предыдущим периодом истории, система общественных отношений. Страна столкнулась с проблемами, доселе не известными советскому периоду, в результате которых произошла коренная ломка таких базовых общественных устоев, как отношение гражданина к государству, социуму, закону, профессиональной реализации, труду. Она полностью изменила гражданское самосознание жителей России, серьезно поколебав привычную общественную нравственность, которая долгое время играла роль основного сдерживающего фактора в регулировании общественных отношений.

В современных условиях отечественные и зарубежные ученые осуществляют основательное изучение проблем правового воспитания обучающихся, обнаруживают способы актуализации правовых знаний и определяют пути правового образования детей и молодежи. В их трудах раскрыты разносторонние аспекты правового воспитания и образования граждан, определено соотношение права и морали, доказана необходимость распространения правовых знаний среди обучающихся как будущих активных представителей гражданского общества.

Под натиском нового идеала личности, полностью свободной в своих проявлениях и никем не контролируемой в способах саморазвития и самоактуализации, не сдерживаемой никакими атавизмами исторических ценностей и национальных традиций, лишенной каких-либо обязательств перед обществом, российская социальная среда продемонстрировала свою полную растерянность. Это выразилось, в частности, в стремительном увеличении числа граждан всех возрастов, отличающихся агрессивным социальным поведением, не способных сознательно воспринимать принципы, нормы и правила общежития.

Реальных причин, способствовавших подобному положению, можно назвать как минимум три. Первой следует считать полную деидеологизацию на государственном уровне, которая законодательно была закреплена в Конституции страны. В частности, ст.13 п.2 прямо указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [10]. Наряду с философией потребления и новыми капиталистическими отношениями, стремительно выстаиваемыми в российском социуме, деидеологизация на государственном уровне была признана одним из главных факторов, сближающих западное и российское общество, помогающее России преодолеть отставание своих общественных отношений от «развитых» западных.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что преподавание основ правовой грамотности методически пока «не поспевает» за реалиями стремительно меняющегося времени и сознанием молодежной среды, для которой характерен принципиальный правовой нигилизм. Подобное отношение старших к правовой грамотности естественно не способствует формированию у их детей уважительного отношения к Закону. Данные факторы ставят перед преподавателями правовых дисциплин задачу как можно более скорого формирования актуальных методик обучения правовой грамотности.

Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы. Нормативно-правовой базой данного исследования явились конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Однако, как считает П.Родькин «главный обман существующего отчуждения государственных и общественных институтов от идеологии заключается в том, что в реальности не существует общества без идеологии; на место явной и суверенной всегда приходит чуждая и скрытая идеология, которая не служит его интересам. Место одной идеологии занимает другая, что в условиях возникшего идеологического вакуума привело к капитуляции перед западной идеологией...» [14]. Действительно, идеологический вакуум практически не существует, какое-либо объединение людей не может существовать без цели и смысла, поэтому единая идеология, как система регулирования человеческих отношений немедленно стала распадаться на отдельные радикальные течения (например, национализм, «поп-патриотизм» [10], принимая подчас подлинно уродливые формы в виде полного отчуждения личности от государства, ориентации на гламурные формы жизни и т.д.

Второй причиной следует считать отказ образовательных учреждений России от своей воспитательной функции и переход к оказанию образовательных услуг.

Третьей серьезной причиной сложившейся ситуации следует считать «второй демографический переход», т.е. распад в России так называемой «традиционной семьи», ориентированной прежде всего на рождение и воспитание детей. Следствием этого является то, что семья не всегда означает совместное проживание; так как оно возможно и без официальной регистрации брака. [9, с.47].

Такая «либерализация» семейных отношений, а с ней - ослабление совместно-семейной морали также лишили семью ее традиционного предназначения: создавать, воспроизводить и передавать устойчивые образцы социального поведения новому поколению.

Все три вышеперечисленные факторы, то есть стремительный отказ государства от идеологии, внедрение новых западных форм жизни, пренебрежение привычными морально-нравственными нормами и духовными ценностями, распад системы воспитания и семьи - не только привела к расколу единой российской историко-культурной и социальной общности, но и тем самым оказали существенное влияние на подрастающее поколение, лишив его какой-либо стабильной системы координат при построении как личных, так и общественных отношений.

В условиях отсутствия государственной идеологии, распада морально-нравственных ценностей и ориентиров общества, смены функции образовательных учреждений и распада семьи, единственным институтом, способным регулировать социальные и межличностные отношения, является право, как эффективный инструмент, способный регулировать человеческие отношения в отсутствии каких-либо иных сдерживающих личность факторов. Поэтому одним из самых главных средств предупреждения криминального поведения молодежи является грамотное правовое воспитание, формирующее прочные основы правосознания несовершеннолетних.

