Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена разработке и верификации модели психодиагностического прогнозирования готовности военнослужащих информационно-технических подразделений Воздушно-космических сил Российской Федерации к несению боевого дежурства. В ходе лонгитюдного исследования применялся стандартизированный тестовый инструментарий (методика «Мотивационный профиль личности», личностный опросник «Большая пятерка», методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», методика исследования особенностей мышления), анкетный опрос и экспертная оценка. Участниками были 119 экспертов и 255 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Основное различие в подгруппах военнослужащих различной степени готовности к несению боевого дежурства состояло в наличие целеустремленности и осознанности деятельности. В регрессионной модели прогнозирования боеготовности военнослужащих успешность деятельности связана с наличием адаптационных способностей, сознательности и интеллектуального потенциала. Боеготовность снижается из-за выраженности у военнослужащего склонности к агрессии и насилию, власти и признанию, а также утилитарной мотивации. Результаты проведенного научного исследования позволяют совершенствовать процедуру профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу по контракту и профилактическую работу с личным составом, оптимизировать учебно-боевую подготовку военнослужащих, в конечном счете, повысить боеготовность частей и соединений постоянной готовности.
боеготовность военнослужащих, диагностическая модель, психологическое прогнозирование, прогнозирование боеготовности, превентивная диагностика, профессионально важные качества
Актуальность. Современная психология не ограничивается описанием и оценкой тех или иных психических явлений, но и пытается предсказать их развитие. Психологическое прогнозирование приобретает особую значимость как центральный элемент профессионального отбора и подготовки личного состава, профилактики девиантных форм поведения. Развитыми прогностическими возможностями обладают диагностические методики и профилактические технологии. Среди всего многообразия психических явлений как предмета превенции военные психологи [2, 8, 11 и др.] выделяют готовность к службе, бою и выполнению учебно-боевых задач. Боеготовность как интегральный феномен имеет первостепенное значение для любых родов и видов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в первую очередь, для подразделений постоянной боевой готовности. К таковым, без преувеличения, следует отнести информационно-технические подразделения Воздушно-космических сил (ВКС). Военнослужащие соответствующих подразделений несут боевое дежурство в системе управления Воздушно-космических сил, поддерживают в постоянной боевой готовности технику, осваивают и успешно применяют новые технические средства, поставленные Минобороны России на вооружение, осуществляют контроль навигационной и баллистической информации космических аппаратов навигации, связи, ГЛОНАСС, аппаратов спутниковой разведки и слежения за мобильными средствами доставки баллистических и крылатых ракет с ядерными боеголовками (подводные лодки, надводные корабли, стратегические бомбардировщики), осуществляют видеотрансляцию с удаленных объектов Воздушно-космических сил и организуют селекторные совещания, обеспечивают обмен всеми видами информации в любых условиях обстановки, координируют и обрабатывают информацию. Выполнение широкого спектра оперативных задач актуализирует требование прогностической оценки боеготовности у военнослужащих информационно-технические подразделения Воздушно-космических сил. Именно потребность в психодиагностическом прогнозировании готовности представителей ВКС к несению боевого дежурства обусловила значимость проведенного нами научного исследования.
Методика исследования.
Цель исследования – разработать диагностическую модель прогнозирования боеготовности военнослужащих информационно-технических подразделений Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Исследование проводилось в два этапа: первый – 2018-2019 гг. – посвящен анализу актуальных факторов, определяющих боеготовность личного состава; второй – 2019-2020 гг. – направлен на разработку и верификацию модели прогнозирования боеготовности военнослужащих на основе личностных предикторов.
Применялся стандартизированный тестовый инструментарий, анкетный опрос и экспертная оценка. Основу диагностики составили: методика «Мотивационный профиль личности» (МПЛ; Ш. Ричи, П. Мартин [10]); личностный опросник «Большая пятерка» (FFI; П. Коста, Р. Мак-Крей [5]); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП; А.Н. Орёл [4]); Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-А; А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин [7]), методика исследования особенностей мышления (МИОМ; субтесты 2, 3 и 6 [11]). Тестирование и предобработка данных осуществлялись на базе автоматизированного рабочего места военного психолога (АРМ ВП 83т379). Анкета предусматривала оценку значимости показателя в рандомизированном списке различных аспектов, влияющих на боеготовность личного состава.
