Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the main characteristics of changes in Swedish education, caused by greening and the course towards the formation of a new educational paradigm in schools and higher educational institutions of the country. Starting in the last quarter of the twentieth century, Swedish education at all levels has undergone changes aimed at greening and a strong relationship with the international sustainable development agenda.

Keywords:
Sweden, education, environmental education, environmental thinking, ecologization
Text
Publication text (PDF): Read Download

Рассматривая образование как один из важнейших факторов улучшения и исправления текущего социального и экологического состояния планеты, стоит признать, что необходимость экологизации образования и воспитания в подрастающем поколении чувства повышенной ответственности за окружающую их природу, становятся совершенно очевидными [1]. Как справедливо замечает Е.В. Овсейчик: «…содержательная экологизация образовательной сферы может обеспечить в будущем расширение сознательности и ответственности человечества. Воспитание в условиях экодружественной коммуникации позволит ребенку не только социализироваться, но и выработать эмпатическую установку ко всему сущему» [2]. Данные мысли приобретают особую актуальность в связи с тем фактом, что потребление и использование ресурсов планеты идёт с невероятной скоростью, при этом американский учёный Ю. Одум (1913 - 2002), автор ряда классических работ по основам экологии, справедливо замечает, что человеческие достижения и блага построены на тех ресурсах, которые дала ему природа: «…пока не наступит какой-либо кризис, мы склонны принимать эти даровые блага и услуги природы как нечто само собой разумеющееся; нам кажется, что они никогда не иссякнут… И всё же цивилизация продолжает зависеть от окружающей среды, причем не только от энергетических и материальных ресурсов, но и от её жизненно важных процессов, таких, как круговороты воздуха и воды» [3, p. 12].

До последней четверти XX в. экологизация школьного образования в Швеции не носила массового и повсеместного характера. Безусловно, страна была знакома с педагогическими идеями датского просветителя Н. Грундтвига (1783−1872), который призывал учителей и педагогов к тесному знакомству учеников и подопечных с окружающей природой, считал, что занятия на свежем воздухе плодотворно влияют на эффективность уроков. Кроме того, уже в первой половине XX в. в стране стали появляться общественные объединения, фонды и организации, связанные с охраной природы, где могли себя проявить студенты и школьники. Однако в это время не приходиться говорить об общенациональном векторе на экологизацию образования, а скорее о частных и временных инициативах. В 1970-х гг. начинают наблюдаться первые государственные шаги в области экологического образования [4]. В 1980-е гг. повсеместная экологизация коснулась школьного образования. В эти годы педагог К. Карлеерд (1937 – 2001) и историк Б. Уден (1921 − 2016) начали сотрудничество по вопросу дополнительного преподавания истории в старших классах и высших педагогических заведениях [5]. Более других их заинтересовали вопросы экологической истории. В 1985 г. проект двух преподавателей получает финансирование от министерства образования страны – 150 тыс. крон на три года. Создатели исторического семинара решили начать работу над сюжетами экологической истории, ориентируясь на формулу «история − окружающая среда − педагогика» [6, p. 12]. По мнению авторов, история помогает понять корни экологических проблем и выяснить, как на разных исторических этапах люди относились к ним и что пытались предпринять. Ученики от подобных исследований получали достаточно много:

  1. В работе над экологическими проектами активно привлекаются знания из других предметов и дисциплин, особенно физики и химии.
  2. Участники проектов учатся работать с разнообразными источниками информации – от телевизионных передач и газетных статей до раритетов в городских архивах.
  3. Налаживается понимание взаимосвязей между различными событиями.
  4. Формируются знание и понимание реалий сегодняшнего дня.
  5. Естественно-научные причины современных экологических проблем дополняются историческими предпосылками, что позволяет искать новые и эффективные решения.
  6. У учащихся формируется экологическая ответственность (Карлеерд приводит любопытный пример, что решение от экологических проблем — это процесс, подобный лечению пациента у хорошего врача, – надо не только вылечить болезнь, но и объяснить отчего она возникла и что было не так с организмом, раз он подвергся болезни) [6, p. 19], при этом понятие «ответственность» не должно оставаться только в теоретической плоскости.

В идее Уден и Карлеерда красной нитью проходит мысль, которая неоднократно встречается у разных шведских авторов. Природа – это дар, полученный нами от родителей, и мы должны передать её нашим детям. Процесс передачи – звено одной бесконечной цепи. Природа Швеции – это то, что нельзя портить, чему нельзя наносить вред, и, если текущее поколение не смогло сделать её лучше, оно должно передать её следующему поколению, как минимум, не в худшем состоянии [6, p. 20]. За несколько лет до начала работы двух просветителей, эта мысль была закреплена и в международном документе – ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия: «Каждое государство - сторона настоящей Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям… природного наследия, упоминаемого в статьях 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него» [7]. Кроме озвученных ранее плюсов от подобного подхода, Карлеерд и Уден приводят 8 принципов понимания (или указаний для действий) взаимоотношений человека и природы немецкого историка Б. вон Борриеса, взятых шведскими педагогами на вооружение [8]:

  1. Человек – часть природы. Он не может существовать без неё, как сам человек не может существовать без тела.
  2. Экологическая история – часть настоящей исторической науки, несмотря на то, что ей уделяется несправедливо мало внимания.
  3. Наша сегодняшняя природа – часть нашей культуры, которую мы обязаны сохранить.
  4. Существуют так называемые скачки в развитии, такие, как возникновение сельского хозяйства или индустриальная революция, которые, безусловно, независимо от нас ухудшают экологическую обстановку.
  5. Всякий раз, когда человек вторгается в природу, он считает, что несет улучшения – но это является катастрофическим заблуждением.
  6. Не стоит считать, что локальные или региональные экологические кризисы не являются частью глобального кризиса.
  7. Решения экологических проблем обычно лежат в области науки и техники. Порочный круг замыкается – технические новинки, решающие старые экологические проблемы, порождают новые.
  8. От экологических проблем страдают все, без какого-либо исключения.

