student
Barkaul, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The relevance of the examination is due to the fact that the study of the characteristics of the personal and professional formation of civil employees in the system of the internal affairs of the Russian Federation will solve a number of urgent questions about the methods and possibilities for optimizing professional and personal development, about the psychological mechanisms for increasing labor efficiency. The object of research is the process of personal and professional formation of civil employees in the system of internal affairs of the Russian Federation. The subject of the study is the psychological mechanisms, factors, determinants of the personal and professional formation of civil employees in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation and the possibilities of its optimization. Research methods: analysis and systematization of scientific and psychological literature on the research topic; general scientific methods of cognition (theoretical analysis, generalization, synthesis); questioning of civil servants of the system of internal affairs of the Russian Federation; statistical methods for processing the obtained data. The respondents were 120 persons, state civil employees (40 persons) and employees of the internal affairs bodies of the Altai Republic (40 persons), as well as students of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who were heads of ATS units from various regions of the Russian Federation (40 persons. ) The scientific novelty of the study consists in expanding, supplementing and refining scientific views on the personal and professional formation of civil employees in the system of internal affairs of the Russian Federation and the possibilities for optimizing this process. The practical significance of the results consists in substantiating, firstly, the characteristics of the personal and professional formation of civil employees in the system of the internal affairs bodies of the Russian Federation; secondly, the main directions of optimizing the personal and professional formation of civil servants in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation.
labor psychology, professional path, personal and professional formation, civil employees, internal affairs bodies of the Russian Federation
Актуальность. Несколько десятков лет вопрос об успешной профессионализации личности интенсивно прорабатывается в русле таких гуманитарных наук как социология, психология, педагогика и акмеология. Линия концепций профессионального становления личности существует в психологии, к ним относятся работы Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Г.С. Никифорова, Е.С. Романовой, Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер и др.).
Рассмотрение научных исследований по психологии, связанных с исследованием личности исходя из ее формирования как субъекта труда в отечественной науке, обнаруживает неизменное увеличение количества подобных изысканий [4]. Однако, круг вопросов для психологического изучения в этом направлении, все еще крайне широк [2].
Профессиональная деятельность государственных служащих, профессиональный путь выступает как подсистема внутри системы государственной службы. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России разрешит ряд насущных вопросов о методах и возможностях оптимизации профессионально-личностного развития, о психологических механизмах повышения эффективности труда.
Проблемой исследования является изучение особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России. Успешность личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России детерминировано объективными и субъективными факторами, оказывает влияние на эффективности деятельности, развитие профессионализма и жизнедеятельность личности госслужащего в целом.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблематику психологии профессиональной деятельности рассматривали в своих работах А.В. Брушлинcкий, А.А. Вeрбицкий, Е.И. Исаeв, Е.А. Климoв, А.В. Карпoв, Ю.Н. Кyлюткин, Л.М. Митинa, Е.Ю. Пряжникoва, Н.С. Пряжникoв, В.И. Слобoдчиков, И.В. Сыромятникoв, А.Н. Яшкoва и др. Вопросы психологии труда и профессий освещали в своих исследованиях Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Е.С. Романова, А.Р. Фонарев и др. Особенности проблематики психологии развития и акмеологии исследовали В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, А.Л. Реан, Н.В. Кузьмина, Е.М. Таболова, З.И. Рябикина, А.В. Щербина, В.Е. Орел и др.
В юридической психологии изучены ранее психологические особенности деятельности субъектов труда ряда служб правоохранительных органов, а также личностные качества представителей служб, обеспечивающие готовность к различным видам служебной деятельности и успешную адаптацию (М.В. Кроз, В.Л. Васильев, Н.Р. Битянова, Т.В. Мальцева, В.Е. Петров, В.М. Поздняков, А.Р. Ратинов, И.Е. Реуцкая, В.В. Романов, А.М. Столяренко, Т.А. Хрусталева, В.Л. Цветков и др.).