Экспертами в оценке особенности профессиональной деятельности военнослужащих информационно-технических подразделений выступали 51 человек (руководящий состав одной из воинских частей, дислоцированных на территории Московского региона, – 7 чел, военнослужащие исполнительского звена – 44 чел.). Средний возраст экспертов – 35,0 лет, стаж службы – 16,8 лет. Экспертами в определении профессионально важных качеств военнослужащих информационно-технических подразделений выступали 58 человек (руководящий состав – 8 чел, военнослужащие исполнительского звена – 50 чел.). Средний возраст экспертов – 35,84 лет, стаж службы – 18,1 лет. Экспертами по направлению оценки боеготовности и выявления военнослужащих с различной степенью готовности к выполнению учебно-боевых задач выступили 10 представителей командного состава (средний возраст экспертов – 43,1 года, стаж службы – 19,2 лет). В исследовании личностных предикторов и разработке диагностической модели приняли участие 135 и 120 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, соответственно (возраст – 26,9; стаж службы – 5,2 лет).
Математико-статистический аппарат определял достоверность различий в выборках (t-критерий Стьюдента). Использовался частотный, корреляционный, регрессионный и факторные анализы обработки эмпирических данных на базе программного продукта Statistica Ttial.
Результаты исследования и их обсуждение.
Согласно методологии научного исследования в приоритетном порядке были установлены факторы, оказывающие значимое влияние на готовность военнослужащих ВКС успешно нести боевое дежурство.
Факторный анализ данных с использованием метода главных компонент и вращением Varimax raw позволил выделить три компонента (фактора) боеготовности (табл. 1). Качество проведенного анализа оценено по дисперсии, которая составила 48,65 %, что указывает на достаточно высокую детерминацию анализируемого явления.
Таблица 1 – Факторные нагрузки в модели оценки боеготовности военнослужащих
Компоненты |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Идеологическое значение для России ведения боевых действий, в которых принимают участие военнослужащие |
|
|
0,758547 |
Выраженность в боевой ситуации факторов экстремальности – угрозы жизни и здоровью, дефицита времени, внезапности и т.п. |
|
0,820134 |
|
Выраженность факторов непосредственного негативного эмоционального воздействия (опасность, новизна, неопределенность, дискомфорт и т.д.) |
|
0,898263 |
|
Выраженность факторов опосредованного эмоционального воздействия (увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность, афферентные операции и т.д.) |
|
0,818201 |
|
Климатическая, географическая и экологическая комфортность ведения боевых действий |
|
0,761990 |
|
Повышение уровня профессиональной компетентности (подготовленности) военнослужащих |
0,726812 |
|
|
Информирование военнослужащих о проводимых боевых действиях |
0,717476 |
|
|
Наличие у военнослужащих опыта участия в боевых действиях |
|
0,766221 |
|
Мотивирование военнослужащих к ведению боевых действий |
0,803208 |
|
|
Примечание: приведены компоненты с факторными нагрузками больше 0,7 единиц.
На основе исследования содержания входящих компонент проведено описание факторов. Первый фактор получил название «Результативность профессиональной психологической подготовки» (объясненная дисперсия – 32,93 %). Он определяет развитие профессиональной компетентности личного состава через воздействие таких показателей как «Повышение уровня профессиональной компетентности (подготовленности) военнослужащих», «Информирование военнослужащих о проводимых боевых действиях», «Мотивирование военнослужащих к ведению боевых действий».
Второй фактор – «Стрессогенность деятельности» (10,20 %). Рассматривается как влияние на боеготовность совокупности следующих показателей: «Выраженность в боевой ситуации факторов экстремальности – угрозы жизни и здоровью, дефицита времени, внезапности и т.п.», «Выраженность факторов непосредственного негативного эмоционального воздействия (опасность, новизна, неопределенность, дискомфорт и т.д.)», «Выраженность факторов опосредованного эмоционального воздействия (увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность, афферентные операции и т.д.)», «Климатическая, географическая и экологическая комфортность ведения боевых действий», «Наличие у военнослужащих опыта участия в боевых действиях».
Третий фактор – «Идеологическое влияние» (5,52 %) – предопределяется влиянием одного компонента «Идеологическое значение для России ведения боевых действий, в которых принимают участие военнослужащие».
