Статья отражает проблему преподавания дисциплины «Начертательная геометрия» в условиях глобальной компьютеризации учебного процесса. Акцентируется внимание на том, что подготовка студентов по отработанной классической схеме преподавания данной дисциплины в настоящее время входит в очевидное противоречие с прочно занимающими свое место в учебном процессе IT-технологиями. Для решения этого противоречия, наряду с обеспечением общеизвестных условий, требуется выработка обоснованной методики преподавания начертательной геометрии с максимальным использованием возможностей современных CADси стем. В статье на примере одного из методических приемов показан вариант организации типовых лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплине, практикуемых в Пензенской государственной технологической академии.
начертательная геометрия, инженерное образование, инновация, компьютерная графика, лабораторные работы.
В настоящее время система российской высшей школы претерпевает столь глобальные изменения, что скорость адаптации к изменившимся условиям и преподавательского состава, и абсолютного числа студентов не соответствует происходящим событиям в государственном образовании.
За прошедшие 15—20 лет наметился устойчивый процесс ориентации выпускников школ и гимназий явно не в направлении получения высшего технического инженерного образования. Но, как известно, крайний недостаток грамотных, всесторонне развитых инженеров лишает государство права достойно конкурировать с ведущими экономиками мира.
Поэтому Президентом РФ поставлен четкий ориентир для всех технических вузов на подготовку, по его словам, «целого ряда остро важных, злободневных инженерных специальностей, по которым работодатели ищут специалистов и не могут найти», что закладывает новый импульс в инженерное образование России. Вместе с этим, к сожалению, следует ожидать обострения ситуации по подготовке востребованных специалистов в вузах. Это связано с целым рядом объективных причин, таких как: переход на систему подготовки бакалавров вместо привычных инженеров; изъятие из школьного перечня дисциплины «Черчение»; неблагоприятная демографическая ситуация по стране в целом; высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава; малый процент молодых преподавателей по причине крайне низкой оплаты их труда и др. В сложившейся обстановке следует признать и тот факт, что подготовка студентов по инженерной графике по отработанной классической схеме преподавания дисциплины в настоящее время входит в очевидное противоречие с прочно занимающими свое место в учебном процессе IT-технологиями. Для решения этого противоречия необходим комплекс условий, который определяется наличием высококвалифицированных педагогов, современным материально-техническим оснащением учебного процесса и выработкой обоснованной методики преподавания инженерной графики с максимальным использованием возможностей современных CAD-систем. Главным в этом комплексе является личность педагога, который сможет в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса и выстроить учебный процесс таким образом, чтобы дать обучающимся высокий уровень профессионального образования. Основная педагогическая цель обусловлена выбором оптимальной технологии обучения, которая позволит разрешить актуальную проблему устранения противоречия между нарастающей потребностью в высококвалифицированных инженерных кадрах и снижением уровня подготовки этих кадров, а также заложить теоретическую базу под предлагаемую технологию обучения инженерной графике в системе высшей технической школы.
1. Фролов С.А. Начертательная геометрия: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.