THREE-DIMENSIONAL MATRIX MODEL OF ORGANIZATION MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the analysis of well-known models of organization management and analysis of the dynamics of management development processes in functional areas, a three-dimensional matrix model of organization management is proposed, which allows implementing universal organization management functions by adapting management processes to an individual set of economic activities of a specific organization using continuously developing application-oriented tools management.

Keywords:
three-dimensional matrix model, organization management
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Ускорение научно-технического прогресса и рост рыночной конкуренции в современных условиях постиндустриальной экономики сопровождается развитием не только прикладных направлений менеджмента (начиная от антикризисного управления и заканчивая экологическим менеджментом) [22], но и совершенствованием функций менеджмента (начиная от маркетинга, и заканчивая мотивацией деятельности персонала), сопровождающих принятие и реализацию управленческих решений в организации [21]. Указанная тенденция требует адекватного совершенствования инструментария обеспечения эффективности реализации функций менеджмента, сопровождающих принятие и реализацию управленческих решений в организации.

Цель исследований

Целью данного исследования является разработка матричной модели управления организацией, обеспечивающей принятие и реализацию целесообразных и продуктивных управленческих решений по использованию инструментов развивающегося прикладного менеджмента.

Методология и методическая база исследований

В качестве методической основы исследований в данной работе использована теория квалиметрии, применяемая к матричной модели оценки эффективности осуществления функционального менеджмента.

При проведении исследований были учтены известные модели функционального менеджмента, получившие отражение в трудах таких авторов, как Абчук В.А. [2], Бережная Е.В., Бережной В.И. [3], Виханский О.С., Наумов А.И. [4], Глухов В.В. [5], Друкер П., Макьярелло Дж. [8], Егоршин А.П. [9], Исаев Р.А. [10], Круглова Н.Ю. [11], Латфулин Г.Р., Райченко А.В. [12], Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [13], Парахина В.Н., Федоренко Т.М.,.Шацкая Е.Ю. [14], Попов В.Н., Касьянов В.С. [15], Рятов К. [16], Семенов А.К., Набоков В.И. [17], Тебекин А.В. [18], Фаткина Н.Л., Петросян Д.С. [23], Чилиши Н., Ватсон П., Маслов Д. [24], Чудновская С.Н. [25] и др.

Основное содержание исследований

Анализ известных моделей функционального менеджмента показывает, что они чаще всего носят описательный характер.

Так, например, Рятов К. [16], описывая функциональную модель организации, характеризует ее как «систему элементов, отражающих функциональные способности организации и создающих упрощенное представление о ее реальном устройстве» [16], включает в нее шесть элементов (рис. 1).

Следует отметить, что функциональная модель организации, представленная на рис. 1, является весьма дискуссионной, поскольку если она в ряде случаев частично, а в ряде случаев косвенно характеризует систему элементов, отражающих функциональные способности организации, то представление о реальном устройстве организации (даже упрощенное) она не дает.

Кроме того, следует признать, что функциональная модель организации, представленная на рис. 1, имеет высокую степень подобия с моделью 7 «S» компании McKinsey [1] (рис. 2).

Универсальной следует признать модель организации, основанную на процессном подходе (рис. 3), используемую при управлении качеством, и отраженную в стандарте ИСО 9001-2008 [6].

Факторный анализ показывает, что модель системы менеджмента качества организации, основанная на процессном подходе, использовавшаяся для описания системы менеджмента качества в стандарте ИСО 9001-2008 (рис. 3), по своей информативности не уступает циклу PDCA, используемому для описания системы менеджмента качества в стандарте ИСО 9001-2015 (рис. 4) [7].

В то же время следует признать, что ни одна из известных моделей не решает задачу анализа и оценки эффективности решения задач функционального менеджмента с точки зрения принятия и реализации управленческих решений в организации.

В этом смысле более информативной представляется функциональная модель оценки менеджмента, предложенная Ватсоном П., Масловым Д. и Чилиши Н. (рис. 5) [24].

