Москва, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
рассматривается проблема формирования цифровой компетентности в процессе огневой подготовки. В целях совершенствования процесса подготовки сотрудников ОВД была разработана новая компьютерная программа, которую целесообразно использовать с различными категориями обучающихся, в различных формах подготовки: очные, дистанционные, интерактивные. Предлагаемая авторами программа «Ситуация» позволяет использовать инструменты дистанционного обучения, в целях осуществления непрерывности подготовки и поддержания уровня готовности сотрудников ОВД к эффективной оперативно-служебной деятельности. Программа используется обучающимися образовательных организаций на начальном этапе подготовки, в целях совершенствования навыков применения огнестрельного оружия в различных юридико-значимых ситуациях. Проведение занятий осуществляется в режимах: дистанционно или очно. В результате усиливается мотивация достижения успеха, повышается уверенность; социальная ответственность, в частности, соблюдение законности при принятии решения о применении огнестрельного оружия. Программа из трех модулей: «Подготовка», «Тестирование по фотографиям» и «Тестирование по видеофрагментам». Обучающемуся предлагались теоретические материалы, необходимые для принятия решения о применении огнестрельного оружия, тестирование по фотографиям в статическом изображении потенциальной угрозы; тестирование по видеофрагментам представляющее комплекс ситуаций, в которых используется оружие.
сотрудники органов внутренних дел, огневая подготовка, инновационные процессы
В современных условиях формирование цифровой компетентности является общегосударственной проблемой, в частности, формирование цифровой компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности, определяющийся комплексом знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования в процессе профессионально-психологической подготовки. Сформированная цифровая компетентность позволить использовать в процессе подготовки различные цифровые технологии и Интернет-ресурсы. Важно отметить, что в результате сформированной цифровой грамотности, сотрудники органов внутренних дел формируют профессионально-значимые цифровые компетенции. Цифровые компетенции понимаются нами как способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Сотрудникам органов внутренних дел в современных условиях необходимо развивать цифровую, информационную грамотность, совершенствовать коммуникацию, уметь работать с большим потоком информации, анализировать и принимать решение, в результате которого будет решаться проблема.
Таким образом, современному сотруднику органов внутренних дел требуется специализированная подготовка цифровым навыкам сотрудников органов внутренних дел в контексте непрерывного обучения. Осмысление новых функций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России в обучении цифровым навыкам слушателей, апробирование инновационных моделей образования, освоение передовых образовательных психотехнологий, позволит сформировать цифровую грамотность, а в последствии цифровую компетентность. Важно отметить, что сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с воздействием новых цифровых технологий, влияющих на эффективность оперативно-служебной деятельности, актуализацию поставленных задач и способ их организации выполнения.
Анализ зарубежного опыта показал, что полицейские организации имеют значительный опыт применения цифровых технологий для повышения эффективности и результативности деятельности [10], что является основным двигателем инноваций и улучшений в системе органов внутренних дел [11], [8]. Эффективная организации деятельности полиции, повышает качество выполняемых задач, как и ожидают граждане, что формирует доверие граждан и высокую оценку действий полицейских [7].
Использование новых форм цифровых технологий способствует повышению профессионального статуса и авторитета полиции в обществе. Наиболее значимым фактором является убежденность в том, что учет последних технологических тенденций, принятые во внимание руководством полиция, не позволят отстать в борьбе с преступниками и защите гражданских лиц [9]. Цифровая технология необходима и востребована в современном непрерывном процессе профессионализации и специализации сотрудников полиции [6]. Использование современных цифровых технологий в подразделениях полиции, позволит осуществить переход к более профессиональному способу управления полицией, при котором больше внимания уделяется эффективности, децентрализации управления, аутсорсингу - найму персонала, показателям эффективности, управлению рисками [11].
