DIGITAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A CLAUSE FOR THE EFFECTIVENESS OF FIRE TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the problem of digital competence formation in the process of fire training is considered. In order to improve the training process for police officers, a new computer program has been developed that can be used with different categories of students in various forms of training: full-time, distance, and interactive. The Situation program proposed by the authors allows using distance learning tools in order to implement continuous training and maintain the level of readiness of ATS employees for effective operational and service activities. The program is used by students of educational organizations at the initial stage of training, in order to improve the skills of using firearms in various legally significant situations. Classes are conducted in the following modes: remotely or face-to-face. As a result, the motivation to achieve success increases, confidence increases; social responsibility, in particular, compliance with the law when making a decision about the use of firearms. The program consists of three modules: "Preparation", "photo Testing", and "Video testing". The student was offered theoretical materials necessary for making a decision about the use of firearms, testing on photos in a static image of a potential threat; testing on video fragments represents a complex of situations in which weapons are used.

Keywords:
employees of law enforcement bodies, fire training, innovative processes
Text

В современных условиях  формирование цифровой компетентности является общегосударственной проблемой, в частности, формирование цифровой компетентности сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности, определяющийся комплексом знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования в процессе профессионально-психологической подготовки. Сформированная цифровая компетентность позволить использовать в процессе подготовки различные цифровые технологии и Интернет-ресурсы. Важно отметить, что в результате сформированной  цифровой грамотности, сотрудники органов внутренних дел  формируют профессионально-значимые цифровые компетенции. Цифровые компетенции понимаются нами как способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Сотрудникам органов внутренних дел в современных условиях необходимо развивать цифровую, информационную грамотность, совершенствовать коммуникацию, уметь работать с большим потоком информации, анализировать и принимать решение, в результате которого будет решаться  проблема.

Таким образом, современному сотруднику органов внутренних дел требуется специализированная подготовка цифровым навыкам сотрудников органов внутренних дел в контексте непрерывного обучения. Осмысление новых функций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России в обучении цифровым навыкам слушателей, апробирование инновационных моделей образования, освоение передовых образовательных психотехнологий, позволит сформировать цифровую грамотность, а в последствии цифровую компетентность. Важно отметить, что сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с воздействием новых цифровых технологий, влияющих на эффективность  оперативно-служебной деятельности,  актуализацию поставленных  задач и способ  их организации выполнения.

Анализ зарубежного опыта показал, что полицейские организации имеют значительный опыт применения цифровых технологий для повышения эффективности и результативности деятельности [10], что является основным двигателем инноваций и улучшений в системе органов внутренних дел [11], [8]. Эффективная организации деятельности полиции, повышает качество выполняемых задач, как и ожидают граждане, что формирует доверие граждан и высокую оценку действий полицейских [7].

Использование новых форм цифровых технологий способствует повышению профессионального статуса и авторитета полиции в обществе. Наиболее значимым фактором является убежденность в том, что учет последних технологических тенденций, принятые во внимание руководством полиция, не позволят отстать в борьбе с преступниками и защите гражданских лиц [9]. Цифровая технология необходима и востребована в современном непрерывном процессе профессионализации и специализации сотрудников полиции [6]. Использование современных цифровых технологий в подразделениях полиции, позволит осуществить переход к более профессиональному способу управления полицией, при котором больше внимания уделяется эффективности, децентрализации управления, аутсорсингу - найму персонала, показателям эффективности, управлению рисками [11].

Наиболее популярный инструмент на сегодняшний день в стрельбе это тренажер. Он дает возможность получения практических установок, действий по командам руководителя стрельбы, изготовки для стрельбы и спуска курка, характерных для стрельбы из боевого оружия. Боеприпасы при этом не расходуются, и, что немаловажно, практически полностью исключена возможность нарушения мер безопасности, по сравнению с проведением боевых стрельб. К несомненным достоинствам тренажеров следует отнести возможность проведения тренировок с использованием практически любого вида оружия, простоту установки и настройки. Современные отечественные и зарубежные предприятия представляют достаточно широкий спектр различных стрелковых тренажеров, позволяющих проводить обучение сотрудников органов внутренних дел огневой подготовке. Ведущими организациями в данной области выступают: ООО НПП «Антарес-ТП» (Москва), ООО НПП «СКАТТ» (Москва), ООО «АМА» (Санкт-Петербург), ООО «Лиметед НТЦ» (Новосибирск), ФАТС (США), ООО «Армаком» (Москва) и т. д.