Следует отметить, что вышеуказанные факторы связаны с гаммой индивидуально-психологических особенностей – характеристиками познавательно-прогностической, мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Для определения актуальности тех или иных профессионально важных качеств сопоставлены экспертные оценки боеготовности военнослужащих с чертами их личности.
Оценено различие в индивидуально-психологических особенностях военнослужащих с различной степенью боеготовности. Методом экспертной оценки из 120 военнослужащих были сформированы две полярные группы по 26 чел. (группы лиц с высокой и низкой боеготовностью). Экспертное оценивание базировалось на исследовании объективных показателей несения службы, дисциплинарной практики и психологическом профайлинге [9]. Сравнение проводилось по всем диагностическим характеристикам по t-критерию Стьюдента. Статистически значимые различия установлены на уровне р=0,01 только по шкале С («Сознательность») Пятифакторного личностного опросника (tэмп=2,822). Можно утверждать, что боеготовность военнослужащего во многом связана со степенью упорства, организованности и последовательности в достижении целей, а также осознанностью выбора военной службы как профессии служения Родине. Комплексный показатель «Сознательность» детерминирует боеготовность чувством долга, целеустремленностью, ответственностью. Личность проявляется через обязательность, исполнительность, стремление к профессиональным достижениям, самодисциплину, взвешенность и надежность исполнения должностных обязанностей. Данный частный вывод центрирует внимание на учете заявленных индивидуально-психологических особенностей в процессе профессионального психологического отбора военнослужащих по контракту, а также на необходимости их развития в ходе реализации психологической и военно-политической работы с личным составом.
Исследование паттерна индивидуально-психологических особенностей как предиктора боеготовности военнослужащих было дополнено корреляционным анализом по Спирмену. Статистически значимая корреляция установлена с некоторыми показателями методики «Мотивационный профиль личности» Ш. Ричи и П. Мартина – «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» (R=0,01); «Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке» (0,05); «Потребность в четком структурировании работы» (0,05); «Потребность в завоевании признания» (0,01); «Потребность во влиятельности и власти» (0,01); «Интересная и полезная работа» (0,05). Факторы личностного опросника «Большая пятерка» П. Коста и Р. Мак-Крей, проявившие статистически значимую корреляцию с боеготовностью, – «Открытость опыту» (0,05), «Сознательность» (0,01). Все показатели методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению и МЛО «Адаптивность», а также субтесты 2, 3 и 6 методики исследования особенностей мышления также продемонстрировали корреляционную взаимосвязь с готовностью военнослужащих нести боевое дежурство. Полученные (частные) результаты во многом совпадают с точкой зрения, приведенной в трудах ученых и психологов экстремальных видов деятельности [1, 3, 6 и др.]. Вследствие развитых (потенциальных) возможностей указанных выше диагностических методик все индикаторы были учтены при разработке регрессионной модели прогнозирования боеготовности личного состава.
Регрессионный анализ сформировал многопараметрическую прогностическую модель. Модель прогнозирования боеготовности военнослужащих может быть представлена в виде взвешивания и мультипликации отдельных личностных характеристик (табл. 2). В наиболее общем виде успешность связывается с отсутствием утилитарной мотивации, выраженностью адаптационных способностей, сознательности и интеллектуального потенциала. Боеготовность снижается из-за наличия склонности к агрессии и насилию, власти и признанию.
Таблица 2 – Параметры модели прогнозирования боеготовности
Показатель |
Методика |
Весовой коэффициент |
МВ (материальное вознаграждение) |
М-профиль |
-0,392 |
ФУ (физические условия) |
- // - |
-0,247 |
СТ (структурирование) |
- // - |
-0,176 |
ВО (взаимоотношения) |
- // - |
-0,244 |
ПР (признание) |
- // - |
-0,111 |
ВВ (власть и влиятельность) |
- // - |
-0,207 |
РП (разнообразие и перемены) |
- // - |
-0,171 |
КР (креативность) |
- // - |
-0,143 |
СС (самосовершенствование) |
- // - |
-0,305 |
ИП (интерес и полезность) |
- // - |
0,230 |
С (сознательность) |
5-ФЛО |
0,133 |
ЛАП (личностный адаптационный потенциал) |
МЛО «Адаптивность» |
0,309 |
КП (коммуникативный потенциал) |
МЛО «Адаптивность» |
-0,154 |
ИМП (склонность к импульсивному поведению) |
опросник СОП |
0,144 |
АГР (склонность к агрессии и насилию) |
- // - |
-0,321 |
М3 (аналогии) |
МИОМ |
0,192 |
М6 (числовые ряды) |
- // - |
0,200 |
Верификация прогностической модели проведена методом сравнения результатов диагностической и экспертной оценки. Сведения по военнослужащим различной степени боеготовности были получены с интервалом 3-4 месяца (экспертное оценивание осуществлялось спустя 3-4 мес. диагностического прогнозирования). В ходе частотного анализа данных двух полярных групп по 20 человек сравнивались проценты достоверных заключений и соответствующих ошибок (табл. 3).
