VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEANS OF INSTILLING FIRE SAFETY SKILLS TO PRESCHOOL CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The number of fires caused by children remains quite high. The constant employment of adults, a high pace of life, and other factors adversely affect the development of skills for safe behavior of children. In the preschool period, the foundation is laid for a conscious and responsible attitude to personal security issues. In order to improve the training of preschool children in fire safety rules and their effective socialization, the active use of volunteer labor is proposed. Volunteers are professional workers, parents, schoolchildren, and students. They can teach children how to deal with fire and provide first aid, which is necessary to save their own lives. When organizing and conducting classes with children, volunteers must take into account their psychological, age, physiological and physical characteristics. Volunteers need special training in the field of fire safety, knowledge of methods and methods for conducting classes with children. Activities such as reading fiction, games, sports, talking, situational game tasks, will allow the child to put the acquired knowledge and skills into practice. The ongoing targeted training of volunteers for working with children will contribute to the effective formation of a system of safe behavior among preschool children.

Keywords:
life safety, fire safety, volunteers, socio-cultural conditions, preschool educational institutions, panic reactions
Text

В наше время дети находятся в совершенно новых социокультурных условиях. Постоянная занятость родителей, высокий темп жизни и другие факторы негативно влияют на социализацию детей. Небольшой жизненный опыт ребенка не позволяет ему справиться с различными обстоятельствами, угрожающими его жизни и здоровью.

Любопытство толкает детей исследовать что-то новое, зачастую опасное. Стремясь быть похожими на взрослых, они играют со спичками, разводят костры, запускают петарды. Происходят такие игры в квартирах, на чердаках, лестничных площадках и подвалах.

Детская шаловливость и невнимательность могут вызвать падение горящей свечи, керосиновой лампы, падение включенных электроприборов. [2, с. 75].

Направлению развития детской безопасности уделяли большое внимание ученые и деятели Академии ГПС МЧС России Н.Н. Брушлинский, Е. А. Мешалкин, В. М. Губин и др.

Проведенный анализ статистических данных показывает, что процент пожаров по вине детей остается высоким, и очень часто последствия таких пожаров трагичны [1] (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение по возрасту числа погибших и травмированных детей на пожарах в Российской Федерации.

 

Эффективная социализация  служит одним из главных условий безопасной жизни человека в обществе. В силу своего возраста, маленький ребенок еще не обладает необходимыми социальными нормами и правилами, которые обеспечивают ему безопасность. Поэтому опыт безопасного поведения необходимо формировать у детей с дошкольного возраста, когда закладывается основа осознанного и ответственного подхода к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих и снижения рисков возникновения опасных ситуаций.

Знания, полученные в детском возрасте со временем, превращаются в устойчивые привычки безопасного поведения и тем самым формируют личность безопасного типа, подготовленную к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Ключевым звеном формирования такой личности является обучение. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, важным направлением развития и образования детей является воспитание безопасного поведения в окружающем пространстве [3]. Это создает преемственность между основными образовательными программами дошкольного и общего образования по привитию установок активного, экологического, здорового и безопасного образа жизни [4,5,6].

К сожалению, уровень знаний правил пожарной безопасности детьми дошкольного возраста, недостаточен. Времени, отведенного на их изучение в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) не так много. Поэтому возникает необходимость дополнительного обучения дошкольников. Здесь на помощь приходят инспектора государственного пожарного надзора (далее – ГПН), волонтеры и общественные организации.

Инспектора ГПН проводят регулярную и серьезную работу, однако, они не могут делать это достаточно часто в силу своих функциональных обязанностей.

Закрепить и расширить знания по пожарной безопасности (далее - ПБ) им помогают волонтеры, которые объединяют в своих рядах профессиональных работников,  родителей и педагогов. Волонтерами могут быть члены волонтерских ассоциаций, а также волонтеры по «зову сердца», добровольно и бесплатно занимающиеся полезной для общества деятельностью (рис.2).

Основную массу волонтеров (как показывает практика) составляет молодежь, являющаяся студентами Высших учебных заведений. В связи с этим волонтерское движение можно рассматривать как инновационную форму патриотического и нравственного воспитания молодежи и студентов.