Возможно, первый, кто в России сформулировал мыль о связи правового и воспитательного процессов, был Н.И. Новиков, который считает, что в первую очередь воспитать человека, и потом лишь гражданина: «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства... Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин» [13, с. 97-98]. Иначе говоря, гражданственность традиционно не отделялась. К.Д. Ушинский эту мысль развил и продолжил: в его понимании гражданственность и нравственность были прочно спаяны на основе национального самосознания [17].

С философской, социологической, психологической и педагогической точки зрения данную проблему обосновывали В.Артамонов, В.Афанасьев, Т.Боголюбова, Г.Воскресенский, А.Долгова, П.Дубинин, Н.Кузнецова, Г.Миньковский и др.

Однако в XIX столетии в России воспитательные задачи постепенно дают «крен» в сторону воспитания законопослушных граждан. Изучение законодательства вводилось в различных учебных заведениях, а сама традиция права основывалась на опыте государственной школы.

В начале ХХ века в идеях П.Ф. Каптерева отмечена красной нитью идея о воспитании чувства законности у детей. В его труде «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он писал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей». [8, с.248]

Эту мысль закрепила педагогическая наука после революции 1917 года, когда А.В. Луначарский считал, что гражданином и личностью может считаться человек, который общественную жизнь ставит выше личных интересов и эту мысль активно развивали П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.

П.П. Блонский писал, что «воспитывать - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». [3, с.78]

А.С. Макаренко весь педагогический процесс строил на главном постулате: «все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность - первое условие такого воспитания. [12, с.89.]

В.А. Сухомлинский первый, кто попытался систематизировать

 теоретический и практический опыт гражданского воспитания в советском обществе. Трактуя понятие «гражданственность», он утверждал, что его главной заботой было «... как пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что же такое истинный человек?». [16, 0.246] Эти идеи В.А. Сухомлинского были развиты Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым, Е.Н. Ильиным, В.А. Караковским и др.

Следствием такого понимания воспитания стала победа в Великой Отечественной войне, когда молодое поколение, выросшее и воспитанное в таких принципах, одержало победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Гражданственность и патриотизм перестают различаться, при этом гражданственность понимается как главное идейно-нравственное свойство личности, равное патриотизму.

К концу 80-х гг. в теории воспитания личности появляются новые тенденции: в стране начинается «перестройка», которая определяет принципиально новый подход к понятию «гражданственность». Личностно ориентированная педагогика заново стимулирует интерес к понятию «гражданин», к самой идее гражданского воспитания. В 90-е годы появляется большое количество работ, в которых гражданское воспитание уже рассматривается как отдельная проблема.

Этот период характеризуется огромным количеством исследователей: Г. Асмолов, А.Я. Азаров, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман  и др., стремившихся сформулировать основы гражданского образования, его методический аппарат и социально-психологические основы. Научно-теоретическим содержанием гражданского воспитания посвящены работы А.В. Беляева, А.С. Гаязова, И.В. Суколенова. Использованием идей гражданского воспитания, путей формирования гражданственности занимаются А.М. Бабаев, Г.Я. Гревцева, А.Ф. Никитин и др.

Так постепенно выкристаллизовывается понятие «правовое воспитание». Начинаясь с воспитания гражданственности как идейно-нравственного свойства личности, напрямую связанного с патриотизмом, правовое воспитание направлено на понимание юридических законов, правовых норм и ответственности. Такое определение подразумевает безусловное воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности курсанта.

Основу правового воспитания составляют два взаимосвязанных компонента - рациональный и эмоциональный. Рациональный компонент правового воспитания воплощается через правовое образование (изучение правовых дисциплин в общеобразовательных и высших учебных заведениях) и правовую просветительскую деятельность (организация и проведение лекций по правовой тематике, публичные выступления юристов, юридические консультации, публицистические статьи по правовой тематике в средствах массовой информации и Интернете). Эмоциональный компонент правового воспитания проявляется в формировании нравственной и психологической атмосферы, способствующей формированию правового сознания человека, закреплению норм права во внутренней структуре индивидов (поощрение правомерного поведения через благодарности и награды, празднование государственных праздников). Для эффективности правового воспитания необходимо органическое сочетание рационального и эмоционального компонентов. Во время правового воспитания не только формируется правосознание, но и развивается правовая культура личности.

Об этом пишут исследователи, работавшие над этой проблемой в ХХ-ХХI веке. Ими правовое воспитание определено, как проблема неоднозначная. В общесоциологическом аспекте она понимается как система социального действия права и как государственная функция, которая является частью общественного управления, что означает планомерное юридическое влияние на участников социума.

