FORECASTING COMBAT READINESS OF MILITARY PERSONNEL OF INFORMATION AND TECHNICAL DIVISIONS OF THE RUSSIAN AEROSPACE FORCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the development and verification of a model for psychodiagnostic forecasting of readiness of military personnel of information and technical units of the Russian aerospace forces to perform combat duty. The longitudinal study used standardized test tools (the method "Motivational profile of the individual", the personal questionnaire "Big five", the method of diagnosing the tendency to deviate behavior, the multi-level personal questionnaire" Adaptability", the method of studying the features of thinking), a questionnaire and expert assessment. Participants were 119 experts and 255 military personnel serving under a contract. The main difference in subgroups of military personnel of various degrees of readiness for combat duty was the presence of purposefulness and awareness of activity. In the regression model of predicting military readiness, the success of activity is associated with the presence of adaptive abilities, consciousness and intellectual potential. Combat readiness is reduced due to the soldier's tendency to aggression and violence, power and recognition, as well as utilitarian motivation. The results of the research allow us to improve the procedure for professional psychological selection of candidates for military service under a contract and preventative work with personnel, optimize training and combat training of military personnel, and ultimately increase the combat readiness of units and formations of constant readiness.

Keywords:
combat readiness of military personnel, diagnostic model, psychological forecasting, combat readiness forecasting, preventive diagnostics, professionally important qualities
Text

Актуальность. Современная психология не ограничивается описанием и оценкой тех или иных психических явлений, но и пытается предсказать их развитие. Психологическое прогнозирование приобретает особую значимость как центральный элемент профессионального отбора и подготовки личного состава, профилактики девиантных форм поведения. Развитыми прогностическими возможностями обладают диагностические методики и профилактические технологии. Среди всего многообразия психических явлений как предмета превенции военные психологи [2, 8, 11 и др.] выделяют готовность к службе, бою и выполнению учебно-боевых задач. Боеготовность как интегральный феномен имеет первостепенное значение для любых родов и видов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в первую очередь, для подразделений постоянной боевой готовности. К таковым, без преувеличения, следует отнести информационно-технические подразделения Воздушно-космических сил (ВКС). Военнослужащие соответствующих подразделений несут боевое дежурство в системе управления Воздушно-космических сил, поддерживают в постоянной боевой готовности технику, осваивают и успешно применяют новые технические средства, поставленные Минобороны России на вооружение, осуществляют контроль навигационной и баллистической информации космических аппаратов навигации, связи, ГЛОНАСС, аппаратов спутниковой разведки и слежения за мобильными средствами доставки баллистических и крылатых ракет с ядерными боеголовками (подводные лодки, надводные корабли, стратегические бомбардировщики), осуществляют видеотрансляцию с удаленных объектов Воздушно-космических сил и организуют селекторные совещания, обеспечивают обмен всеми видами информации в любых условиях обстановки, координируют и обрабатывают информацию. Выполнение широкого спектра оперативных задач актуализирует требование прогностической оценки боеготовности у военнослужащих информационно-технические подразделения Воздушно-космических сил. Именно потребность в психодиагностическом прогнозировании готовности представителей ВКС к несению боевого дежурства обусловила значимость проведенного нами научного исследования.

Методика исследования.

Цель исследования – разработать диагностическую модель прогнозирования боеготовности военнослужащих информационно-технических подразделений Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Исследование проводилось в два этапа: первый – 2018-2019 гг. – посвящен анализу актуальных факторов, определяющих боеготовность личного состава; второй – 2019-2020 гг. – направлен на разработку и верификацию модели прогнозирования боеготовности военнослужащих на основе личностных предикторов.

Применялся стандартизированный тестовый инструментарий, анкетный опрос и экспертная оценка. Основу диагностики составили: методика «Мотивационный профиль личности» (МПЛ; Ш. Ричи, П. Мартин [10]); личностный опросник «Большая пятерка» (FFI; П. Коста, Р. Мак-Крей [5]); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП; А.Н. Орёл [4]); Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-А; А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин [7]), методика исследования особенностей мышления (МИОМ; субтесты 2, 3 и 6 [11]). Тестирование и предобработка данных осуществлялись на базе автоматизированного рабочего места военного психолога (АРМ ВП 83т379). Анкета предусматривала оценку значимости показателя в рандомизированном списке различных аспектов, влияющих на боеготовность личного состава.