Волонтерская деятельность позволяет сформировать у молодежи такие качества личности, как милосердие и сострадание, отзывчивость и ответственность за порученное дело, инициативность и гуманное (терпимое) отношение к другим людям, трудолюбие и добросовестность.

Волонтерами могут быть не только взрослые, но и дети, участники движения добровольный юный пожарный (далее - ДЮП). Члены ДЮП организуют для воспитанников детских садов кукольные спектакли и игры. Они изготавливают с ними различные поделки на противопожарную тематику. Проводят разъяснительные беседы об опасности огня и дыма. В ходе занятий члены ДЮП могут применять метод «равный-равному», когда информация, знания, умения и навыки передаются не от взрослого ребенку, а от сверстника к сверстнику. При  использовании данного метода усвоение знаний происходит быстрее, потому что дети говорят друг с другом на «одном языке».

Рисунок 2. Схема взаимодействия обучающих и обучаемого.

 

Для проведения успешной работы волонтер должен обладать активной жизненной позицией, умением взаимодействовать с людьми. Однако, для работы с детьми этого не достаточно. Обладая огромным желанием помочь, волонтеры зачастую не являются  профессионалами в области детского обучения и не обладают определенными компетенциями в области возрастного и психологического развития детей. Их формирование проводится при специальной подготовке по пожарной безопасности, организации и проведения занятий с детьми.

Подготовка осуществляется по специальным программам и на различных тренингах, семинарах, форумах, которые проводят специалисты в области обучения, и наиболее опытные волонтеры. Обучение может быть осуществлено в групповых и индивидуальных формах.

Общение с волонтерами позволяет воспринимать ребенку самого себя как «взрослого», его захватывает желание решать разные задач в совместной деятельности со взрослыми, познавать действительность. У детей возникает чувство ответственности, они получают новые знания, у них возрастает самооценка, они становятся более уверенными в себе.

Волонтеры могут научить детей алгоритму действий при пожаре, провести практические занятия в игровой форме. В работе с воспитателями и родителями волонтеры могут уделить внимание их теоретической и практической подготовке, помочь в подготовке наглядных материалов, оформлении стендов. Волонтеры могут создать условия развития счастливого детства и безопасного личного поведения.

При подготовке к занятиям, волонтерам необходимо учитывать: психологические, возрастные, физиологические и физические особенности детей. Особенности переключения внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию и их быстрая утомляемость.

Дошкольный возраст разделяется на три возрастных периода:

  • от 3 до 4 лет - младший дошкольный возраст;
  • от 4 до 5 лет - средний дошкольный возраст;
  • от 5 до 6-7 лет - старший дошкольный возраст.

Обучение детей правилам пожарной безопасности целесообразно начинать с четырех летнего возраста. При подготовке к работе с детьми учитываются возрастные и психологические особенности восприятия ими данной информации. В дошкольном возрасте им свойственно активное развитие. Они рассматривают предметы, определяют признаки предметов, проводят сравнение и обобщение. Проводят наблюдение за различными явлениями, устанавливают причинно-следственные связи. В данном возрасте преобладает высокая познавательная активность, но при этом они не могут фокусировать внимание на чем-то одном в течение длительного времени. Время проведения занятий составляет около 20-30 минут. На занятиях формируется система представлений о пожарной опасности существующих окружающих предметов и явлений, которая со временем будет пополняться новыми знаниями и умениями у ребенка. На занятиях чередуются различные виды деятельности, такие как игра, спортивные занятия, беседы, чтение художественных произведений.

Важное место в системе в обучения пожарной безопасности занимает чтение детской литературы. Следующим этапом становятся детские игры, в которых постепенно переходят к обучению действиям при пожаре учитывая возраст ребенка. Пожарная тематика включается на занятия по рисованию или при проведении спортивных занятий.

Особенностями поведения детей 3-4 летнего возраста является активное подражание старшим. В этом возрасте необходимо объяснить ребенку, как опасен огонь. Важной формой противопожарной работы с детьми младших групп становится общение. Интересно и познавательно в этом смысле произведение С.Маршака «Кошкин дом», а также другие произведения детских писателей и поэтов.