Наиболее современными образцами стрелковых тренажеров стали мультимедийные интерактивные аппаратно-программные комплексы типа «Рубин-Тир». Данные комплексы позволяют проводить занятия по огневой подготовке в соответствии с курсом стрельб, а также моделировать различные боевые ситуации. Видеопроекционное оборудование формирует изображение мишеней или интерактивные видеосюжеты и проектирует их на экран. К недостаткам стрелковых тренажеров можно отнести статичность положения мишеней, а также наличие у отдельных видов провода, связывающего оружие с приборами и, как следствие, ограничивающего двигательные возможности обучаемого.

В целях совершенствования процесса подготовки сотрудников ОВД была разработана новая компьютерная программа, которую целесообразно использовать с различными категориями обучающихся, в различных формах подготовки: очные, дистанционные, интерактивные. На наш взгляд, совокупность различных образовательных технологий является решающим условием в цифровом образовательном пространстве. Особую актуальность представляет специальная профессионально-психологическая подготовка по формированию навыков использования огнестрельного оружия в юридико-значимых ситуациях, т.к. применение и использование огнестрельного оружия связано, в первую очередь, с пресечением преступлений.

Разработанная Асташовой Е.И. в 2017-2019 гг. программа «Ситуация» обусловлена потребностью использовать дополнительные инструменты дистанционного обучения, в целях осуществления непрерывности подготовки и поддержания уровня готовности сотрудников ОВД к эффективной оперативно-служебной деятельности. Технический навык стрельбы требует подкрепления составляющих его структурных элементов. Однообразие производимых сотрудниками действий в условиях прочно сформированного навыка затрудняет сознательный контроль выполнения. Выделение психологических условий формирования готовности обучающихся к действиям в ситуациях применения огнестрельного оружия позволяет построить занятие таким способом, чтобы внимание стрелка сосредотачивалось на преодолении психологических барьеров.

В связи с тем, что 40% анкетируемых сотрудников (общая выборка составила 674 сотрудника ОВД) обозначили необходимость использования компьютерной программы подготовки, было проведено пилотажное исследование, с целью получения экспериментальных данных по результатам использования специально созданной программы подготовки «Ситуация».

В процессе прохождения программы сотрудникам разъясняются теоретические положения ст. 23 Федерального закона № 3 от 2011 года, далее программа реализуется в процессе выполнения тестирования.

Адресат программы - сотрудники органов внутренних дел, с установкой «не применять оружие», а также сотрудники ОВД, желающие повысить сформированную готовность. цифровую компетентность, выражающуюся в способности решать задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Цель программы: обеспечение огневой подготовки инструментом дистанционного обучения, дополняющим техническую и тактическую подготовку сотрудников ОВД. Задачи включают: ознакомление обучающихся с видами ситуаций применения оружия; развитие быстроты реакции на движущий объект, оперативного мышления, принятие правильного решения в ограниченный период времени; развитие способности к длительной концентрации внимания.

Программа «Ситуация» обеспечивает: изучение теоретических основ применения огнестрельного оружия; повышение психологической устойчивости; прохождение тестирования на определение вероятности совершения преступления. Программа может использоваться обучающимися образовательных организаций на начальном этапе подготовки, для сотрудников, нуждающихся совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия в различных юридико-значимых ситуациях.

 Занятия могут проводиться в различных режимах: дистанционно или очно. В результате освоения программы усиливается мотивация достижения успеха, повышается уверенность в себе,  инициативность; повышение социальной ответственности, в частности, соблюдение законности при принятии решения о применении огнестрельного  оружия. Электронная оболочка данного продукта создана на основе Microsoft. Visual Studio Community 2017.  Для входа в программу необходимо пройти регистрацию, ключевые позиции, которой отражаются в статистическом блоке программы для проведения дальнейшего анализа.