Экспертами в оценке особенности профессиональной деятельности военнослужащих информационно-технических подразделений выступали 51 человек (руководящий состав одной из воинских частей, дислоцированных на территории Московского региона, – 7 чел, военнослужащие исполнительского звена – 44 чел.). Средний возраст экспертов – 35,0 лет, стаж службы – 16,8 лет. Экспертами в определении профессионально важных качеств военнослужащих информационно-технических подразделений выступали 58 человек (руководящий состав – 8 чел, военнослужащие исполнительского звена – 50 чел.). Средний возраст экспертов – 35,84 лет, стаж службы – 18,1 лет. Экспертами по направлению оценки боеготовности и выявления военнослужащих с различной степенью готовности к выполнению учебно-боевых задач выступили 10 представителей командного состава (средний возраст экспертов – 43,1 года, стаж службы – 19,2 лет). В исследовании личностных предикторов и разработке диагностической модели приняли участие 135 и 120 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, соответственно (возраст – 26,9; стаж службы – 5,2 лет).

Математико-статистический аппарат определял достоверность различий в выборках (t-критерий Стьюдента). Использовался частотный, корреляционный, регрессионный и факторные анализы обработки эмпирических данных на базе программного продукта Statistica Ttial.

Результаты исследования и их обсуждение.

Согласно методологии научного исследования в приоритетном порядке были установлены факторы, оказывающие значимое влияние на готовность военнослужащих ВКС успешно нести боевое дежурство.

Факторный анализ данных с использованием метода главных компонент и вращением Varimax raw позволил выделить три компонента (фактора) боеготовности (табл. 1). Качество проведенного анализа оценено по дисперсии, которая составила 48,65 %, что указывает на достаточно высокую детерминацию анализируемого явления.

 

Таблица 1 – Факторные нагрузки в модели оценки боеготовности военнослужащих

 

Компоненты

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Идеологическое значение для России ведения боевых действий, в которых принимают участие военнослужащие

 

 

0,758547

Выраженность в боевой ситуации факторов экстремальности – угрозы жизни и здоровью, дефицита времени, внезапности и т.п.

 

0,820134

 

Выраженность факторов непосредственного негативного эмоционального воздействия (опасность, новизна, неопределенность, дискомфорт и т.д.)

 

0,898263

 

Выраженность факторов опосредованного эмоционального воздействия (увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность, афферентные операции и т.д.)

 

0,818201

 

Климатическая, географическая и экологическая комфортность ведения боевых действий

 

0,761990

 

Повышение уровня профессиональной компетентности (подготовленности) военнослужащих

0,726812

 

 

Информирование военнослужащих о проводимых боевых действиях

0,717476

 

 

Наличие у военнослужащих опыта участия в боевых действиях

 

0,766221

 

Мотивирование военнослужащих к ведению боевых действий

0,803208

 

 

Примечание: приведены компоненты с факторными нагрузками больше 0,7 единиц.

 

На основе исследования содержания входящих компонент проведено описание факторов. Первый фактор получил название «Результативность профессиональной психологической подготовки» (объясненная дисперсия – 32,93 %). Он определяет развитие профессиональной компетентности личного состава через воздействие таких показателей как «Повышение уровня профессиональной компетентности (подготовленности) военнослужащих», «Информирование военнослужащих о проводимых боевых действиях», «Мотивирование военнослужащих к ведению боевых действий».

Второй фактор – «Стрессогенность деятельности» (10,20 %). Рассматривается как влияние на боеготовность совокупности следующих показателей: «Выраженность в боевой ситуации факторов экстремальности – угрозы жизни и здоровью, дефицита времени, внезапности и т.п.», «Выраженность факторов непосредственного негативного эмоционального воздействия (опасность, новизна, неопределенность, дискомфорт и т.д.)», «Выраженность факторов опосредованного эмоционального воздействия (увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность, афферентные операции и т.д.)», «Климатическая, географическая и экологическая комфортность ведения боевых действий», «Наличие у военнослужащих опыта участия в боевых действиях».

Третий фактор – «Идеологическое влияние» (5,52 %) – предопределяется влиянием одного компонента «Идеологическое значение для России ведения боевых действий, в которых принимают участие военнослужащие».

Следует отметить, что вышеуказанные факторы связаны с гаммой индивидуально-психологических особенностей – характеристиками познавательно-прогностической, мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Для определения актуальности тех или иных профессионально важных качеств сопоставлены экспертные оценки боеготовности военнослужащих с чертами их личности.