Важное значение в психологической науке занимают проблемы развития оптимальной модели профессионально важных качеств госслужащего (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И.Катаева, Н.И.Конюхов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.) и психологического обеспечения кадров государственной службы (Е.Ю. Акимова, С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Яблокова и др.),
Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативные правовые акты, всеобщие положения системного подхода, заложенные в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.М. Кедрова, Б.Ф. Ломова, Г.А. Смирнова, Б.Г. Юдина; фундаментальные позиции о становлении и развитии личности, изложенные в теоретических разработках акмеологической науки (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.); концепция системного генеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова; системногенетическая концепция профессионального становления человека Ю.П. Поваренкова. В данном исследовании использовались также идеи психологической концепции профессионализма А.К. Марковой, профессионализации Е.А. Климова, профессионального становления Е.С. Романовой, а также работы российских и зарубежных учёных в области трудовой психологии и, психологической теории деятельности и организации психологического сопровождения профессии, а также эмпирические данные, полученные в ходе исследования особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России.
Методика исследования. Для проведения эмпирического исследования личностно-профессионального становления госслужащих была разработана анкета.
Сформулированные в анкете вопросы способствовали изучению проблем личностно-профессионального становления госслужащих, для поиска путей его совершенствования. Анкета в совокупности состояла из 15 вопросов, которые были сгруппированы в четыре смысловых блока:
- «персональные» вопросы;
- вопросы об условиях работы на государственной службе;
- отношение к государственной службе представление о работе;
- представление о работе.
Исследование основывалось на проведении анкетировании государственных служащих; сравнительном анализе полученных результатов по группам исследования; статистической обработке полученных результатов. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 120 государственных служащих: государственные гражданские служащие (40 чел.) и сотрудники органов внутренних дел Республики Алтай (40 чел.), а также слушатели Академии управления МВД России, которые являются руководителями подразделений ОВД из различных регионов РФ (40 чел.).
Результаты эксперимента.
Проведем анализ полученных результатов исследования. Вначале рассмотрим качественный состав группы респондентов.
В исследовании приняли участие 120 человек из них 85 человек мужчины (70,8 %) и соответственно 35 человек женщин (29,2%). Должностной статус респондентов выглядит следующим образом (рис. 1): более 60% - сотрудники органов внутренних дел, 33% - государственные гражданские служащие. По возрасту респонденты распределились в несколько возрастных групп (рис.2).
Рис.1. Занимаемые должности респондентов.
Рис.2. Возраст респондентов.
Уровень образования (рис.3) при исследовании показал, что больший процент респондентов имеет высшее образование, в разы меньше респондентов со средним профессиональным и общем среднем образованием. При этом следует отметить, что респонденты со средним профессиональным и общем среднем образованием 100% входят в возрастную группу от 25 до 30 лет.
Рис.3. Уровень образования респондентов.
Отвечая на вопрос о трудовом стаже, респонденты показали интересные результаты. Общий трудовой стаж респондентов в процентном отношении распределился так, как показано на рис.4.
На рис. 5 показан стаж государственной службы в сравнении между сотрудниками органов внутренних дел и государственными гражданскими служащими. При анализе данных следует сделать вывод, что сотрудники органов внутренних дел большей частью службу не имея трудового стажа до начала службы, а государственные гражданские служащие в систему органов внутренних дел МВД России приходят, имея трудовой стаж. При этом 80% государственных гражданских служащих в системе органов внутренних дел МВД России не меняют место службы, 70% сотрудников органов внутренних дел сменили место службы.
Отвечая на вопрос о способе устройства на данное место работы (рис.6), респонденты в разделе другое отмечали следующее: «по распределению вуза», «по целевому набору», «по приглашению сотрудников кадрового аппарата после службы в армии».
Рис.4. Общий трудовой стаж респондентов.
Рис.5. Стаж государственной службы.
Рис.6. Стаж государственной службы.
