Kosmodemyanskaya secondary school (Ethics Teacher and School Psychologist)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article reveals the socio-psychological reasons for the aggressive story of modern schoolchildren. Overcoming of the reasons of the considered negative phenomenon noted in the school environment, the author sees in the mechanism of sense of use offered by it in interaction of the teacher with the student. The author reveals the conditions of prevention of aggressive behavior of schoolchildren, to which belong: Filling of psychological and pedagogical methods and programs of education with the means of individualization of the educational process, appeal to the child's inner world, his or her self, personal senses; Organization of individual awareness of the surrounding world and culture; Development of educational methods taking into account the socio-psychological peculiarities of the process of self-awareness of the individual and understanding of his or her development.
prevention of aggressive behavior, pupils, educational environment of the school
На сегодняшний день в образовательной среде школы мы нередко наблюдаем многочисленные нарушения в поведении детей и подростков, агрессивные проявления в виде буллинга, деструктивной мотивации и поступков, акцентуаций характера, социально неприемлемых влечений и зависимостей, что заставляет нас более внимательно относиться к содержанию сознания учащихся. Агрессивные проявления школьников часто связаны как с психологической некомпетентностью педагогов, так и неактуализированностью потенциала психологов в образовательных учреждениях при работе с учащимися в контексте их серьезных затруднений в той или иной сфере жизнедеятельности. Особенно, как показывает диагностика, симптомы агрессивных проявлений школьников относятся к сфере эмоционального мироощущения и самосознания. Неблагоприятный прогноз личностного развития школьников, наблюдаемый в большом количестве случаев, требует адекватных профилактических действий взрослых, что имеет огромное значение для психического здоровья учащихся, их жизненного самоопределения, социальной адаптации.
Исходя из этого, важно выделить те условия воспитательной деятельности образовательных учреждений, которые смогут эффективно обеспечивать профилактику агрессивного поведения школьников в образовательном учреждении.
Ориентация современного воспитания на проблему смыслообразования во взаимодействии педагога с обучающимся является важным условием эффективности психолого-педагогического процесса. Смыслообразование, актуализируя внутреннюю позицию учащегося, выступает средством нравственного выбора школьника. Нравственный выбор, в свою очередь, становится основой для формирования личностных качеств растущего человека. Среди этих качеств важно выделить ответственность, чувство собственного достоинства, порядочность, миролюбие, гуманность. Если у школьника не сформировано базовое ядро характеристик личностного благополучия, то его поведение и внутренние смыслы будут направлены в деструктивное русло, и регулятором отношений ребенка с миром становятся разрушительные психологические механизмы, основанные на чувстве вины, непринятии себя, мира и других людей, мотивах превосходства и насилия. Таким образом, обеспечение профилактики агрессивного поведения осуществляется через развитие личностных смыслов обучающегося в сопряжении с созидательными характеристиками ценностного осознавания себя, людей и окружающего мира.
Смыслообразование обеспечивает жизненную мотивацию учащихся на нравственные цели разностороннего развития и саморазвития. Поведение и деятельность ребенка становятся сообразными его личностным смыслам и направляются в творческое русло самореализации.
Именно в актах творческого преображения себя и окружающего мира происходит самореализация личности ребенка, открытие его самости. Открытие у школьника самости как смысловой основы его индивидуальности и собственного достоинства является важным условием профилактики агрессивного поведения учащегося в образовательной среде. И обращение к самости эффективно осуществляется через диалог и гуманистическое взаимодействие между педагогом и учеником.
Таким образом, первое условие профилактики агрессивного поведения школьника заключается в наполнении психолого-педагогических методик и программ воспитания средствами индивидуализации воспитательного процесса, обращения к внутреннему миру ребенка, его самости, личностным смыслам.
В современной школе очень часто воспитательные принципы базируются на знаниевой трансляции разного рода ценностей, норм культуры и нравственных основ жизнедеятельности людей. Это имеет два существенных недостатка.
Во-первых, в массовой культуре противоречивого социума ценности размыты, нет их явного толкования, но в содержании может быть угроза деградации подрастающего поколения.
Во-вторых, трансляция ценностей и норм происходит путем просвещения в воспитательных беседах или через образовательные предметы. Такая трансляция требует от детей стандартного усвоения даваемой информации для получения эмоционального одобрения педагога или его оценки.
Однако не происходит самого главного – осознания транслируемых (и часто противоречивых) ценностей и норм на индивидуальном уровне личности, преломляясь через ее опыт, когнитивную и эмоциональную сферы. Но, согласно теории Л.С. Выготского, любая ценность и норма должны пройти интериоризацию из культурного пространства, т.е. войти во внутренний план личности, или по концепции П.Я. Гальперина происходит так называемое вращивание. Следовательно, культурные и жизненные ценности и нормы должны пройти через их осознание личностью на ее индивидуальном уровне.
Таким образом, второе условие профилактики агрессивного поведения школьников заключается в организации индивидуального осознания личностью окружающего мира, культуры, природных и социальных ценностей, осуществлении через такое осознание нравственного выбора, ведущего ребенка к дальнейшему осознанию и, значит, к развитию.
На фоне стремительного роста информатизации нашего общества, технологического прогресса, количества молодежных субкультур, социальных сообществ активно проявляется потребность подрастающего поколения в самопознании, поиске собственных возможностей и границ, способностей, определении потенциала своей личности, места в жизни. И здесь детям необходим тот опыт, который позволит им осуществлять активный процесс самоосознания. Это является тем условием, при котором личность становится способной к саморазвитию, к самостоятельному определению смыслов своего поведения и собственной деятельности. Это важные условия, при которых ребенок и педагог выбирают гуманное взаимоуважительное общение, доверительные отношения и как следствие образовательная и воспитательная деятельность становится созидательной, а не деструктивной.
В большом количестве случаев в условиях современной школы дети привыкли к ориентации на оценку, как регулятору их самоотношения. И, к сожалению, большинство инновационных воспитательных технологий не восполняют данный пробел. Хотя самоотношение и самооценка, формируемые посредством только учебных нормативов без обращения к внутреннему миру личности, создают предпосылки для развития безответственного отношения к жизненному и нравственному выбору, обращая школьников к недоверию, хитрости, враждебности, что не способствует личному благополучию учащегося в образовательной среде.
Таким образом, третье условие профилактики агрессивного поведения школьника заключается в организации психолого-педагогических условий и методик воспитания для процесса самоосознания личности, ее понимания возможностей своего развития.
Таким образом, гуманистический принцип воспитательной работы школы, опирающийся на диалогическое взаимодействие с учащимися и обращение к их внутреннему миру, является эффективным методом профилактики агрессивных проявлений школьников в образовательной среде.
Следует помнить, что растущая личность стремится к своей субъективной значимости. Она имеет потребность в развитии и совершенствовании, а значит и в педагоге, который во взаимоотношениях может занять позицию ведущего к развитию. С такой позиции и осуществляется профилактика агрессивных проявлений школьников.
1. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya / Pod red. V.V. Davydova. − Moskva: Pedagogika-press, 1999. − 536 s.
2. Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psihologiyu. - Moskva: Knizhnyy dom Universitet, 1999. - Z32 s.
3. Rubinshtey n S.L. Problemy obschey psihologii. − Moskva: Pedagogika, 1973. - 424