Оценено различие в индивидуально-психологических особенностях военнослужащих с различной степенью боеготовности. Методом экспертной оценки из 120 военнослужащих были сформированы две полярные группы по 26 чел. (группы лиц с высокой и низкой боеготовностью). Экспертное оценивание базировалось на исследовании объективных показателей несения службы, дисциплинарной практики и психологическом профайлинге [9]. Сравнение проводилось по всем диагностическим характеристикам по t-критерию Стьюдента. Статистически значимые различия установлены на уровне р=0,01 только по шкале С («Сознательность») Пятифакторного личностного опросника (tэмп=2,822). Можно утверждать, что боеготовность военнослужащего во многом связана со степенью упорства, организованности и последовательности в достижении целей, а также осознанностью выбора военной службы как профессии служения Родине. Комплексный показатель «Сознательность» детерминирует боеготовность чувством долга, целеустремленностью, ответственностью. Личность проявляется через обязательность, исполнительность, стремление к профессиональным достижениям, самодисциплину, взвешенность и надежность исполнения должностных обязанностей. Данный частный вывод центрирует внимание на учете заявленных индивидуально-психологических особенностей в процессе профессионального психологического отбора военнослужащих по контракту, а также на необходимости их развития в ходе реализации психологической и военно-политической работы с личным составом.

Исследование паттерна индивидуально-психологических особенностей как предиктора боеготовности военнослужащих было дополнено корреляционным анализом по Спирмену. Статистически значимая корреляция установлена с некоторыми показателями методики «Мотивационный профиль личности» Ш. Ричи и П. Мартина – «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» (R=0,01); «Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке» (0,05); «Потребность в четком структурировании работы» (0,05); «Потребность в завоевании признания» (0,01); «Потребность во влиятельности и власти» (0,01); «Интересная и полезная работа» (0,05). Факторы личностного опросника «Большая пятерка» П. Коста и Р. Мак-Крей, проявившие статистически значимую корреляцию с боеготовностью, – «Открытость опыту» (0,05), «Сознательность» (0,01). Все показатели методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению и МЛО «Адаптивность», а также субтесты 2, 3 и 6 методики исследования особенностей мышления также продемонстрировали корреляционную взаимосвязь с готовностью военнослужащих нести боевое дежурство. Полученные (частные) результаты во многом совпадают с точкой зрения, приведенной в трудах ученых и психологов экстремальных видов деятельности [1, 3, 6 и др.]. Вследствие развитых (потенциальных) возможностей указанных выше диагностических методик все индикаторы были учтены при разработке регрессионной модели прогнозирования боеготовности личного состава.

Регрессионный анализ сформировал многопараметрическую прогностическую модель. Модель прогнозирования боеготовности военнослужащих может быть представлена в виде взвешивания и мультипликации отдельных личностных характеристик (табл. 2). В наиболее общем виде успешность связывается с отсутствием утилитарной мотивации, выраженностью адаптационных способностей, сознательности и интеллектуального потенциала. Боеготовность снижается из-за наличия склонности к агрессии и насилию, власти и признанию.

Таблица 2 – Параметры модели прогнозирования боеготовности

Показатель

Методика

Весовой коэффициент

МВ (материальное вознаграждение)

М-профиль

-0,392

ФУ (физические условия)

- // -

-0,247

СТ (структурирование)

- // -

-0,176

ВО (взаимоотношения)

- // -

-0,244

ПР (признание)

- // -

-0,111

ВВ (власть и влиятельность)

- // -

-0,207

РП (разнообразие и перемены)

- // -

-0,171

КР (креативность)

- // -

-0,143

СС (самосовершенствование)

- // -

-0,305

ИП (интерес и полезность)

- // -

0,230

С (сознательность)

5-ФЛО

0,133

ЛАП (личностный адаптационный потенциал)

МЛО «Адаптивность»

0,309

КП (коммуникативный потенциал)

МЛО «Адаптивность»

-0,154

ИМП (склонность к импульсивному поведению)

опросник СОП

0,144

АГР (склонность к агрессии и насилию)

- // -

-0,321

М3 (аналогии)

МИОМ

0,192

М6 (числовые ряды)

- // -

0,200

 

Верификация прогностической модели проведена методом сравнения результатов диагностической и экспертной оценки. Сведения по военнослужащим различной степени боеготовности были получены с интервалом 3-4 месяца (экспертное оценивание осуществлялось спустя 3-4 мес. диагностического прогнозирования). В ходе частотного анализа данных двух полярных групп по 20 человек сравнивались проценты достоверных заключений и соответствующих ошибок (табл. 3).

Таблица 3 – Показатели успешности прогнозирования боеготовности

Показатель

Ошибка, %

Группа 1 (высокая боеготовность)

10

Группа 2 (низкая боеготовность)

5

 

Приемлемые показатели качества прогнозирования (р=0,05) были установлены для подхода к выявлению военнослужащих с низкой степенью готовности к несению боевого дежурства. Лица с высокой степенью боеготовности (2 чел.), к сожалению, могут быть ошибочно отнесены к группе «низкая боеготовность». Более точное исследование следует провести на основе увеличения объема выборки, а также срока прогнозирования.

