В статье речь идет о зарождения термина «правовое воспитание». Дан подробный анализ работ ученых, занимавшихся эти вопросом. Приведены три фактора правового нигилизма, повлекшие к расколу единой российской историко-культурной и социальной общности и тем самым оказавшие существенное влияние на подрастающее поколение, лишив его какой-либо стабильной системы координат при построении как личных, так и общественных отношений. Приобретенное правовое знание становится должным и ценным в сознании и поведении индивидуума только тогда, когда долженствование и ценность этих норм, во-первых, разделяет с индивидуумом некое человеческое сообщество, а во вторых, оно порождает бесспорные авторитеты, которые являются показательными носителями правового долженствования и ценности. По мнению автора, необходима систематическая и конкретная деятельность, направленная не только на получение правовых знаний, но и на выработку привычки к правовому поведению в социуме. Для такой деятельности должны привлекаться не только государственные и общественные организации. Такая работа должна методично проводиться в образовательных учреждениях. Автором дан анализ дефиниции «правовое воспитание» с точки зрения различных ученых, занимавшихся этой проблемой.
правовое воспитание, курсанты, вуз, право, справедливость, правосознание
Оценивая социальную ситуацию в России за последние тридцать лет, следует признать, что в стране сложилась принципиально новая, по сравнению с предыдущим периодом истории, система общественных отношений. Страна столкнулась с проблемами, доселе не известными советскому периоду, в результате которых произошла коренная ломка таких базовых общественных устоев, как отношение гражданина к государству, социуму, закону, профессиональной реализации, труду. Она полностью изменила гражданское самосознание жителей России, серьезно поколебав привычную общественную нравственность, которая долгое время играла роль основного сдерживающего фактора в регулировании общественных отношений.
В современных условиях отечественные и зарубежные ученые осуществляют основательное изучение проблем правового воспитания обучающихся, обнаруживают способы актуализации правовых знаний и определяют пути правового образования детей и молодежи. В их трудах раскрыты разносторонние аспекты правового воспитания и образования граждан, определено соотношение права и морали, доказана необходимость распространения правовых знаний среди обучающихся как будущих активных представителей гражданского общества.
Под натиском нового идеала личности, полностью свободной в своих проявлениях и никем не контролируемой в способах саморазвития и самоактуализации, не сдерживаемой никакими атавизмами исторических ценностей и национальных традиций, лишенной каких-либо обязательств перед обществом, российская социальная среда продемонстрировала свою полную растерянность. Это выразилось, в частности, в стремительном увеличении числа граждан всех возрастов, отличающихся агрессивным социальным поведением, не способных сознательно воспринимать принципы, нормы и правила общежития.
Реальных причин, способствовавших подобному положению, можно назвать как минимум три. Первой следует считать полную деидеологизацию на государственном уровне, которая законодательно была закреплена в Конституции страны. В частности, ст.13 п.2 прямо указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [10]. Наряду с философией потребления и новыми капиталистическими отношениями, стремительно выстаиваемыми в российском социуме, деидеологизация на государственном уровне была признана одним из главных факторов, сближающих западное и российское общество, помогающее России преодолеть отставание своих общественных отношений от «развитых» западных.
Основная проблема данного вопроса заключается в том, что преподавание основ правовой грамотности методически пока «не поспевает» за реалиями стремительно меняющегося времени и сознанием молодежной среды, для которой характерен принципиальный правовой нигилизм. Подобное отношение старших к правовой грамотности естественно не способствует формированию у их детей уважительного отношения к Закону. Данные факторы ставят перед преподавателями правовых дисциплин задачу как можно более скорого формирования актуальных методик обучения правовой грамотности.
Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы. Нормативно-правовой базой данного исследования явились конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Однако, как считает П.Родькин «главный обман существующего отчуждения государственных и общественных институтов от идеологии заключается в том, что в реальности не существует общества без идеологии; на место явной и суверенной всегда приходит чуждая и скрытая идеология, которая не служит его интересам. Место одной идеологии занимает другая, что в условиях возникшего идеологического вакуума привело к капитуляции перед западной идеологией...» [14]. Действительно, идеологический вакуум практически не существует, какое-либо объединение людей не может существовать без цели и смысла, поэтому единая идеология, как система регулирования человеческих отношений немедленно стала распадаться на отдельные радикальные течения (например, национализм, «поп-патриотизм» [10], принимая подчас подлинно уродливые формы в виде полного отчуждения личности от государства, ориентации на гламурные формы жизни и т.д.