В середине ХХ века такие авторы, как Е.А. Лукашева [11, с. 33-35] были зачинателями разработки современного понимания этого понятия. Они в целом почти одинаково определяли виды правового воспитания, особое внимание, уделяя правовому воспитанию широких народных масс и молодежи.

В середине 80-х годов в своих работах такие авторы, как А.И. Долгова [7], В.А. Балюк [2], Г.П. Давыдов [6] определяют правовое воспитание прежде всего, не как действие, а точное, планомерное воздействие на личность обучаемого с целью достижения выработки привычки правопослушного поведения, при этом необходимо отметить, что познание права есть не только усвоение некоей обязательной суммы знаний в этой области, но и то, что право неотделимо от нравственности и что правовая грамотность – это особый вид самоощущения, характеризующийся так называемым нравственно-правовым чувством.

В начале ХХI века такие авторы, как В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Холстик [1] развивают эти мысли, подразумевая под правовым воспитанием не только приобретение специальных знаний, посредством которых достигается формирование стойких правовых личностных убеждений, следствием которых и становится верное правовое поведение, которое осуществляется человеком в социуме. При социализации личности огромную роль играют такие факторы, как подражание, пример, заимствование и т.д. благодаря которым, если социализация проходит в обществе, уважающем право, усвоение и укрепление в сознании личности правовых норм проходит интенсивнее.

Это тем более важно, что осознание необходимости знания правовых норм определяется в соответствии мироощущения личности и авторитетного для этой личности сообщества, которое ее окружает, поскольку ориентация личности в мире ценностей всегда опирается на некие уважаемые мнения, существующие в статусе авторитета.

Таким образом, приобретенное правовое знание становится должным и ценным в сознании и поведении индивидуума только тогда, когда долженствование и ценность этих норм, во-первых, разделяет с индивидуумом некое человеческое сообщество, а во вторых, оно порождает бесспорные авторитеты, которые являются показательными носителями правового долженствования и ценности.

Так, в своих многочисленных трудах Кант формулирует как само понятие государства, в котором выделяет три ветви власти (верховную, как источник законов, исполнительную и судебную), так и само понятие права, определяя его как необходимое ограничение (всеобщий закон) волеизъявления индивидуумов. К тому же он впервые вводит понятия «правового» и «неправового» состояния, где первое подразумевает возможность пользоваться своими правами, а второе – отсутствие такой возможности, поскольку отсутствует «справедливость». Авторству Канта так же мы обязаны введением в обиход таких широко известных ныне понятий, как «гражданское» и «международное», право.

Иначе говоря, если общество, в котором существует индивидуум, состоит из законопослушных людей, то усвоение нормативного знания и поведенческих законопослушных привычек будет протекать быстрее.

Однако, необходимо заметить, что правовые нормы будут закрепляться в сознании людей только в том случае, если право опирается на моральные ценности, господствующие в том или ином человеческом сообществе. Иначе говоря, социум предъявляет к правовым нормам обязательное требование соответствия понятию «справедливость», обоснование которых вели и И. Кант в классической немецкой философии, В. Соловьев в классической русской философии [15]. 

Таким образом, само понятие права не функционирует только в рамках юриспруденции, но логично вытекает из социальных и философских категорий. Западная философская мысль с древних времен трудилась над этими категориями, труды лучших умов Европы, таких как Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Гоббс, Спиноза, Монтескье. Руссо и многих других, веками находили и обосновывали логическую связь между философией, общественной моралью, нравственностью и правом. Труды Канта и Гегеля в этой области совершенно справедливо можно считать вершиной поисков в этой области. Оба они признавали необходимым наличие соответствия морали и права.

Гегель в свою очередь строит целую философско-правовую систему, основой которой становится постулат о праве, как о свободе, в отличие от тех, кто понимает право, как ограничение свободы. Считая определение права, основанное на понятии «свободы» базовым для своей системы, Гегель, тем не менее, различает еще два вида понимания права: оно одновременно становится у философа и формой свободы и законом, ее ограничивающим [5].

Современные ученые, наследуя эту традицию признают, что во многом правовые нормы проистекали из моральных, закрепляя их в социуме и возводя моральные нормы в статус закона. Именно этот фактор особо следует учитывать при правовом воспитании личности, поскольку морально-нравственную ориентацию в социуме ребенок получает гораздо раньше, чем первые представления о действии законодательных норм.

Тем не менее, объединение этих понятий в сознании обучающегося может происходить на платформе «ценностей», не взирая на то, что формальное право строится на совершенно, казалось бы, иных, более конкретных основаниях, нежели морально-нравственные ориентиры. Мораль справедливость понимает более расплывчато и не всегда строго эквивалентно (что осуществляется в философии «добра» к ближнему, милосердия и сострадания и т.д.). Но, однако, именно на ценностной основе в процессе развития социума и происходит «отвердевание» моральных норм до статуса «закона» для всего общества, поскольку мораль вырастает из самой системы выживания личности, а закон впоследствии фиксирует нормы выживания, делая их обязательными для всех.