Комплексное исследование позволило нам не только подтвердить значимость личностных предикторов для прогнозирования боеготовности военнослужащих ВКС, но и оценить вклад различных профессионально важных качеств в регрессионную модель прогнозирования. Приведенная модель прогнозирования боеготовности основана на личностных предикторах, в первую очередь, ценностно-мотивационной сферы человека. За пределами исследования и оценки остались социальные аспекты (групповая сплоченность, межличностные отношения, семейная ситуация и т.п.), ситуативные параметры, а также иные детерминанты (самочувствие, физическая подготовленность, состояние здоровья и т.п.). Превентивная диагностика боеготовности основана на базальных свойствах личности и носит пролонгированный характер.

Выводы.

Боеготовность военнослужащих информационно-технических подразделений Воздушно-космических сил Российской Федерации определяется степенью выраженности, в первую очередь, таких свойств личности как чувство долга, целеустремленность, ответственность, надежность исполнения должностных обязанностей, дисциплинированность. Несмотря на сложный характер детерминации данного феномена военному психологу доступно его психодиагностическое прогнозирование. Модель прогнозирования боеготовности военнослужащих представляется в виде взвешивания и мультипликации отдельных личностных характеристик. Успешность деятельности связывается с наличием адаптационных способностей, сознательности и интеллектуального потенциала. Боеготовность снижается из-за выраженности у военнослужащего склонности к агрессии и насилию, власти и признанию, а также утилитарной мотивации.

Принимая во внимание использование в модели прогнозирования типовых диагностических методик военного психолога, реализованных в АРМ ВП 83т379, внедрение предложенного нами подхода состоит лишь в настройке решающих правил в вышеуказанном автоматизированном рабочем месте. Таким образом, результаты нашего исследования носят прикладной характер и направлены на совершенствование психодиагностической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

References

1. Belov V.V., Korzunin A.V., Yusupov V.V., Kostin D.V. Metody ocenki nervno-psihicheskoy ustoychivosti voennosluzhaschih [Methods for assessing the neuropsychological stability of military personnel] // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014. №3. pp. 75-88. (in Russian)

2. Voronina N.L., Nekrasova E.A. Vozmozhnosti primeneniya «associativnyh kart» pri rabote s voennosluzhaschimi, zastupayuschimi v karaul [The possibility of using "associative maps" when working with military personnel who take over the guard] // Gumanitarnyy vestnik Voennoy akademii raketnyh voysk strategicheskogo naznacheniya. 2017. № 4 (8). pp. 158-166. (in Russian)

3. Zhukov A.M., Kanukova E.Yu., Serdakova K.G. Osobennosti motivacii uchebnoy deyatel'nosti studentov: sravnitel'nyy analiz [Features of motivation of educational activity of students: comparative analysis] // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2013. № 4 (24). pp. 8-12. (in Russian)

4. Kleyberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Social psychology of deviant behavior: textbook for universities]. M., 2004. pp.141-154. (in Russian)

5. Kokurin A.V., Petrov V. E. Osobennosti primeneniya Pyatifaktornogo lichnostnogo oprosnika v deyatel'nosti psihologov organov vnutrennih del [Features of application of the five-Factor personal questionnaire in activity of psychologists of law-enforcement bodies] // Psihologiya i pravo. 2016. T. 6, № 3. pp. 40-47. (in Russian)

6. Litvinova A.V., Aver'yanova K.A. Proyavleniya samokontrolya i sovladaniya so stressom u voennosluzhaschih [Manifestations of self-control and coping with stress in military personnel] // Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy konferencii, posvyaschennoy prazdnovaniyu 15-letiya Moskovskogo universiteta MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya. M., 2017. pp. 309-313. (in Russian)

7. Maklakov A.G. Lichnostnyy adaptacionnyy potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah [Personal adaptational potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions] // Psihologicheskiy zhurnal. 2001. T. 22. № 1. pp. 16-24. (in Russian)

8. Maklakov A.G. Psihologicheskoe prognozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah deyatel'nosti [Psychological forecasting in extreme conditions of activity] // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2009. №4 (Psihologiya). pp. 6-23. (in Russian)

9. Mal'ceva T.V., Petrov V.E. Psihologicheskiy profayling. Praktikum: uchebnoe posobie [Psychological profiling. Workshop: a training manual]. M.: RIOR: INFRA-M Publ., 2020. 95 p. (in Russian)

10. Richi Sh., Martin P. Upravlenie motivaciey / Pod red. E.A. Klimova. [Motivation Management / ed. by E.A. Klimov] M.: Yuniti-Dana Publ., 2004. 399 p. (in Russian)

11. Tyurin A.I., Nosov A.V. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty ocenki sluzhebnogo povedeniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii [Theoretical and methodological aspects of evaluating service behavior of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation] // Pravo v Vooruzhennyh silah. 2010. № 10 (160). pp. 33-35. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?