The problem of «Descriptive geometry» discipline teaching in global computerization conditions of educational process is reflected in this paper. The attention is emphasized on a fact that students’ training according to the proven classical scheme of this discipline teaching is included now into the obvious contradiction with IT technologies, which are strongly taking their place in educational process. The solution of this contradiction, along with providing of well-known conditions, requires development of proved technique related to descriptive geometry teaching with the maximum use of modern CAD systems’ opportunities. The option of organization of standard lecture, practical and laboratory studies related to descriptive geometry and practiced in the Penza State Technological Academy is shown in this paper using the example of one of methodical techniques.
descriptive geometry, engineering education, innovation, computer graphics, laboratory works.
В настоящее время система российской высшей школы претерпевает столь глобальные изменения, что скорость адаптации к изменившимся условиям и преподавательского состава, и абсолютного числа студентов не соответствует происходящим событиям в государственном образовании.
За прошедшие 15—20 лет наметился устойчивый процесс ориентации выпускников школ и гимназий явно не в направлении получения высшего технического инженерного образования. Но, как известно, крайний недостаток грамотных, всесторонне развитых инженеров лишает государство права достойно конкурировать с ведущими экономиками мира.
Поэтому Президентом РФ поставлен четкий ориентир для всех технических вузов на подготовку, по его словам, «целого ряда остро важных, злободневных инженерных специальностей, по которым работодатели ищут специалистов и не могут найти», что закладывает новый импульс в инженерное образование России. Вместе с этим, к сожалению, следует ожидать обострения ситуации по подготовке востребованных специалистов в вузах. Это связано с целым рядом объективных причин, таких как: переход на систему подготовки бакалавров вместо привычных инженеров; изъятие из школьного перечня дисциплины «Черчение»; неблагоприятная демографическая ситуация по стране в целом; высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава; малый процент молодых преподавателей по причине крайне низкой оплаты их труда и др. В сложившейся обстановке следует признать и тот факт, что подготовка студентов по инженерной графике по отработанной классической схеме преподавания дисциплины в настоящее время входит в очевидное противоречие с прочно занимающими свое место в учебном процессе IT-технологиями. Для решения этого противоречия необходим комплекс условий, который определяется наличием высококвалифицированных педагогов, современным материально-техническим оснащением учебного процесса и выработкой обоснованной методики преподавания инженерной графики с максимальным использованием возможностей современных CAD-систем. Главным в этом комплексе является личность педагога, который сможет в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса и выстроить учебный процесс таким образом, чтобы дать обучающимся высокий уровень профессионального образования. Основная педагогическая цель обусловлена выбором оптимальной технологии обучения, которая позволит разрешить актуальную проблему устранения противоречия между нарастающей потребностью в высококвалифицированных инженерных кадрах и снижением уровня подготовки этих кадров, а также заложить теоретическую базу под предлагаемую технологию обучения инженерной графике в системе высшей технической школы.
1. Frolov S.A. Nachertatel´naya geometriya. M.: INFRA-M, 2008.