ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации разрешит ряд насущных вопросов о методах и возможностях оптимизации профессионально-личностного развития, о психологических механизмах повышения эффективности труда. Объект исследования – процесс личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Предметом исследования являются психологические механизмы, факторы, детерминанты личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации и возможности его оптимизации. Методы исследования: анализ и систематизация научно-психологической литературы по тематике исследования; общенаучные методы познания (теоретический анализ, обобщение, синтез); анкетирование госслужащих системы органов внутренних дел Российской Федерации; статистические методы обработки полученных данных. В качестве респондентов выступили 120 человек, государственные гражданские служащие (40 чел.) и сотрудники органов внутренних дел Республики Алтай (40 чел.), а также слушатели Академии управления МВД России, которые являются руководителями подразделений ОВД из различных регионов Российской Федерации (40 чел.). Научная новизна исследования состоит в расширении, дополнении и уточнении научных взглядов о личностно-профессиональном становлении госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации и возможностей оптимизации данного процесса. Практическая значимость результатов заключается в обосновании, во-первых, особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации; во-вторых, основных направлений оптимизации личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова:
психология труда, профессиональный путь, личностно-профессиональное становление, государственные служащие, органы внутренних дел Российской Федерации
Текст

Актуальность. Несколько десятков лет вопрос об успешной профессионализации личности интенсивно прорабатывается в русле таких гуманитарных наук как социология, психология, педагогика и акмеология. Линия концепций профессионального становления личности существует в психологии, к ним относятся работы Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Г.С. Никифорова, Е.С. Романовой, Ю.П. Поваренкова, Л.Б. Шнейдер и др.).

Рассмотрение научных исследований по психологии, связанных с исследованием личности исходя из ее формирования как субъекта труда в отечественной науке, обнаруживает неизменное увеличение количества подобных изысканий [4]. Однако, круг вопросов для психологического изучения в этом направлении, все еще крайне широк [2].

Профессиональная деятельность государственных служащих, профессиональный путь выступает как подсистема внутри системы государственной службы. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России  разрешит ряд насущных вопросов о методах и возможностях оптимизации профессионально-личностного развития, о психологических механизмах повышения эффективности труда.

Проблемой исследования является изучение особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России. Успешность личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России детерминировано объективными и субъективными факторами, оказывает влияние на эффективности деятельности, развитие профессионализма и жизнедеятельность личности госслужащего в целом.

Степень изученности проблемы исследования.

Проблематику психологии профессиональной деятельности рассматривали в своих работах А.В. Брушлинcкий, А.А. Вeрбицкий, Е.И. Исаeв, Е.А. Климoв, А.В. Карпoв, Ю.Н. Кyлюткин, Л.М. Митинa, Е.Ю. Пряжникoва, Н.С. Пряжникoв, В.И. Слобoдчиков, И.В. Сыромятникoв, А.Н. Яшкoва и др. Вопросы психологии труда и профессий освещали в своих исследованиях Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Е.С. Романова, А.Р. Фонарев и др. Особенности проблематики психологии развития и акмеологии исследовали В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, А.Л. Реан, Н.В. Кузьмина, Е.М. Таболова, З.И. Рябикина,  А.В. Щербина, В.Е. Орел и др.

В юридической психологии изучены ранее психологические особенности деятельности субъектов труда ряда служб правоохранительных органов, а также личностные качества представителей служб, обеспечивающие готовность к различным видам служебной деятельности и успешную адаптацию (М.В. Кроз, В.Л. Васильев, Н.Р. Битянова, Т.В. Мальцева, В.Е. Петров, В.М. Поздняков, А.Р. Ратинов, И.Е. Реуцкая, В.В. Романов, А.М. Столяренко, Т.А. Хрусталева, В.Л. Цветков и др.).

Важное значение в психологической науке занимают проблемы развития оптимальной модели профессионально важных качеств госслужащего (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И.Катаева, Н.И.Конюхов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.) и психологического обеспечения кадров государственной службы (Е.Ю. Акимова, С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Яблокова и др.),

Теоретическую и методологическую основу исследования составили нормативные правовые акты, всеобщие положения системного подхода, заложенные в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.М. Кедрова, Б.Ф. Ломова, Г.А. Смирнова, Б.Г. Юдина; фундаментальные позиции о становлении и развитии личности, изложенные в теоретических разработках акмеологической науки (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.); концепция системного генеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова; системногенетическая концепция профессионального становления человека Ю.П. Поваренкова. В данном исследовании использовались также идеи психологической концепции профессионализма А.К. Марковой, профессионализации Е.А. Климова, профессионального становления Е.С. Романовой, а также работы российских и зарубежных учёных в области трудовой психологии и, психологической теории деятельности и организации психологического сопровождения профессии, а также эмпирические данные, полученные в ходе исследования особенностей личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России.

Методика исследования. Для проведения эмпирического исследования личностно-профессионального становления госслужащих была разработана анкета.