Большая часть респондентов, как сотрудников органов внутренних дел, так и государственных гражданских служащих выбрали род трудовой деятельности по рекомендации друзей, знакомых, родственников. Сотрудники органов внутренних дел чаще меняют место службы в порядке продвижения/повышения или ротации, а государственные гражданские служащие чаще устраиваются на службу самостоятельно.
Отвечая на вопрос о стремлении сознательно стать государственным служащим ответы респондентов распределились следующим образом (рис.7 и 8). Гражданские государственные служащие в большинстве своем просто выбирали для себя подходящую работу, тогда как сотрудники органов внутренних дел осознанно стремились к службе.
При изучении предыдущего места работы респондентов удалось выяснить следующие данные (рис. 9), которые говорят о том, что госслужба для большинства респондентов это первое место работы, также большая доля притока в госслужбу составляют организации государственного сектора.
Рис.7. Осознанность выбора гражданских государственных служащих.
Рис.8. Осознанность выбора сотрудников органов внутренних дел.
При ответе на вопрос о перспективах трудоустройства при потере нынешней работы респонденты в большинстве своем ответили, что смогут найти равноценное место, однако 34% из них, считают, что это будет непросто.
Рис.9. Изучение предыдущего места работы респондентов.
При изучении ценностей служебной деятельности мнения респондентов распределились следующим образом (рис. 10). Более половины респондентов видят ценность госслужбы в стабильности и гарантии сохранения рабочего места, а также за наличие связей и дополнительные социальные льготы и гарантии. Интересной работой, на которой можно хорошо заработать с удобным графиком трудового дня госслужбу считают незначительный процент респондентов.
Блок вопросов анкеты был посвящен изучению отношения к госслужбе. Так 80 % респондентов считают госслужбу скорее престижной, чем нет, 15 % скорее не престижной, чем престижной, 5% считают госслужбу абсолютно не престижной. О смене профессиональной деятельности и/или переходе в частный сектор задумываются все респонденты, причем 28% признались, что думают об этом часто, другие время от времени. Только 23% респондентов готовы в целях карьерного роста, повышения заработной платы переезжать (по службе, с предоставлением служебного жилья) с места на место, менять регион не менее чем раз в 3-4 года.
Рис.10. Ценности служебной деятельности.
Респондентам также задавались вопросы об их профессиональном и карьерном росте (рис. 11, 12 и 13). На основе ответов следует сделать выводы, что внутриведомственными стажировками охвачены все госслужащие системы органов внутренних дел, а подавляющее большинство обучились по программам повышения квалификации. К сожалению в должной мере в ведомстве не используются такие формы повышения квалификации как стажировки за рубежом и посещение семинаров, тренингов.
При ответе на вопрос о том, что дало участие в программах профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации большинство респондентов выбирали ответы: «Я существенно расширил свой кругозор» и «Я узнал о последних тенденциях и современном (международном) опыте в определенной области».
Рис.11. Участие в формах повышения квалификации.
Рис.12. Мнение о результатах программ повышения квалификации.
Также большинство респондентов считают, что программы повышения квалификации дают необходимые в работе профессиональные знания, умения и навыки.
О предсказуемости условий карьерного роста респондента ответили, в зависимости от того, к какой группе они принадлежат: сотрудники органов внутренних дел или государственные гражданские служащие. Определенными и понятными их считают сотрудники органов внутренних дел, в малой степени зависят от руководства. Однако, государственные гражданские служащие в большей своей части видят эту зависимость от руководителя государственного органа, только для четвертой части государственных гражданских служащих условия их карьерного роста определены и понятны.
Рис.13. Мнение об условиях карьерного роста.
Обсуждение результатов.
