INDIVIDUAL TRAJECTORY OF METHODICAL SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the problem of building an individual trajectory of methodical self-development of a teacher is due to the change of reference points in the training and certification of teachers. The article presents an analysis of the category "methodological training" of a foreign language teacher from the point of view of both the process and the result. As a result of the analysis of psychological and pedagogical, methodological literature and comparison of essential characteristics of the desired category, the authors revealed that the teacher's methodological competence is a complex multi-faceted set of psychological, pedagogical and linguistic components. The content of the components of methodological training includes knowledge of modern approaches and technologies of training, knowledge about the essence and main characteristics of the learning process, the availability of skills and abilities of effective organization of the learning process, as well as personal and professional qualities of the teacher AND staff. On the basis of comparative analysis of requirements of the FSES IN teacher education and Professional standards articulate a set of knowledge, skills, and labor actions, constitute the essence of the methodical training of teachers of a foreign language and to determine the specific tasks of professional self-development and improvement of the teacher. The identified knowledge, skills and labor actions will allow you to design an individual program in accordance with the predicted difficulties and complications in your professional activity.

Keywords:
methodical training of a foreign language teacher, individual program of self-development of a teacher
Text

Актуальность

В настоящее время в центре внимания педагогического сообщества  оказалась национальная система учительского роста, которая предполагает смену ориентиров в подготовке и аттестации педагогов.

Согласно концептуальным предложениям, в основе которых лежит цель сформировать единую национальную систему учительского роста в Российской Федерации, необходимо разработать и установить определенные унифицированные требования к аттестации учителей (уровневому профессиональному квалификационному испытанию). При этом новая модель аттестации будет включать мониторинг четырех аспектов, касающихся профессиональной компетентности учителя: предметного, методического, психолого-педагогического и коммуникативного (включающего ИКТ-компетенции).

В этом контексте становится очевидным, что существенные изменения должны произойти и в системе подготовки учителей иностранных языков (далее ИЯ) будущее поколение педагогов должно готовиться на основе требований к профессиональным компетенциям и двигаться уже в том направлении, которое задает нам национальная система учительского роста.

Проблема

Особое внимание при этом следует обращать на один из ключевых моментов – методическую подготовку будущих учителей ИЯ, актуальность которой обусловлена существующим на сегодняшний день разрывом между теорией и практикой в системе высшего образования (П.В. Сысоев, Т.И. Шукшина, Г.И. Саранцев, Н.О. Яковлева, А.А. Марголис, К. Смит, Н.Д. Колетвинова, В. Шрекенберг и др.).

По мнению многих ученых, решение ряда проблем, связанных с гармоничным формированием личности, а также уровнем мастерства и профессионализма любого учителя, заключается в повышении качества и улучшения его методической подготовки, являющейся систематизирующим элементом педагогического образования и нацеленной на подготовку специалиста-профессионала, который обладает прогрессивным инновационным типом мышления и инновационным стилем профессиональной деятельности [8,12].

Качественная методическая подготовка учителя ИЯ на сегодняшний день является особо важной и острой проблемой в связи с тем фактом, что  ЕГЭ по иностранному языку становится обязательным, более того, сегодня мы наблюдаем непрерывные изменения социокультурного контекста изучения иностранных языков, которые характеризуются межкультурной интеграцией, многоуровневостью и вариативностью.

Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы

Необходимо отметить, что учеными активно исследуются вопросы методической подготовки учителей разных предметов: истории (Морозова О.Ю.), математики (Кучугурова Н.Д., Борисов В.В.), географии (Таможняя Е.А.), начальных классов (Никитина Л.А.) и др. В работах ученых рассматриваются проблемы, касающиеся объема и содержания методической составляющей профессиональной компетентности педагогов, модели организационной структуры методической системы, отдельные технологии и подходы к формированию исследуемого феномена в различных образовательных условиях.

Методическая составляющая профессиональной деятельности учителя ИЯ также является предметом исследований многих ученых. Значительный вклад в решение вопросов, связанных с сущностью и содержанием исследуемого феномена, был внесен Г.Т. Мельниковой, О.Н. Игна, А.В. Малевым, А.В. Дубаковым, П.В. Сысоевым, С.Н. Макееевой, Н.В. Языковой и др.