Наиболее популярный инструмент на сегодняшний день в стрельбе это тренажер. Он дает возможность получения практических установок, действий по командам руководителя стрельбы, изготовки для стрельбы и спуска курка, характерных для стрельбы из боевого оружия. Боеприпасы при этом не расходуются, и, что немаловажно, практически полностью исключена возможность нарушения мер безопасности, по сравнению с проведением боевых стрельб. К несомненным достоинствам тренажеров следует отнести возможность проведения тренировок с использованием практически любого вида оружия, простоту установки и настройки. Современные отечественные и зарубежные предприятия представляют достаточно широкий спектр различных стрелковых тренажеров, позволяющих проводить обучение сотрудников органов внутренних дел огневой подготовке. Ведущими организациями в данной области выступают: ООО НПП «Антарес-ТП» (Москва), ООО НПП «СКАТТ» (Москва), ООО «АМА» (Санкт-Петербург), ООО «Лиметед НТЦ» (Новосибирск), ФАТС (США), ООО «Армаком» (Москва) и т. д.
Наиболее современными образцами стрелковых тренажеров стали мультимедийные интерактивные аппаратно-программные комплексы типа «Рубин-Тир». Данные комплексы позволяют проводить занятия по огневой подготовке в соответствии с курсом стрельб, а также моделировать различные боевые ситуации. Видеопроекционное оборудование формирует изображение мишеней или интерактивные видеосюжеты и проектирует их на экран. К недостаткам стрелковых тренажеров можно отнести статичность положения мишеней, а также наличие у отдельных видов провода, связывающего оружие с приборами и, как следствие, ограничивающего двигательные возможности обучаемого.
В целях совершенствования процесса подготовки сотрудников ОВД была разработана новая компьютерная программа, которую целесообразно использовать с различными категориями обучающихся, в различных формах подготовки: очные, дистанционные, интерактивные. На наш взгляд, совокупность различных образовательных технологий является решающим условием в цифровом образовательном пространстве. Особую актуальность представляет специальная профессионально-психологическая подготовка по формированию навыков использования огнестрельного оружия в юридико-значимых ситуациях, т.к. применение и использование огнестрельного оружия связано, в первую очередь, с пресечением преступлений.
Разработанная Асташовой Е.И. в 2017-2019 гг. программа «Ситуация» обусловлена потребностью использовать дополнительные инструменты дистанционного обучения, в целях осуществления непрерывности подготовки и поддержания уровня готовности сотрудников ОВД к эффективной оперативно-служебной деятельности. Технический навык стрельбы требует подкрепления составляющих его структурных элементов. Однообразие производимых сотрудниками действий в условиях прочно сформированного навыка затрудняет сознательный контроль выполнения. Выделение психологических условий формирования готовности обучающихся к действиям в ситуациях применения огнестрельного оружия позволяет построить занятие таким способом, чтобы внимание стрелка сосредотачивалось на преодолении психологических барьеров.
В связи с тем, что 40% анкетируемых сотрудников (общая выборка составила 674 сотрудника ОВД) обозначили необходимость использования компьютерной программы подготовки, было проведено пилотажное исследование, с целью получения экспериментальных данных по результатам использования специально созданной программы подготовки «Ситуация».
В процессе прохождения программы сотрудникам разъясняются теоретические положения ст. 23 Федерального закона № 3 от 2011 года, далее программа реализуется в процессе выполнения тестирования.
Адресат программы - сотрудники органов внутренних дел, с установкой «не применять оружие», а также сотрудники ОВД, желающие повысить сформированную готовность. цифровую компетентность, выражающуюся в способности решать задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель программы: обеспечение огневой подготовки инструментом дистанционного обучения, дополняющим техническую и тактическую подготовку сотрудников ОВД. Задачи включают: ознакомление обучающихся с видами ситуаций применения оружия; развитие быстроты реакции на движущий объект, оперативного мышления, принятие правильного решения в ограниченный период времени; развитие способности к длительной концентрации внимания.
Программа «Ситуация» обеспечивает: изучение теоретических основ применения огнестрельного оружия; повышение психологической устойчивости; прохождение тестирования на определение вероятности совершения преступления. Программа может использоваться обучающимися образовательных организаций на начальном этапе подготовки, для сотрудников, нуждающихся совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия в различных юридико-значимых ситуациях.
Занятия могут проводиться в различных режимах: дистанционно или очно. В результате освоения программы усиливается мотивация достижения успеха, повышается уверенность в себе, инициативность; повышение социальной ответственности, в частности, соблюдение законности при принятии решения о применении огнестрельного оружия. Электронная оболочка данного продукта создана на основе Microsoft. Visual Studio Community 2017. Для входа в программу необходимо пройти регистрацию, ключевые позиции, которой отражаются в статистическом блоке программы для проведения дальнейшего анализа.