Подводя итог, определим основные проблемы личностно-профессионального роста , выявленные в теоретическом и эмпирическом исследовании. Среди основных проблем личностно-профессионального развития госслужащих, которые также могут выступать и как особенности их профессионального становления, идентифицированы следующие:
- недостаточное научное, методическое и организационное обеспечение личностно-профессионального развития государственных служащих;
- низкая мотивация и слабая связь профессионального развития и карьерного продвижения;
- отсутствие эффективных механизмов дополнительного профессионального образования;
- специалисты кадровых служб и психологи подразделений недостаточно уделяют внимания к организации личностно-профессионального развития госслужащих, не имеют достаточных полномочий и не несут ответственности за организацию и контроль за профессиональным развитием;
- проблемо внедряются дополнительные формы и технологии повышение квалификации госслужащих.
Выводы.
Процесс личностно-профессионального развития госслужащих как показывают исследования, это общий результат профессионального образовательного процесса и получения дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки [2].
Существующие программы и технологии для профессионального развития госслужащих слабы, сосредоточены на рабочих компетенциях и повышении эффективности и результативности профессиональная деятельность. Программ личностного или личностно-профессионального развития нет. В процессе профессионального развития должны быть внедрены инновационные технологии, в том числе: технологии разработки государственных программ личностно-профессионального развития госслужащего и индивидуальные личностно-профессиональные планы развития и др. [1, 5].
Процесс совершенствования системы органов внутренних дел сегодня, требования к постоянной готовности госслужащих выполнять задачи в сфере правоприменения, оперативно реагировать на вызовы криминальной среды в некоторой степени определяется психологическим компонентом, в том числе особенностями личностно-профессионального становления. психологические технологии, используемые в служебной деятельности: В ситуации улучшения как организационной, так и кадровой структуры ведомства и управления в этой системе, корректировки приоритетов деятельности, учитывая постоянно растущую потребность в увеличении как кадрового, так и личного потенциала, особое внимание уделяется психологической работе с персоналом, а также повышении его психологической компетентности.
Обобщая вышесказзанное основными направлениями оптимизации личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России необходимо определить следующие:
- повышение научного, методического и организационного обеспечения личностно-профессионального развития государственных служащих;
- работа по повышению мотивации профессиональной деятельности и актуализации связи личностно-профессионального развития и карьерного продвижения;
- разработка эффективных механизмов дополнительного профессионального образования;
- разработка в рамках кадровой работы и психологического обеспечения профессиональной деятельности программы по личностно-профессиональному саморазвитию госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России;
- внедрение дополнительных форм и технологий повышения квалификации госслужащих.
Обобщая проведенное исследование, считаем целесообразным предложить разработку программы личностно-профессионального саморазвития госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации, в которой основными направлениями личностно-профессионального саморазвития будут расширение образованности, повышение управленческой и психологической компетентности, самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков), а также развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Реализация данной программы должна мотивировать госслужащих повышать свой личностно-профессиональный уровень и способствовать осознанному карьерному продвижению и стимулировать саморазвитие госслужащих (внутреннюю активность личности).
1. The personality-developing environment of continuing education of employees of internal affairs bodies // Pavlichenko N.V., Khodyakova N.V., Stolyarenko A.M., Serdyuk N.V., Sklyarenko I.S., Vakhnina V.V., Demin G.I., Litvin D.V., Ulyanina O.A., et al. Volgograd, 2018. (Russia)
2. Maltseva T., Reutskaya I.E., Petrov V.E. Psychological counseling of a person in the process of professionalization - Moscow, 2020. (Russia)
3. Maltseva T.V., Reutskaya I.E. Professional psychological counseling - Moscow, 2012. (Russia)
4. Noskova O.G. Trends in the development of problems of the psychology of labor and related psychological disciplines in Russia at the end of the twentieth century. - Bulletin of Moscow State University. Ser. 14. Psychology. - 2001. - No. 4. - S. 46-56. (Russia)
5. Gorach N.N., Maltseva T.V., Semchenko A.S., Sumina E.A., Khmelev S.A., Trishkina E.A., Belova S.N. RECENT TRENDS AND TECHNOLOGIES IN LEGAL TRAINING // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019.Vol. 8. No. 4. P. 12667-12668. (Russia)