В то же время на сегодняшний день проблема относительно методического аспекта профессионального саморазвития, самореализации  учителя ИЯ по-прежнему остается актуальной и нерешенной [10].

Остановимся кратко на сути ключевого понятия – методическая подготовка учителя ИЯ и начнем с изучения понятия «методическая подготовка педагога» в целом, так как сущностные характеристики данной категории являются ключевыми для рассмотрения предмета нашего исследования.

В научной литературе встречается два подхода к трактовке категории «методическая подготовка педагога».

Авторы первого подхода рассматривают методическую подготовку учителя как процесс, особая роль в котором уделяется развитию и формированию профессионального опыта студентов посредством их погружения в педагогическую реальность –  прохождение различных видов практик, а также при внедрении в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий и методик, позволяющих реализовать и смоделировать составляющие будущей профессиональной деятельности (С.С. Атласова, Л.А. Низовцева, Г.Д. Очиров, Н.В. Федина, В.Ф. Габдулчаков, С.И. Десненко, И.А. Крутова, Т.А. Кириллова, С.Е. Царева). Более того, учеными рассматривается необходимость введения специальной дисциплины – методика преподавания (конкретного) предмета, изучая которую студент получает основные знания о целях, задачах, принципах обучения этому учебному предмету, знакомится с конкретными формами и эффективными методами формирования личностных качеств студентов определенными  средствами [1,4].

В рамках второго подхода методическая подготовка рассматривается как результат, который предполагает сформированность методической компетенции / компетентности учителя. При этом в данном случае методическая  компетентность учителя понимается следующим образом: это способность, базирующаяся на специальных знаниях, умениях и навыках, нацеленных на реализацию квалификационной (преподавательской) деятельности по преподаваемому предмету (Н. Махмудова, В. Кобилов), а также совокупность взаимосвязанных качеств личности, выраженных в умениях осуществлять качественный педагогический процесс. То есть в  данной ситуации речь идет об учителе-мастере, стремящемся к творчеству, который не только постоянно учится сам, но и может научить самостоятельно приобретать новые знания. При этом акцентируется внимание на наличии у педагога ценностных установок, а также способности овладевать различными методиками и технологиями обучения учебным предметам в процессе изучения специальных курсов (Ы.Т. Тороев, Е.Е. Син, Е.Ю. Никитина, С.Н. Татарницева, А.А. Люботинский, С.Е. Царева, Н.И. Щерба).

Следует отметить, что эти два подхода не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Иными словами, методическая подготовка является результатом процесса подготовки педагога как личности, способной и готовой к интеграции в образовательную среду, которая динамически изменяется и требует своевременного и качественного решения профессиональных задач разного уровня сложности [9].

Перейдем непосредственно к анализу сущности содержания методической подготовки учителя ИЯ.  Здесь важно подчеркнуть, что методическая подготовка рассматривается многими учеными как методическая компетенция / компетентность  учителя ИЯ.

Так, О.Н. Игна под методической компетентностью учителя ИЯ понимает следующее: это результат многоплановой подготовки, включающей в себя не только психолого-педагогическую, методическую, предметную подготовку, но и личный научно-исследовательский и профессиональный опыт. Таким образом, методическая компетентность учителя представляет собой такие комплексные, системные, интегративные личностно-профессиональные характеристики учителя, которые реализуются в его профессиональной педагогической деятельности – развитие иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся в научно-методической деятельности [3].

По словам А.В. Малева, методическая компетенция представляет собой систему взаимообусловленных личностно-профессиональных качеств, навыков и умений учителя ИЯ. В основе данной системы лежит способность педагога определить, выработать и реализовать ту методологию обучения предмету, которая соответствует новым смыслам и концепции иноязычного образования как сферы профессиональной деятельности [6]. С ним солидарна С.Н. Макеева: она относит методическую компетенцию к необходимой, базовой интегративной составляющей личности учителя иностранного языка, которая определяет не только его готовность, но и, базируясь на знаниях, умениях и отношениях,  способность эффективно и конструктивно решать задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции, образования, воспитания и развития учащихся [5].