Однако функциональная модель оценки менеджмента, предложенная Ватсоном П., Масловым Д. и Чилиши Н. (рис. 5), предполагает лишь линейную оценку по основным функциям общего менеджмента (рис. 6) [24], описываемую с одинаковыми весовыми коэффициентами без детализации по функциональным направлениям менеджмента и этапам принятия и реализации управленческих решений.

С учетом анализа известных моделей, для решения задачи анализа и оценки эффективности функционального менеджмента с точки зрения принятия и реализации управленческих решений в организации по функциональным направлениям деятельности была выбрана авторская модель организации (рис. 7) [19], характеризующая не только состав элементов, образующих организацию как систему, но и демонстрирующая взаимосвязь этой системы с системами окружающей среды.

Анализируя направления деятельности любой организации по типовой схеме (рис. 7), можно выделить (рис. 8):

− направления хозяйственной деятельности (блок 1);

− основные функции процесса управления (блок 2);

− направления развития функционального менеджмента (блок 3).

Таким образом, при осуществлении процессов управления должны создаваться управляющие подсистемы, призванные обеспечивать достижение поставленных целей.

И если направления хозяйственной деятельности (блок 1) и состав направлений прикладного менеджмента (блок 3) могут варьироваться в зависимости от рассматриваемой организации, то направления функционального менеджмента (блок 2) в этом смысле представляются универсальными.

Опираясь на разработанную обобщенную модель деятельности организации (рис. 8), можно оценить с помощью трехмерной матричной модели управления организацией, представленной на рис. 9, как по каждому из направлений хозяйственной деятельности (ось x) выполняются функции управления (ось y) с использованием инструментов прикладных направлений менеджмента (ось z).

В определенной мере предложенный подход к управлению организацией (рис. 8, рис. 9) подобен трехмерной модели управления организацией, разработанной в Университете г. Санкт-Галлен (рис. 10) [20]. В то же время предложенный подход к управлению имеет и принципиальные отличия. 

Трехмерная модель управления организацией, разработанная в Университете г. Санкт-Галлен (рис. 10), рассчитана на варьирование ресурсами в рамках триады «затраты-качество-время» применительно к триаде иерархических уровней управления («нормативное-стратегическое-оперативное») и триаде процессов управления («структура-деятельность-поведение»), что предполагает заполнение всех элементов универсальной матрицы размерностью «3 на 3 на 3» с последующим изменением содержания элементов.

Предложенная трехмерная матричная модель управления организацией (рис. 8, рис. 9) позволяет:

а) реализовывать универсальные функции управления организации (ось y рис. 9, соответствующая блоку 2 рис. 8);

б) посредством адаптации процессов управления к индивидуальному набору направлений хозяйственной деятельности конкретной организации (ось x рис. 9, соответствующая блоку 1 рис. 8);

в) с использованием непрерывно развивающихся инструментов прикладных направлений менеджмента (ось z рис. 9, соответствующая блоку 3 рис. 8).

При этом в рассматриваемом трехмерном массиве размерностью «Х на Y на Z» речь идет не об обязательном заполнении всех ячеек матрицы, а о поиске дополнительных технологических (инструментальных) возможностей реализации универсальных функций управления организации в рамках рассматриваемого набора направлений ее хозяйственной деятельности. При этом критерии оценки дополнительно используемых развивающихся инструментов прикладного менеджмента должны отражать целесообразность и эффективность их использования:

,

где − критерий эффективности внедрения i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y);

 − оценка хозяйственной эффективности внедрения и реализацию i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y);

− оценка затрат на внедрение и реализацию i-го инструмента прикладного менеджмента (z) применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации (x) для реализации l-ой универсальной функции управления организации (y).

Следует отметить, что аналогичным образом (как и трехмерной матричной моделью управления организацией – рис. 8, рис. 9) можно описать универсальной моделью и технологии принятия и реализации управленческих решений в организации.

Выводы:

Таким образом, с учетом возможностей и недостатков известных моделей функционального менеджмента разработана трехмерная матричная модель управления организацией, позволяющая: реализовывать универсальные функции управления организации посредством адаптации процессов управления к индивидуальному набору направлений хозяйственной деятельности конкретной организации с использованием непрерывно развивающихся инструментов прикладных направлений менеджмента, применяемых с учетом критериев целесообразности и эффективности их использования, основанных на оценке приращения хозяйственной эффективности внедрения и реалализацию i-го инструмента прикладного менеджмента применительно к j-му направлению хозяйственной деятельности организации для реализации l-ой универсальной функции управления организации относительно соответствующих затрат.