Второй причиной следует считать отказ образовательных учреждений России от своей воспитательной функции и переход к оказанию образовательных услуг.
Третьей серьезной причиной сложившейся ситуации следует считать «второй демографический переход», т.е. распад в России так называемой «традиционной семьи», ориентированной прежде всего на рождение и воспитание детей. Следствием этого является то, что семья не всегда означает совместное проживание; так как оно возможно и без официальной регистрации брака. [9, с.47].
Такая «либерализация» семейных отношений, а с ней - ослабление совместно-семейной морали также лишили семью ее традиционного предназначения: создавать, воспроизводить и передавать устойчивые образцы социального поведения новому поколению.
Все три вышеперечисленные факторы, то есть стремительный отказ государства от идеологии, внедрение новых западных форм жизни, пренебрежение привычными морально-нравственными нормами и духовными ценностями, распад системы воспитания и семьи - не только привела к расколу единой российской историко-культурной и социальной общности, но и тем самым оказали существенное влияние на подрастающее поколение, лишив его какой-либо стабильной системы координат при построении как личных, так и общественных отношений.
В условиях отсутствия государственной идеологии, распада морально-нравственных ценностей и ориентиров общества, смены функции образовательных учреждений и распада семьи, единственным институтом, способным регулировать социальные и межличностные отношения, является право, как эффективный инструмент, способный регулировать человеческие отношения в отсутствии каких-либо иных сдерживающих личность факторов. Поэтому одним из самых главных средств предупреждения криминального поведения молодежи является грамотное правовое воспитание, формирующее прочные основы правосознания несовершеннолетних.
Возможно, первый, кто в России сформулировал мыль о связи правового и воспитательного процессов, был Н.И. Новиков, который считает, что в первую очередь воспитать человека, и потом лишь гражданина: «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства... Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин» [13, с. 97-98]. Иначе говоря, гражданственность традиционно не отделялась. К.Д. Ушинский эту мысль развил и продолжил: в его понимании гражданственность и нравственность были прочно спаяны на основе национального самосознания [17].
С философской, социологической, психологической и педагогической точки зрения данную проблему обосновывали В.Артамонов, В.Афанасьев, Т.Боголюбова, Г.Воскресенский, А.Долгова, П.Дубинин, Н.Кузнецова, Г.Миньковский и др.
Однако в XIX столетии в России воспитательные задачи постепенно дают «крен» в сторону воспитания законопослушных граждан. Изучение законодательства вводилось в различных учебных заведениях, а сама традиция права основывалась на опыте государственной школы.
В начале ХХ века в идеях П.Ф. Каптерева отмечена красной нитью идея о воспитании чувства законности у детей. В его труде «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он писал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей». [8, с.248]
Эту мысль закрепила педагогическая наука после революции 1917 года, когда А.В. Луначарский считал, что гражданином и личностью может считаться человек, который общественную жизнь ставит выше личных интересов и эту мысль активно развивали П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.
П.П. Блонский писал, что «воспитывать - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». [3, с.78]
А.С. Макаренко весь педагогический процесс строил на главном постулате: «все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность - первое условие такого воспитания. [12, с.89.]
В.А. Сухомлинский первый, кто попытался систематизировать
теоретический и практический опыт гражданского воспитания в советском обществе. Трактуя понятие «гражданственность», он утверждал, что его главной заботой было «... как пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что же такое истинный человек?». [16, 0.246] Эти идеи В.А. Сухомлинского были развиты Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым, Е.Н. Ильиным, В.А. Караковским и др.
Следствием такого понимания воспитания стала победа в Великой Отечественной войне, когда молодое поколение, выросшее и воспитанное в таких принципах, одержало победу над немецко-фашистскими захватчиками.
Гражданственность и патриотизм перестают различаться, при этом гражданственность понимается как главное идейно-нравственное свойство личности, равное патриотизму.
К концу 80-х гг. в теории воспитания личности появляются новые тенденции: в стране начинается «перестройка», которая определяет принципиально новый подход к понятию «гражданственность». Личностно ориентированная педагогика заново стимулирует интерес к понятию «гражданин», к самой идее гражданского воспитания. В 90-е годы появляется большое количество работ, в которых гражданское воспитание уже рассматривается как отдельная проблема.
Этот период характеризуется огромным количеством исследователей: Г. Асмолов, А.Я. Азаров, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман и др., стремившихся сформулировать основы гражданского образования, его методический аппарат и социально-психологические основы. Научно-теоретическим содержанием гражданского воспитания посвящены работы А.В. Беляева, А.С. Гаязова, И.В. Суколенова. Использованием идей гражданского воспитания, путей формирования гражданственности занимаются А.М. Бабаев, Г.Я. Гревцева, А.Ф. Никитин и др.