М.М. Галимов, изучая формы и средства правового воспитания, рассматривает их по следующим параметрам: «Если средства правового воспитания служат каналами передачи идейного содержания правовоспитательной работы, то формы правового воспитания выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего, как конкретные мероприятия или как типы конкретных мероприятий по правовому воспитанию трудящихся» [4, с.85]. Для такой деятельности должны привлекаться не только государственные и общественные организации. Такая работа должна методично проводиться в образовательных учреждениях. Таким образом, между правовым и морально-нравственным воспитанием мы ставим знак равенства.

Проведенный анализ педагогической, психологической и правовой литературы позволил сделать вывод о том, что вопросы правового воспитания подрастающего поколения занимают умы многих ученых и представляют собой важнейшую потребность современного общества. Кроме того, на сегодняшний момент имеются практические разработки, конкретные методики форм и методов, различных подходов к формированию правового воспитания.

References

1. Babaev, V.K. Teoriya gosudarstva i prava v shemah i opredeleniyah [Theory of state and law in schemes and definitions] /V. K. Babaev, V. M. Baranov, V. A. Tolstik. - M., 1998. - 526 p. (in Russia)

2. Balyuk V.A. Pravovoe vospitanie uchaschihsya: ucheb. posobie [Legal education of students: textbook. manual] / V. A. Balyuk. - Novosibirsk., 1986.- 102 p. (in Russia)

3. Blonskiy P.P. Pedagogika [Pedagogika]. - M.1979. - 400 p. (in Russia)

4. Galimov M.M. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie v razvitom socialisticheskom obschestve [Pravosoznanie and legal education in a developed socialist societ] / M. M. Galimov. M., 1973. - 184 p. (in Russia)

5. Gegel' G.V. Filosofiya prava [Philosophy of law. Moscow]. M.: Mysl', 1990. 524 p. (in Russia)

6. Davydov G.P. Osnovy pravovogo vospitaniya uchaschihsya obscheobrazovatel'noy shkoly : avtoref. dis. . d-ra ped. nauk [Fundamentals of legal education of secondary school students: author. dis. . doctor of pedagogical Sciences]/ G. P. Davydov. M. -1984. - 25 p. (in Russia)

7. Dolgova A.I. Pravovoe vospitanie molodezhi [Legal education of youth] / A. I. Dolgova. - M., 1979.- 47 p. (in Russia)

8. Kapterev P.F. Didakticheskie ocherki. Teoriya obrazovaniya [Didactic essays. Theory of education]. /P.F Kapterev Izbr. ped. soch. - M.,1982. - 703 p. (in Russia)

9. Kerimov D.A. Metodologiya prava: Predmet, funkcii, problemy filosofii prava [Methodology of law: Subject, functions, problems of the philosophy of law]. - 3-e izd., pererab. i dop. - M., 2003. - 521 p. (in Russia)

10. Konstituciya Rossiyskoy Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda i vstupivshaya v silu 25 dekabrya 1993 goda;

11. Lukasheva E.A. Pravo. Moral'. Lichnost' [Pravo. Morality. Personality] / E. A. Lukasheva. M., 1989.-268 p. (in Russia)

12. Makarenko A.S. Lekcii o vospitanii detey [Lectures on the upbringing of children] // Makarenko A. S. o vospitanii / sost. D. I. Latyshina. M. - 2002. - P. 89. (in Russia)

13. Novikov N.I. Umom i serdcem. Mysli o vospitanii: hrestomatiya [Mind and heart. Thoughts about education: a textbook]. M., 1989. - 320 p. (in Russia)

14. Rod'kin P. Istoriya ideologii v sovremennoy Rossii: otkaz, imitaciya, obretenie [History of ideologies sovremennosti:refusal, imitation, acquisitio] // interv'yu 2015 goda. Elektronnyy resurs, data obrascheniya 17 avgusta 2019 https://ria.ru/20150319/1053364423.html (in Russia)

15. Solov'ev E.Yu. Kategoricheskiy imperativ nravstvennosti i prava [Categorical imperative of morality and law. Moscow]. M., 2005. 416 p. (in Russia)

16. Suhomlinskiy, V.A. Rozhdenie grazhdanina [the Birth of a citize] / V.A. Suhomlinskiy. - M., 1971. - 336 p. (in Russia)

17. Ushinskiy K.D. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]: v 6 t. T. 6. M., 1990. P. 331. (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?