 

References

1. Waterman, R. H., Peters, T. J., & Phillips, J. R. (1980). Structure is not organization. Business Horizons, 23(3), 14-26.

2. Abchuk V.A. Menedzhment: Uchebnik. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Soyuz», 2007. − 220 s.

3. Berezhnaya E.V. Metody i modeli prinyatiya upravlencheskih resheniy: Uchebnoe posobie / E.V. Berezhnaya, V.I. Berezhnoy. − Moskva: NIC INFRA-M, 2014. − 384 s.

4. Vihanskiy, O.S., Naumov, A.I. Menedzhment. 6-e izd. − Moskva: Infra-M, 2014. - 656 s.

5. Gluhov V.V. Menedzhment: Uchebnik dlya VUZov. 3-e izd. - Sankt-Peterburg: Piter, 2008. − 608 s.

6. GOST R ISO 9001-2008 Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. http://docs.cntd.ru/document/1200068732

7. GOST R ISO 9001-2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. http://docs.cntd.ru/document/1200124394

8. Druker, Piter, F., Mak'yarello, Dzhozef A. Menedzhment. Per. s angl. − Moskva: 000 «I.D. Vil'yams», 2010. − 704 s.

9. Egorshin A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnik / Egorshin A.P., 3-e izd., dop. i pererab. − Moskva: NIC INFRA-M, 2015. − 350 s.

10. Isaev, R.A. Osnovy menedzhmenta: Uchebnik / R. A. Isaev. − Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2013. - 264 s.

11. Kruglova, N.Yu. Osnovy menedzhmenta: uchebnoe posobie / N. Yu. Kruglova. - Moskva: KnoRus, 2018. - 499 s.

12. Latfulin G.R., Raychenko A.V. Teoriya Organizacii. − Moskva: Yurayt, 2013. − 448 s.

13. Meskon M., Al'bert M., Hedouri F. Menedzhment. 3-e izd. − Moskva: «Delo», 2013. − 672 s.

14. Parahina V.N. Teoriya organizacii: uchebnik. / V.N. Parahina, T.M. Fedorenko, E.Yu. Shackaya.- 6-¬e izd., pererab. − Moskva: KNORUS, 2014. − 360 s

15. Popov V.N. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoe posobie / V.N. Popov, V.S. Kas'yanov. - Moskva: KnoRus, 2016. - 320 c.

16. Ryatov K. Funkcional'nyy menedzhment. Kak iz haosa sozdat' poryadok, preodolet' neopredelennost' i dobit'sya uspeha. «Al'pina Pablisher», 2014.

17. Semenov A.K. Osnovy menedzhmenta: uchebnik / A.K. Semenov, V.I. Nabokov. - Moskva: Dashkov i Kº, 2017. - 575 s.

18. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - Moskva: Knorus, 2016. - 696 s.

19. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik - Moskva: Knorus, 2017. - 342 s.

20. Tebekin A.V. Upravlenie kachestvom. // Uchebnik / Moskva, 2020. Ser. 76 Vysshee obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

21. Tebekin A.V., Surat I.L. Osnovy prinyatiya upravlencheskih resheniy. Principy, funkcii, tipologiya, usloviya i faktory obespecheniya kachestva, celevaya orientaciya, analiz al'ternativ. / Moskva, 2018.

22. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. Dinamika razvitiya prikladnyh napravleniy menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. − 2019. − № 4. − S. 11−16.

23. Fatkina N.L., Petrosyan D.S. Organizacionnoe povedenie. Novye napravleniya teorii. − Moskva: Infra-M, 2013. − 272 s.

24. Chilishi N., Vatson P., Maslov D. Funkcional'naya model' ocenki menedzhmenta. Metody menedzhmenta kachestva. №3, 2005.

25. Chudnovskaya S.N. Upravlencheskie resheniya. - Moskva: Eksmo, 2018. - 366 s.

Login or Create
* Forgot password?