Таблица 3 – Показатели успешности прогнозирования боеготовности
Показатель |
Ошибка, % |
Группа 1 (высокая боеготовность) |
10 |
Группа 2 (низкая боеготовность) |
5 |
Приемлемые показатели качества прогнозирования (р=0,05) были установлены для подхода к выявлению военнослужащих с низкой степенью готовности к несению боевого дежурства. Лица с высокой степенью боеготовности (2 чел.), к сожалению, могут быть ошибочно отнесены к группе «низкая боеготовность». Более точное исследование следует провести на основе увеличения объема выборки, а также срока прогнозирования.
Комплексное исследование позволило нам не только подтвердить значимость личностных предикторов для прогнозирования боеготовности военнослужащих ВКС, но и оценить вклад различных профессионально важных качеств в регрессионную модель прогнозирования. Приведенная модель прогнозирования боеготовности основана на личностных предикторах, в первую очередь, ценностно-мотивационной сферы человека. За пределами исследования и оценки остались социальные аспекты (групповая сплоченность, межличностные отношения, семейная ситуация и т.п.), ситуативные параметры, а также иные детерминанты (самочувствие, физическая подготовленность, состояние здоровья и т.п.). Превентивная диагностика боеготовности основана на базальных свойствах личности и носит пролонгированный характер.
Выводы.
Боеготовность военнослужащих информационно-технических подразделений Воздушно-космических сил Российской Федерации определяется степенью выраженности, в первую очередь, таких свойств личности как чувство долга, целеустремленность, ответственность, надежность исполнения должностных обязанностей, дисциплинированность. Несмотря на сложный характер детерминации данного феномена военному психологу доступно его психодиагностическое прогнозирование. Модель прогнозирования боеготовности военнослужащих представляется в виде взвешивания и мультипликации отдельных личностных характеристик. Успешность деятельности связывается с наличием адаптационных способностей, сознательности и интеллектуального потенциала. Боеготовность снижается из-за выраженности у военнослужащего склонности к агрессии и насилию, власти и признанию, а также утилитарной мотивации.
Принимая во внимание использование в модели прогнозирования типовых диагностических методик военного психолога, реализованных в АРМ ВП 83т379, внедрение предложенного нами подхода состоит лишь в настройке решающих правил в вышеуказанном автоматизированном рабочем месте. Таким образом, результаты нашего исследования носят прикладной характер и направлены на совершенствование психодиагностической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
1. Белов В.В., Корзунин А.В., Юсупов В.В., Костин Д.В. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3. С. 75-88.
2. Воронина Н.Л., Некрасова Е.А. Возможности применения «ассоциативных карт» при работе с военнослужащими, заступающими в караул // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 4 (8). С. 158-166.
3. Жуков А.М., Канукова Е.Ю., Сердакова К.Г. Особенности мотивации учебной деятельности студентов: сравнительный анализ // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4 (24). С. 8-12.
4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М., 2004. С.141-154.
5. Кокурин А.В., Петров В. Е. Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел // Психология и право. 2016. Т. 6, № 3. С. 40-47.
6. Литвинова А.В., Аверьянова К.А. Проявления самоконтроля и совладания со стрессом у военнослужащих // Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. М., 2017. С. 309-313.
7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
8. Маклаков А.Г. Психологическое прогнозирование в экстремальных условиях деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №4 (Психология). С. 6-23.
9. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Психологический профайлинг. Практикум: учебное пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. 95 с.
10. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией / Под ред. Е.А. Климова. М.: Юнити-Дана, 2004. 399 с.
11. Тюрин А.И., Носов А.В. Теоретические и методические аспекты оценки служебного поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. 2010. № 10 (160). С. 33-35.