Далее обучающемуся необходимо выбрать режим. Программой предусмотрено 2 режима работы - подготовка и тестирование. Программа состоит из трех модулей: «Подготовка», «Тестирование по фотографиям» и «Тестирование по видеофрагментам». В модуле «Подготовка» обучающемуся предлагаются теоретические материалы, знание которых необходимо для принятия решения о применении огнестрельного оружия. Представление возможного преступника «в лицах», а не в обезличенных мишенях и манекенах, способствует актуализации и  осознанию реальной угрозы. с модуле «Подготовка» использовались материалы из иллюстрированной энциклопедии физиогномики М. Фулфера [5,с.27,55,82].

В модуле «Подготовка» предоставлена информация условий, мест и обстоятельств наиболее частного применения сотрудниками огнестрельного оружия на основе статистических сведений.

Модуль «Подготовка» актуализирует осознание профессиональных действий, формирует бдительность в обстоятельствах и условиях наиболее частого применения огнестрельного оружия. Содержание учебного материала отобрано и структурировано в соответствии с особенностями применения огнестрельного оружия в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Второй модуль «Тестирование по фотографиям» представлен в статическом изображении  - потенциальной угрозы. 

Третий модуль «Тестирование по видеофрагментам» представляет набор ситуаций в которых используется оружие или физическая сила.  Дидактические материалы были подготовлены совместно с инструкторами по боевой и физической подготовке. Модуль включает 21 видеофрагмент, отражающие различные юридико-значимые ситуации.

Статьей 23 Федерального закона “О полиции” от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ  предусмотрены ситуации,  в которых допускается применение огнестрельного оружия сотрудником полиции:  для защиты себя или другого лица от насилия, опасного для жизни и здоровья;  для задержания лица, обнаруженного при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться; для освобождения заложников;  для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление и отказывающегося сдать оружие;   для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, мешающих проникновению внутрь помещения; для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции; для пресечения побега из-под конвоя лиц [1].

Ситуации были смоделированы в третьем модуле. Создан банк ситуаций: 21 фрагмент по три ситуации для достижения тренировочного эффекта. Длительность предлагаемой ситуации не превышает 10 секунд, временной отрезок определяем время принятия решения. Данный модуль является решающим в определении готовности сотрудника к правомерному применению  огнестрельного оружия. Учитывается время реакции на принятие решения, правильность ответа. 

Предложенные и смоделированные ситуации объединяют актуальный дидактический материал подготовки, обеспечивают возможность формировать психологическую готовность к использованию огнестрельного оружия с использованием дистанционных форм обучения. Интерфейс статистики выглядит следующим образом:

Общий итог формируется по формуле: (количество правильных ответов 2 модуля/общее количество вопросов 2+количество правильных ответов 3 модуля/общее количество вопросов 3 модуля) / 2*100.    Отличительной особенностью программы является то, что она может быть установлено на домашнем компьютере и использоваться в режиме самоподготовки.

Пилотажное исследование, проведенное на сотрудниках патрульно-постовой службы в возрасте от 28 до 46 лет в количестве 40 человек, в отделе полиции на Московском метрополитене, позволило получить результаты, которые в дальнейшем будут уточняться на общей выборке. В исследовании применялись следующие методы: методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения САН [4, с.17]; методика «Реакция на движущий объект» - РДО; шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; временной замер прохождения 3 модуля программы «Ситуации», то есть правильность принятия решения в определенный промежуток времени.

В результате проведенного анализа методом главных компонент между реактивной тревожностью (по шкале реактивной тревожности Ч.Д. Спилберга) и настроением (по шкале САН) сотрудников, получим данные линейного многообразия с коэффициентом корреляции R≥0,7. Также факторный вес имеют реакция на движущийся объект (РДО) и скорость принятия решений (время выполнения 3 модуля программы «Ситуации»). Здесь между реакцией (действием) и принятием решений существует взаимосвязь и сохраняется дисперсия с коэффициентом r≈0,85. После прохождения третьего модуля программы «Ситуации» осуществлялось  повторное измерение реакции на движущий объект и оценка самочувствия, активности и настроения. Если сотрудник при прохождении теста сумел принять единственное верное решение, то повышались показатели шкалы “настроения” (САН).

В программе «Ситуации» модуль 3 удалось смоделировать «правдоподобные обстоятельства», которые проявили реакцию по результатам тестирования сотрудников по методикам САН и РДО. Дисперсия между R и r, где R - это коэффициент корреляции между реактивной тревожностью (по Ч.Д.Спилбергу) и шкалой «настроение» (САН), где r - это коэффициент корреляции между реакцией на движущий объект (РДО) и скоростью принятия решения (выбора правильного ответа в отведенное время в 3-ем модуле программы «Ситуации») в этом случае будет составлять (r-R)/r≈17%., среднее значение для большинства сотрудников, принявших участие в исследовании.