Методическая компетенция учителя ИЯ, по заключению Е.Ю. Никитиной, О.Ю. Афанасьевой, М.Г. Федотовой, это умение организовать и реализовать образовательный процесс по иностранному языку, решение поставленных задач, используя современные знания и технологии. Более того, методическая компетенция носит динамичный и изменчивый характер. Это связано, в первую очередь, с  постоянным изменением и совершенствованием полученных знаний, сформированных умений и навыков, характера деятельности, а также индивидуальной манеры  преподавания. Таким образом, методическая компетенция – это комплексное, многогранное явление, включающее в себя компоненты психологической, педагогической и лингвистической природы [9].

Систематизировав проанализированную информацию, содержание методической подготовки / компетенции в совокупности можно представить как состоящее из следующих компонентов:

  • знание не только лингводидактики и методики, но и смежных дисциплин, таких как педагогика, психология, лингвистика;
  • знание современных подходов и технологий обучения конкретному предмету;
  • знание о сути и основных характеристик процесса обучения иностранным языкам;
  • наличие навыков и умений эффективной организации процесса обучения ИЯ (планирование, стиль преподавания);
  • личностно-профессиональные качества учителя ИЯ.

Иными словами, методическая подготовка / компетенция учителя ИЯ предполагает наличие у педагога совокупности таких способностей для осуществления качественного образовательного процесса, которые включают не только знания самого предмета, но и разнообразные методы, технологии, способы, приемы эффективного обучения конкретному предмету. В то же время методическая составляющая не ограничивается только процессуальной стороной деятельности, а также предполагает сформированность  у учителя ИЯ определенных личностных качеств, наличие ценностных установок, способность к непрерывному самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности.

В контексте данных рассуждений особо значимым становится построение своей собственной индивидуальной траектории методического саморазвития педагога.

Необходимость повышения уровня квалификации педагогического работника и непрерывность его профессионального развития обусловлена требованиями к кадровым условиям реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность данного вопроса. Тем не менее, важным пунктом является необходимость правильной организации этого процесса, поскольку, как указывает Н.И. Щукина,  «часто повышение квалификации педагога носит несистематичный, нецеленаправленный характер и бывает обусловлено случайными мотивами» [15, с. 124].

Ключевые точки индивидуальной траектории методического саморазвития педагога задаются требованиями профессионального стандарта. Рассмотрим их на примере актуализированной версии (ред. от 16.06.2019 г.) Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный N 30550).

В контексте наших рассуждений важным становится рассмотрение трудовой функции «Профессиональная деятельность по обучению».

Выделим те трудовые действия, которые составляют основу именно методической подготовки / компетенции учителя иностранного языка.

К ним мы отнесем следующие:

  • планирование проведения занятий по иностранному язык согласно содержанию основной общеобразовательной программы, а также в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
  • проведение занятий в соответствии с учебными планами и рабочей программой предмета «Иностранный язык», используя современные методики обучения;
  • осуществление объективной оценки образовательных результатов обучающихся в области иностранного языка в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) соответствующего уровня общего образования для корректировки и индивидуализирования форм и методов обучения иностранному языку.

Основными умениями являются:

  • умение отбирать, внедрять и практиковать современные образовательные технологии (в том числе ИКТ) и методики обучения иностранному языку, а также корректировать формы и методы обучения с учетом образовательных достижений обучающихся;
  • умение осуществлять проектирование учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения иностранному языку;
  • умение осуществлять педагогическое оценивание достижений обучающихся и применять инструментарий объективной оценки образовательных результатов.

Знаниевая составляющая методической компетентности учителя иностранного языка представлена знаниями:

  • содержания ФГОС соответствующего уровня общего образования и основной общеобразовательной программы;
  • педагогически релевантных форм и методов обучения;
  • содержания учебного предмета «Иностранный язык»;
  • содержания рабочей программы по учебному предмету «Иностранный язык»;
  • современных технологий и методик обучения иностранным языкам;
  • основ психодидактики и поликультурного образования;
  • принципов, методов и инструментов оценивания образовательных результатов обучающихся в области изучения иностранного языка.