Далее обучающемуся необходимо выбрать режим. Программой предусмотрено 2 режима работы - подготовка и тестирование. Программа состоит из трех модулей: «Подготовка», «Тестирование по фотографиям» и «Тестирование по видеофрагментам». В модуле «Подготовка» обучающемуся предлагаются теоретические материалы, знание которых необходимо для принятия решения о применении огнестрельного оружия. Представление возможного преступника «в лицах», а не в обезличенных мишенях и манекенах, способствует актуализации и осознанию реальной угрозы. с модуле «Подготовка» использовались материалы из иллюстрированной энциклопедии физиогномики М. Фулфера [5,с.27,55,82].
В модуле «Подготовка» предоставлена информация условий, мест и обстоятельств наиболее частного применения сотрудниками огнестрельного оружия на основе статистических сведений.
Модуль «Подготовка» актуализирует осознание профессиональных действий, формирует бдительность в обстоятельствах и условиях наиболее частого применения огнестрельного оружия. Содержание учебного материала отобрано и структурировано в соответствии с особенностями применения огнестрельного оружия в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Второй модуль «Тестирование по фотографиям» представлен в статическом изображении - потенциальной угрозы.
Третий модуль «Тестирование по видеофрагментам» представляет набор ситуаций в которых используется оружие или физическая сила. Дидактические материалы были подготовлены совместно с инструкторами по боевой и физической подготовке. Модуль включает 21 видеофрагмент, отражающие различные юридико-значимые ситуации.
Статьей 23 Федерального закона “О полиции” от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ предусмотрены ситуации, в которых допускается применение огнестрельного оружия сотрудником полиции: для защиты себя или другого лица от насилия, опасного для жизни и здоровья; для задержания лица, обнаруженного при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться; для освобождения заложников; для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление и отказывающегося сдать оружие; для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, мешающих проникновению внутрь помещения; для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции; для пресечения побега из-под конвоя лиц [1].
Ситуации были смоделированы в третьем модуле. Создан банк ситуаций: 21 фрагмент по три ситуации для достижения тренировочного эффекта. Длительность предлагаемой ситуации не превышает 10 секунд, временной отрезок определяем время принятия решения. Данный модуль является решающим в определении готовности сотрудника к правомерному применению огнестрельного оружия. Учитывается время реакции на принятие решения, правильность ответа.
Предложенные и смоделированные ситуации объединяют актуальный дидактический материал подготовки, обеспечивают возможность формировать психологическую готовность к использованию огнестрельного оружия с использованием дистанционных форм обучения. Интерфейс статистики выглядит следующим образом:
Общий итог формируется по формуле: (количество правильных ответов 2 модуля/общее количество вопросов 2+количество правильных ответов 3 модуля/общее количество вопросов 3 модуля) / 2*100. Отличительной особенностью программы является то, что она может быть установлено на домашнем компьютере и использоваться в режиме самоподготовки.
Пилотажное исследование, проведенное на сотрудниках патрульно-постовой службы в возрасте от 28 до 46 лет в количестве 40 человек, в отделе полиции на Московском метрополитене, позволило получить результаты, которые в дальнейшем будут уточняться на общей выборке. В исследовании применялись следующие методы: методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения САН [4, с.17]; методика «Реакция на движущий объект» - РДО; шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; временной замер прохождения 3 модуля программы «Ситуации», то есть правильность принятия решения в определенный промежуток времени.
В результате проведенного анализа методом главных компонент между реактивной тревожностью (по шкале реактивной тревожности Ч.Д. Спилберга) и настроением (по шкале САН) сотрудников, получим данные линейного многообразия с коэффициентом корреляции R≥0,7. Также факторный вес имеют реакция на движущийся объект (РДО) и скорость принятия решений (время выполнения 3 модуля программы «Ситуации»). Здесь между реакцией (действием) и принятием решений существует взаимосвязь и сохраняется дисперсия с коэффициентом r≈0,85. После прохождения третьего модуля программы «Ситуации» осуществлялось повторное измерение реакции на движущий объект и оценка самочувствия, активности и настроения. Если сотрудник при прохождении теста сумел принять единственное верное решение, то повышались показатели шкалы “настроения” (САН).