В результате использования программы формируется готовность к действиям в ситуациях применения огнестрельного оружия. Программа способствует снижению уровня тревожности и ускоряет процесс принятия решения о применении огнестрельного оружия.  Использование программы для формирования готовности к действиям в ситуациях применения оружия позволяет мобилизовать психофизиологический потенциал сотрудников и способствует повышению уверенности в принятии решения о произведении выстрела в различных юридико-значимых ситуациях.

Таким образом, современные экстремальные условия актуализировали проблему дистанционной профессионально-психологической подготовки и формирования готовности к выполнению профессионально-значимых ситуаций [2], в частности, ситуации применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. Разработанная программа позволит усовершенствовать огневую подготовку сотрудников органов внутренних дел [3], снизить риски неправомерного применения оружия и активизировать формирование цифровой компетентности сотрудников органов внутренних дел.  

В результате освоения сотрудниками ОВД программы «Ситуация» как одной из цифровых технологий, происходит формирование цифровой грамотности и цифровой компетентности, актуализируется профессионально-личностное развитие сотрудников органов внутренних дел, руководящего состава. В частности, повышается личная ответственность в ситуациях высокого риска, настойчивость в достижении цели, критическое мышление и, что особенно важно, личная эффективность в условиях неопределенности. В результате специализированной цифровой подготовки развиваются специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные с регулярным решением сложных профессиональных задач, в том числе и в цифровой  среде.

References

1. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 № 3-FZ (red. ot 06.02.2020) «O policii» [Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on 02/06/2020) "On the Police" ] [Elektronnyy istochnik] / http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_110165/ (data obrascheniya 10.04.2020). (in Russian)

2. Vahnina V.V., Kalinichenko I.A., Kostina L.N., Mar'in M.I.  Osobennosti realizacii situacionnogo podhoda v professional'noy podgotovke i povyshenii kvalifikacii psihologov organov vnutrennih del [Features of implementation of situational approach in professional training and professional development of psychologists of internal Affairs bodies] // Psihologiya obucheniya. 2018. № 8. pp. 5-18. (in Russian)

3. Vahnina V. V. Psihologicheskie osobennosti podgotovki i perepodgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del k peregovornoy deyatel'nosti//Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Psychological features of training and retraining of employees of internal Affairs bodies for negotiation activities]. 2018. № 6. pp. 292-295. (in Russian)

4. Raygorodskiy D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie [Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Textbook]. Samara. 2008. (in Russian)

5. Fulfer M. Iskusstvo chteniya po licu [the Art of reading on the face]. Samsonov. Minsk. 2006. (in Russian)

6. Koper, C. S., Lum, C. & Willis, J. J. (2014). Optimizing the Use of Technology in Policing: Results and Implications from a Multi-Site Study of the Social, Organizational, and ehavioural Aspects of Implementing Police Technologies. Policing: A Journal of Policy and Practice 8(2), 212-221.

7. Byrne, J. & Marx, G. (2011). Technological Innovations in Crime Prevention and Policing. A Review of the Research on Implementation and Impact. Cahiers Politiestudies 20(3), 17-26.

8. Dalle, J. L. (2015). Nieuwe technologieen en policing. In: W. B. P. Ponsaers, M. Easton & A.Lemaftre (Eds.), De toekomstpolitie. Triggers voor een voldragen debat (pp. 187-206). Reeks Veiligheidsstudies 10.

9. Byrne, J. & Hummer, D. (2017). Technology, innovation and twenty-first-century policing. In: McGuire, M. R. & Holt, T. J. (Eds.). The Routledge Handbook of Technology, Crime and Justice (pp. 375-389), Taylor and Francis.

10. Nogala, D. (1995). The future role of technology in policing. In: J.-P. Brodeur (Ed.) Comparisons in policing: an international perspective (pp. 191-210). Aldershot, Avebury.

11. Chan, J. (2001). Technological Game: How Information Technology is Transforming Police Practice. Criminal Justice: The International Journal of Policy and Practice 1, 139-159.


Login or Create
* Forgot password?