Выводы

Таким образом, методическая компетенция учителя иностранного языка есть совокупность психологической, педагогической и лингвистической составляющих.

Согласно предъявляемым требованиям стандарта, важно выделить и определить конкретные задачи профессионального саморазвития и самосовершенствования педагога и спроектировать индивидуальную программу в соответствии с прогнозируемыми трудностями и осложнениями в профессиональной деятельности. Процесс реализации индивидуальной траектории саморазвития предполагает систематическую оценку и решения поставленных целей и задач, а также корректировка темпа, содержания, форм и методов деятельности по их достижению.

References

1. Abdullina, O.A. Obshepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v systeme vischego pedagogicheskogo obrazovaniya [General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education]. Moscow, Prosveschenie Publ., 1990. 141 p.)

2. Dubakov A.V., Hil'chenko T.V. Formation of methodological competitiveness of future foreign language teachers in the conditions of modernization of higher education. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual Problems of Human and Natural Sciences], 2014, no. 10, pp. 336 - 341. (in Russian)

3. Igna O.N. Structure and content of methodological competence of a foreign language teacher. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2010, no. 1, pp. 90 - 94. (in Russian)

4. Ippolitova N.V. Structure and content of the system of professional training of future teachers. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2013, no. 2 (18), pp. 17-24. (in Russian)

5. Makeeva S.N. Competence-based approach to methodological training of foreign language teachers. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta [Buryat State University Bulletin], 2010, no. 15, pp. 201 - 205. (in Russian)

6. Maljov A. V. Professional and personal development of the future foreign language teacher in the conditions of continuous methodological training at the University. Vestnik TGU, 2013, no. 11 (127). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnoe-razvitie-buduschego-prepodavatelya-inostrannogo-yazyka-v-usloviyah-nepreryvnoy-metodicheskoy-podgotovki-v (Accessed 05.05.2020).

7. Mel'nikova G. T. Methodological training of future teachers of foreign languages in modern conditions. Tradicii i novatorstvo v gumanitarnyh issledovanijah [Traditions and innovations in humanitarian studies], 2006, pp. 70-72.

8. Morozova O.Yu. System of methodological training of future teachers of history, social science and law: experience, problems and trends. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2014, no. 11, pp.125-131. (in Russian)

9. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu., Fedotova M.G. Methodological competence of a future foreign language teacher. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [South Ural State Humanitarian Pedagogical University bulletin], 2013, no.12, pp.54 - 65. (in Russian)

10. Sorokovyh G.V. Subyektno-deyatelnostniy podhod v lingvisticheskoy podgotove studentov [Subject-activity approach in the linguistic training of students]. Moscow, MPGU Publ., 2003. 178 p.

11. Toroev Y.T., Sin E.E. Methodological competence as an element of professional training of future teachers. Saint-Petersburg Educational Bulletin, 2017, no.5 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentsiya-kak-element-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya (Accessed 02.07.2019)

12. Tumasheva O.V. Methodological training of future teachers: immersion in professional reality. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 12 (218), pp. 63-70. (in Russian)

13. Careva S.E. Methodological training in the system of professional training of primary school teachers. International journal of experimental education, 2016, no. 12-1, pp. 37-39. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10755 (Accessed 27.06.2019).

14. Shherba N.I. Problematic aspects of methodology and methodological training of future teachers in the direction of training 050100. 62 pedagogical education, profile " Biology». Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14845 (Accessed 29.07.2019).

15. Shhukina N. I. Individual educational trajectory of a teacher as an innovative model of his professional development. Perm Pedagogical Journal, 2013, no. 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-pedagoga-kak-innovatsionnaya- (Accessed 12.04.2020).

16. Yazykova N.V. Praktikum po metodike obucheniya inostrannym yazykam [Workshop on foreign language teaching methods]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2012. 240 p.


Login or Create
* Forgot password?