Сегодня в Швеции дети проходят основы окружающей среды и заботы о природе, начиная с возраста 4 лет, с ранних лет закладывая необходимый фундамент. В настоящий момент в Швеции находится 31 высшее учебное заведение – государственные и частные университеты, высшие школы и академии. В 24 высших учебных заведениях насчитывается более 90 программ обучения уровня подготовки бакалавров, магистров и кандидатов наук, направленных на решение экологических проблем. Высшее образование с важным экологическим компонентом можно получить в Стокгольме, Уппсале, Умео, Лунде, Карлстаде, Лулео, Гётеборге, Мальмё, Кальмаре, Йенчёпинге, Линчёпинге и ряде других городов − почти в каждом лене и его административном центре.

Экологической составляющей обучения и воспитания уделяется внимание и в уникальных скандинавских образовательных единицах – народных школах – образовательных учреждениях для учащихся разных возрастов, социального статуса и образования. На базе некоторых из них успешно реализуются международные программы, как, например, в высшей народной школе Эстерлена в лене Сконе. Программа подготовки предполагает обучение и поездку в страны Восточной Африки для обучения местного населения принципам устойчивого развития в хозяйстве и повседневной жизни [9]. Эти программы можно рассматривать и с той точки зрения, что Швеция через своих студентов использует политику «мягкой силы» − пропагандирует шведские культурные и политические ценности через гуманитарную работу. До сих пор можно говорить и об интересе России к подобным проектам, так как для нашей страны экологическая повестка с каждым годом не утрачивает своей важности [10].

На примере современной Швеции, которая уже не раз попадала во внимание отечественных исследователей в контексте становления и развития экологического образования [11], мы можем видеть, что опыт внедрения экологической повестки (а как следствие и повестки в сфере устойчивого развития) может позитивно сказаться на общем уровне образования и воспитания подрастающего поколения в стране. Необходимость этого очевидна ввиду новых условий функционирования нашего общества: «…экологическая ситуация формирует новые каноны культурности и образованности, которые должны стать ориентирами в процессе формирования экологической компетентности и становления экологической культуры у современных школьников, соответствующих целям устойчивого развития» [12].

References

1. Bonnett M. Towards an ecologization of education. The Journal of Environmental Education, 2020, vol. 50, no. 4-6. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00958964.2019.1687409?journalCode=vjee20 (Accessed 08 September 2020).

2. Ovseychik E.V. Ekologicheskaya etika v sisteme obrazovaniya / E. V. Ovseychik // Vescі BDPU. Seryya 1. − № 3. − S. 48-53.

3. Odum Yu. Ekologiya. T. 1. M.: Mir, 1986. - 326 s.

4. Hurramov I.A. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya na primere mirovogo soobschestva / I. A. Hurramov // Molodoy uchenyy. - 2012. - № 11 (46). - S. 493-496.

5. Toshtendal'-Salycheva T.A. Garmoniya lichnogo i obschestvennogo v tvorchestve Birgitty Uden / Toshtendal'-Salycheva T. A. // Dialog so vremenem. − 2013. − № 4 − S. 249-279.

6. Miljöhistoria. Karlegärd C., Toftenow H. (red). Lund: Studentlitteratur, 1990.

7. Konvenciya ob ohrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo naslediya YuNESKO 1972 g. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (data obrascheniya: 02.09.2020).

8. von Borries B. Umweltgeschichte. Vergessene Einsichten und neuartige Herausforderungen / B. von Borries // Geschichte lernen. - 1988. № 1. - S. 8 - 13.

9. Österlens folkhögskola. Östafrika; hållbar utveckling genom lokalt entreprenörskap - distanskurs. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.osterlen.fhsk.se/kurser/internationell/ostafrika-distanskurs/ (data obrascheniya: 05.09.2020).

10. Alexeeva N., Kasimov N., Mazurov Yu., Österlund S., Pakina A., Plepys A. Sustainable De-velopment in the Context of Education: Swedish Realities and Russian Potential. Geography, Environment, Sustainability. 2011;4 (1): 86-103. https://doi.org/10.24057/2071-9388-2011-4-1-86-103

11. Darinskaya L. A., Myshko E. V. Ekologicheskoe vospitanie v kontekste ekosocial'noy politiki / L. A. Darinskaya, E. V. Myshko // Zhurnal sociologii i social'noy antropologii. − № 1. T. 15. − S. 198-204.

12. Taylakova E.A. Vospitanie ekologicheskoy kul'tury molodezhi v Finlyandii i Shvecii / E. A. Taylakova // Vestnik Bashkirskogo universiteta. − № 3. T. 17. − S. 1398-1402.

Login or Create
* Forgot password?