Так постепенно выкристаллизовывается понятие «правовое воспитание». Начинаясь с воспитания гражданственности как идейно-нравственного свойства личности, напрямую связанного с патриотизмом, правовое воспитание направлено на понимание юридических законов, правовых норм и ответственности. Такое определение подразумевает безусловное воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности курсанта.
Основу правового воспитания составляют два взаимосвязанных компонента - рациональный и эмоциональный. Рациональный компонент правового воспитания воплощается через правовое образование (изучение правовых дисциплин в общеобразовательных и высших учебных заведениях) и правовую просветительскую деятельность (организация и проведение лекций по правовой тематике, публичные выступления юристов, юридические консультации, публицистические статьи по правовой тематике в средствах массовой информации и Интернете). Эмоциональный компонент правового воспитания проявляется в формировании нравственной и психологической атмосферы, способствующей формированию правового сознания человека, закреплению норм права во внутренней структуре индивидов (поощрение правомерного поведения через благодарности и награды, празднование государственных праздников). Для эффективности правового воспитания необходимо органическое сочетание рационального и эмоционального компонентов. Во время правового воспитания не только формируется правосознание, но и развивается правовая культура личности.
Об этом пишут исследователи, работавшие над этой проблемой в ХХ-ХХI веке. Ими правовое воспитание определено, как проблема неоднозначная. В общесоциологическом аспекте она понимается как система социального действия права и как государственная функция, которая является частью общественного управления, что означает планомерное юридическое влияние на участников социума.
В середине ХХ века такие авторы, как Е.А. Лукашева [11, с. 33-35] были зачинателями разработки современного понимания этого понятия. Они в целом почти одинаково определяли виды правового воспитания, особое внимание, уделяя правовому воспитанию широких народных масс и молодежи.
В середине 80-х годов в своих работах такие авторы, как А.И. Долгова [7], В.А. Балюк [2], Г.П. Давыдов [6] определяют правовое воспитание прежде всего, не как действие, а точное, планомерное воздействие на личность обучаемого с целью достижения выработки привычки правопослушного поведения, при этом необходимо отметить, что познание права есть не только усвоение некоей обязательной суммы знаний в этой области, но и то, что право неотделимо от нравственности и что правовая грамотность – это особый вид самоощущения, характеризующийся так называемым нравственно-правовым чувством.
В начале ХХI века такие авторы, как В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Холстик [1] развивают эти мысли, подразумевая под правовым воспитанием не только приобретение специальных знаний, посредством которых достигается формирование стойких правовых личностных убеждений, следствием которых и становится верное правовое поведение, которое осуществляется человеком в социуме. При социализации личности огромную роль играют такие факторы, как подражание, пример, заимствование и т.д. благодаря которым, если социализация проходит в обществе, уважающем право, усвоение и укрепление в сознании личности правовых норм проходит интенсивнее.
Это тем более важно, что осознание необходимости знания правовых норм определяется в соответствии мироощущения личности и авторитетного для этой личности сообщества, которое ее окружает, поскольку ориентация личности в мире ценностей всегда опирается на некие уважаемые мнения, существующие в статусе авторитета.
Таким образом, приобретенное правовое знание становится должным и ценным в сознании и поведении индивидуума только тогда, когда долженствование и ценность этих норм, во-первых, разделяет с индивидуумом некое человеческое сообщество, а во вторых, оно порождает бесспорные авторитеты, которые являются показательными носителями правового долженствования и ценности.
Так, в своих многочисленных трудах Кант формулирует как само понятие государства, в котором выделяет три ветви власти (верховную, как источник законов, исполнительную и судебную), так и само понятие права, определяя его как необходимое ограничение (всеобщий закон) волеизъявления индивидуумов. К тому же он впервые вводит понятия «правового» и «неправового» состояния, где первое подразумевает возможность пользоваться своими правами, а второе – отсутствие такой возможности, поскольку отсутствует «справедливость». Авторству Канта так же мы обязаны введением в обиход таких широко известных ныне понятий, как «гражданское» и «международное», право.
Иначе говоря, если общество, в котором существует индивидуум, состоит из законопослушных людей, то усвоение нормативного знания и поведенческих законопослушных привычек будет протекать быстрее.