В данном возрасте основой деятельностью является игра. Так как в ней ребенок отражает воспринятую им окружающую действительность, открывает свои знания, делится ими с товарищами. Возможно использование приема обучения с помощью кукольного персонажа или игрушки.

В игре с детьми 4-5 лет можно используется оборудование, связанное с противопожарной тематикой, такое как: игры, различные кубики, пирамидки, куклы,  фигурки водителя пожарной машины и пожарного, пожарная машина, пожарное депо.

У старших дошкольников идет процесс реализации знаний связанный со знанием профессии водитель пожарной машины, образцы пожарных машинок и возможных действий по тушению пожаров. Игры старших дошкольников становятся более сложными, а ролевые игры становятся обучающими. Можно использовать пожарное лото, викторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры. Им интересны спортивные игры и соревнования, в которых они стремятся выиграть, победить, быть лучше других.

Методы работы с детьми в данном направлении: 

  1. Метод сравнения. Дети учатся сравнивать что хорошо и что плохо. 
  2.  Метод моделирования ситуаций. Дети учатся применять полученные знания на практике. 
  3. Метод повторения. Дети повторяют, то что они усвоили.

При проведении занятий важно сформировать навык спокойного поведения в случае возникновения пожара.

Практика показывает, что от психического состояния детей, вызванного осознанием опасности при возникновении пожара, зависит их индивидуальное поведение. Рефлекторное перевозбуждение мобилизует у детей физические ресурсы, при этом повышается энергия, растет мышечная сила, изменяется возможность преодоления препятствий. Однако при этом дети перестают четко оценивать ситуацию их внимание сосредоточенно на  происходящих страшных событиях. У них резко возрастает внушаемость, подаваемые команды воспринимаются без определенного анализа и оценки, действия совершаются автоматически, появляется подражание [2, с. 93]. Детские панические реакции проявляются в форме ступора или бега.

Дети находясь в опасной ситуации начинают хаотично метаться, прятаться, у них появляется дрожание рук, голоса и всего тела. Для речи характерна непоследовательность высказывания. Им тяжело ориентироваться в окружающем пространстве. При этом они в место того, чтобы убежать с места пожара или позвать на помощь взрослых, прячутся в шкафах, под кроватями и столами, в углах комнат. Все это затрудняет их поиск в  горящем здании.

Учитывая психологические и возрастные особенности поведения детей при пожаре, нужно научить их действовать быстро, а не запугивать возможными последствиями пожара. Страх от запугивания в данном случае вызовет у детей чувство незащищенности. Только выработка положительного эмоционального отношения ребенка к обучающей информации сможет сформировать знания и навыки правильного поведения.

 

Таблица - Цели и задачи формирования основ пожаробезопасного поведения у дошкольников

Цель

Задачи

Формы  занятий

Младший дошкольный возраст

Формирование представления об

опасности огня.

1. Ознакомление со свойствами огня, причинами  пожаров и их последствиями.

 

1. Беседа.

2. Чтение художественной литературы.

3. Рассматривание  иллюстраций.

4. Внесение элементов эвакуации в спортивные игры.

Средний дошкольный возраст

Воспитание уважительного отношения к профессии пожарного-спасателя.

1. Формирование интереса к профессии пожарного.

2. Формирование знаний:

-о работе пожарного автомобиля;

-о работе  сотрудников ГПН по предупреждению пожаров.

- о взаимодействии пожарных подразделений (диспетчер - боевой расчет- начальник караула).

-о взаимодействии служб спасения: 01, 02, 03, 04, 112

1. Чтение художественных произведений.

2. Посещение музея в пожарной части.

3. Оформление противопожарных выставок.

4. Музыкальные и спортивные занятия на противопожарную тематику.

5. Беседа.

6. Дидактические игры.

7. Сюжетно-ролевые игры.

Расширение знаний об

опасности огня, о правилах пожарной безопасности и важности их выполнения.

1. Ознакомление со свойствами огня и причинами возникновения пожаров.