В программе «Ситуации» модуль 3 удалось смоделировать «правдоподобные обстоятельства», которые проявили реакцию по результатам тестирования сотрудников по методикам САН и РДО. Дисперсия между R и r, где R - это коэффициент корреляции между реактивной тревожностью (по Ч.Д.Спилбергу) и шкалой «настроение» (САН), где r - это коэффициент корреляции между реакцией на движущий объект (РДО) и скоростью принятия решения (выбора правильного ответа в отведенное время в 3-ем модуле программы «Ситуации») в этом случае будет составлять (r-R)/r≈17%., среднее значение для большинства сотрудников, принявших участие в исследовании.
В результате использования программы формируется готовность к действиям в ситуациях применения огнестрельного оружия. Программа способствует снижению уровня тревожности и ускоряет процесс принятия решения о применении огнестрельного оружия. Использование программы для формирования готовности к действиям в ситуациях применения оружия позволяет мобилизовать психофизиологический потенциал сотрудников и способствует повышению уверенности в принятии решения о произведении выстрела в различных юридико-значимых ситуациях.
Таким образом, современные экстремальные условия актуализировали проблему дистанционной профессионально-психологической подготовки и формирования готовности к выполнению профессионально-значимых ситуаций [2], в частности, ситуации применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. Разработанная программа позволит усовершенствовать огневую подготовку сотрудников органов внутренних дел [3], снизить риски неправомерного применения оружия и активизировать формирование цифровой компетентности сотрудников органов внутренних дел.
В результате освоения сотрудниками ОВД программы «Ситуация» как одной из цифровых технологий, происходит формирование цифровой грамотности и цифровой компетентности, актуализируется профессионально-личностное развитие сотрудников органов внутренних дел, руководящего состава. В частности, повышается личная ответственность в ситуациях высокого риска, настойчивость в достижении цели, критическое мышление и, что особенно важно, личная эффективность в условиях неопределенности. В результате специализированной цифровой подготовки развиваются специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные с регулярным решением сложных профессиональных задач, в том числе и в цифровой среде.
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 10.04.2020).
2. Вахнина В.В., Калиниченко И.А., Костина Л.Н., Марьин М.И. Особенности реализации ситуационного подхода в профессиональной подготовке и повышении квалификации психологов органов внутренних дел // Психология обучения. 2018. № 8. С. 5-18.
3. Вахнина В. В. Психологические особенности подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности//Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 292-295.
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 2008.
5. Фулфер М. Искусство чтения по лицу. Минск. 2006.
6. Koper, C. S., Lum, C. & Willis, J. J. (2014). Optimizing the Use of Technology in Policing: Results and Implications from a Multi-Site Study of the Social, Organizational, and ehavioural Aspects of Implementing Police Technologies. Policing: A Journal of Policy and Practice 8(2), 212-221.
7. Byrne, J. & Marx, G. (2011). Technological Innovations in Crime Prevention and Policing. A Review of the Research on Implementation and Impact. Cahiers Politiestudies 20(3), 17-26.
8. Dalle, J. L. (2015). Nieuwe technologieёn en policing. In: W. B. P. Ponsaers, M. Easton & A.Lemaftre (Eds.), De toekomstpolitie. Triggers voor een voldragen debat (pp. 187-206). Reeks Veiligheidsstudies 10.
9. Byrne, J. & Hummer, D. (2017). Technology, innovation and twenty-first-century policing. In: McGuire, M. R. & Holt, T. J. (Eds.). The Routledge Handbook of Technology, Crime and Justice (pp. 375-389), Taylor and Francis.
10. Nogala, D. (1995). The future role of technology in policing. In: J.-P. Brodeur (Ed.) Comparisons in policing: an international perspective (pp. 191-210). Aldershot, Avebury.
11. Chan, J. (2001). Technological Game: How Information Technology is Transforming Police Practice. Criminal Justice: The International Journal of Policy and Practice 1, 139-159.