Однако, необходимо заметить, что правовые нормы будут закрепляться в сознании людей только в том случае, если право опирается на моральные ценности, господствующие в том или ином человеческом сообществе. Иначе говоря, социум предъявляет к правовым нормам обязательное требование соответствия понятию «справедливость», обоснование которых вели и И. Кант в классической немецкой философии, В. Соловьев в классической русской философии [15].
Таким образом, само понятие права не функционирует только в рамках юриспруденции, но логично вытекает из социальных и философских категорий. Западная философская мысль с древних времен трудилась над этими категориями, труды лучших умов Европы, таких как Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Гоббс, Спиноза, Монтескье. Руссо и многих других, веками находили и обосновывали логическую связь между философией, общественной моралью, нравственностью и правом. Труды Канта и Гегеля в этой области совершенно справедливо можно считать вершиной поисков в этой области. Оба они признавали необходимым наличие соответствия морали и права.
Гегель в свою очередь строит целую философско-правовую систему, основой которой становится постулат о праве, как о свободе, в отличие от тех, кто понимает право, как ограничение свободы. Считая определение права, основанное на понятии «свободы» базовым для своей системы, Гегель, тем не менее, различает еще два вида понимания права: оно одновременно становится у философа и формой свободы и законом, ее ограничивающим [5].
Современные ученые, наследуя эту традицию признают, что во многом правовые нормы проистекали из моральных, закрепляя их в социуме и возводя моральные нормы в статус закона. Именно этот фактор особо следует учитывать при правовом воспитании личности, поскольку морально-нравственную ориентацию в социуме ребенок получает гораздо раньше, чем первые представления о действии законодательных норм.
Тем не менее, объединение этих понятий в сознании обучающегося может происходить на платформе «ценностей», не взирая на то, что формальное право строится на совершенно, казалось бы, иных, более конкретных основаниях, нежели морально-нравственные ориентиры. Мораль справедливость понимает более расплывчато и не всегда строго эквивалентно (что осуществляется в философии «добра» к ближнему, милосердия и сострадания и т.д.). Но, однако, именно на ценностной основе в процессе развития социума и происходит «отвердевание» моральных норм до статуса «закона» для всего общества, поскольку мораль вырастает из самой системы выживания личности, а закон впоследствии фиксирует нормы выживания, делая их обязательными для всех.
М.М. Галимов, изучая формы и средства правового воспитания, рассматривает их по следующим параметрам: «Если средства правового воспитания служат каналами передачи идейного содержания правовоспитательной работы, то формы правового воспитания выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего, как конкретные мероприятия или как типы конкретных мероприятий по правовому воспитанию трудящихся» [4, с.85]. Для такой деятельности должны привлекаться не только государственные и общественные организации. Такая работа должна методично проводиться в образовательных учреждениях. Таким образом, между правовым и морально-нравственным воспитанием мы ставим знак равенства.
Проведенный анализ педагогической, психологической и правовой литературы позволил сделать вывод о том, что вопросы правового воспитания подрастающего поколения занимают умы многих ученых и представляют собой важнейшую потребность современного общества. Кроме того, на сегодняшний момент имеются практические разработки, конкретные методики форм и методов, различных подходов к формированию правового воспитания.
1. Бабаев, В.К. Теория государства и права в схемах и определениях /В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. - М., 1998. - 526 с.
2. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся: учеб. пособие / В. А. Балюк. - Новосибирск., 1986.- 102 с.
3. Блонский П.П. Педагогика. - М.1979. - 400 с.
4. Галимов М.М. Правосознание и правовое воспитание в развитом социалистическом обществе / М. М. Галимов. М., 1973. - 184 с.,
5. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
6. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Г. П. Давыдов. М. -1984. - 25 с.
7. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи / А. И. Долгова. - М., 1979.- 47 с
8. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. /П.Ф Каптерев Избр. пед. соч. - М.,1982. - 703 с
9. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - 521 с
10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года и вступившая в силу 25 декабря 1993 года;
11. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность / Е. А. Лукашева. М., 1989.-268 с.
12. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. о воспитании / сост. Д. И. Латышина. М. - 2002. - С. 89.
13. Новиков Н.И. Умом и сердцем. Мысли о воспитании: хрестоматия. М., 1989. - 320 с.
14. Родькин П. История идеологии в современной России: отказ, имитация, обретение // интервью 2015 года. Электронный ресурс, дата обращения 17 августа 2019 https://ria.ru/20150319/1053364423.html
15. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005. 416 с.
16. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М., 1971. - 336
17. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 6. М., 1990. С. 331.