2. Приобретение знаний о свойствах предметов с точки зрения их пожарной опасности (горючести).

3. Формирование определенного отношения к предметам являющимся источниками повышенной пожарной опасности.

4. Ознакомление с основными правилами пожарной безопасности.

5. Привитие навыков выполнения правил пожарной безопасности.

1. Практические занятия

Творческие задания: «Как бы ты поступил…», «Закончи рассказ», «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».

2. Отгадывание загадок на противопожарную тематику.

3. Выставка детских рисунков на тему: «Пожар».

4.  Проведение викторин, КВН, развлекательных занятий.

5. Изготовлений аппликаций.

6. Сочинение рассказов по плакатам.

7. Иллюстрирование правил пожарной безопасности на основе изготовления плакатов.

8. Заучивание песенок, стихов на противопожарные темы.

9. Сюжетно-ролевые игры.

Старший дошкольный возраст

Формирование знаний  правил поведения в случае возникновения пожара.

1. Формирование навыков:

соблюдения личной безопасности

ориентирования в пространстве помещения группы, квартиры, дома.

2. Формирование знаний:

о порядке действий при возникновении пожара,

о знаках пожарной безопасности.

1. Создание специальных игровых ситуаций.

2. Сюжетно-ролевые игры.

3. Работа с планами помещений, эвакуация.

4. Игры со знаками безопасности.

Формирование навыков действий при возникновении пожара

1. Овладение навыками

пользования  первичными средствами пожаротушения.

2. Создание психологической готовности к проведению эвакуации.

3. Формирование у детей интереса к профессии пожарного.

1.Просмотр мультфильмов.

2. Беседа.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Решение проблемных ситуаций.

5. Экскурсия в пожарную часть.

6. Учебно-тренировочные занятия по использованию средств спасения и пожаротушения.

7. Учебные тренировки по эвакуации из здания ДОУ.

 

Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста будет эффективно при выполнении следующих условий:

  • будет обеспечено взаимодействие между педагогическим коллективом ДОУ и специалистами в области пожарной безопасности, волонтерскими сообществами и самими родителями.
  • будет организована предметно-развивающая и оздоровительная среда;
  • будет обеспечена систематическая и последовательная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности при пожаре у детей;
  • будут интегрированы элементы пожарной тематики в занятия по физическому воспитанию;
  • будет закреплен алгоритм поведения детей при пожаре, учитывая их психологическое состояние и стрессоустойчивость.

Очень ценится бескорыстная помощь детям, при этом волонтерские движения незаметно делают огромное дело. Целенаправленная подготовка волонтеров к работе с детьми способствует эффективному формированию системы безопасного поведения у дошкольников. В их помощи нуждаются маленькие воспитанники детских садов.

Проводя систематическую работу, учитывающую особенности развития детей, волонтеры вносят большой вклад в воспитание в подрастающем поколении ответственности и осознанности своих действий.

References

1. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2018 godu: Statisticheskiy sbornik. Pod obschey redakciey D.M. Gordienko. - M.: VNIIPO, 2019, - 125 s.: il. 42. [Fires and fire safety in 2018: a Statistical compendium. Under the General editorship of D. M. Gordienko. - Moscow: Allrusian Sientific Reseach Institute Fire-Prevention, 2019, - 125 p.: Il. 42.]

2. Pedagogam i roditelyam o pozharnoy bezopasnosti: Ucheb.posobie.2-e izd., ispr. i dop.  M: VNIIPO,2005. 148s.:il. [Teachers and parents about fire safety: Studies.benefit.°2nd ed., ISPR. and extra  M: Allrusian Sientific Reseach Institute Fire-Prevention, 2005. °148 C.: silt.]

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 (ed. Of 01/21/2019) "On approval of the Federal state educational standard of preschool education."]

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373 "On approval and introduction of the Federal state educational standard of primary General education" (with provisions and additions).]

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the Federal state educational standard of basic General education" (with amendments and additions).]

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated may 17, 2012 No. 413 "On approval of the Federal state educational standard of secondary General education" (with comparisons and additions).]


Login or Create
* Forgot password?