Сформулированные в анкете вопросы способствовали изучению проблем личностно-профессионального становления госслужащих, для поиска путей его совершенствования. Анкета в совокупности состояла из 15 вопросов, которые были сгруппированы в четыре смысловых блока:

  • «персональные» вопросы;
  • вопросы об условиях работы на государственной службе;
  • отношение к государственной службе представление о работе;
  • представление о работе.

Исследование основывалось на проведении анкетировании государственных служащих; сравнительном анализе полученных результатов по группам исследования; статистической обработке полученных результатов. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 120 государственных служащих: государственные гражданские служащие (40 чел.) и сотрудники органов внутренних дел Республики Алтай (40 чел.), а также слушатели Академии управления МВД России, которые являются руководителями подразделений ОВД из различных регионов РФ (40 чел.).

Результаты эксперимента.

Проведем анализ полученных результатов исследования. Вначале рассмотрим качественный состав группы респондентов.

В исследовании приняли участие 120 человек из них 85 человек мужчины (70,8 %) и соответственно 35 человек женщин (29,2%). Должностной статус респондентов выглядит следующим образом (рис. 1): более 60% - сотрудники органов внутренних дел, 33% - государственные гражданские служащие. По возрасту респонденты распределились в несколько возрастных групп (рис.2).

 

Рис.1. Занимаемые должности респондентов.

 

Рис.2. Возраст респондентов.

 

Уровень образования (рис.3) при исследовании показал, что больший процент респондентов имеет высшее образование, в разы меньше респондентов со средним профессиональным и общем среднем образованием. При этом следует отметить, что респонденты со средним профессиональным и общем среднем образованием 100% входят в возрастную группу от 25 до 30 лет.

 

Рис.3. Уровень образования респондентов.

 

Отвечая на вопрос о трудовом стаже, респонденты показали интересные результаты. Общий трудовой стаж респондентов в процентном отношении распределился так, как показано на рис.4.

На рис. 5 показан стаж государственной службы в сравнении между сотрудниками органов внутренних дел и государственными гражданскими служащими. При анализе данных следует сделать вывод, что сотрудники органов внутренних дел большей частью службу не имея трудового стажа до начала службы, а государственные гражданские служащие в систему органов внутренних дел МВД России приходят, имея трудовой стаж. При этом 80% государственных гражданских служащих в системе органов внутренних дел МВД России не меняют место службы, 70% сотрудников органов внутренних дел  сменили место службы.

Отвечая на вопрос о способе устройства на данное место работы (рис.6), респонденты в разделе другое отмечали следующее: «по распределению вуза», «по целевому набору», «по приглашению сотрудников кадрового аппарата после службы в армии».

 

Рис.4. Общий трудовой стаж респондентов.

 

Рис.5. Стаж государственной службы.

Рис.6. Стаж государственной службы.

 

Большая часть респондентов, как сотрудников органов внутренних дел, так и государственных гражданских служащих выбрали род трудовой деятельности по рекомендации друзей, знакомых, родственников. Сотрудники органов внутренних дел чаще меняют место службы в порядке продвижения/повышения или ротации, а государственные гражданские служащие чаще устраиваются на службу самостоятельно.

Отвечая на вопрос о стремлении сознательно стать государственным служащим ответы респондентов распределились следующим образом (рис.7 и 8). Гражданские государственные служащие в большинстве своем просто выбирали для себя подходящую работу, тогда как сотрудники органов внутренних дел осознанно стремились к службе.

При изучении предыдущего места работы респондентов удалось выяснить следующие данные (рис. 9), которые говорят о том, что госслужба для большинства респондентов это первое место работы, также большая доля притока в госслужбу составляют организации государственного сектора.

Рис.7. Осознанность выбора гражданских государственных служащих.

 

Рис.8. Осознанность выбора сотрудников органов внутренних дел.

 

При ответе на вопрос о перспективах трудоустройства при потере нынешней работы респонденты в большинстве своем ответили, что смогут найти равноценное место, однако 34% из них, считают, что это будет непросто.

 

Рис.9. Изучение предыдущего места работы респондентов.

 

При изучении ценностей служебной деятельности мнения респондентов распределились следующим образом (рис. 10). Более половины респондентов видят ценность госслужбы в стабильности и гарантии сохранения рабочего места, а также за наличие связей и дополнительные социальные льготы и гарантии. Интересной работой, на которой можно хорошо заработать с удобным графиком трудового дня госслужбу считают незначительный процент респондентов.

Блок вопросов анкеты был посвящен изучению отношения к госслужбе. Так 80 % респондентов считают госслужбу скорее престижной, чем нет, 15 % скорее не престижной, чем престижной, 5% считают госслужбу абсолютно не престижной. О смене профессиональной деятельности и/или переходе в частный сектор задумываются все респонденты, причем 28% признались, что думают об этом часто, другие время от времени. Только 23% респондентов готовы в целях карьерного роста, повышения заработной платы переезжать (по службе, с предоставлением служебного жилья) с места на место, менять регион не менее чем раз в 3-4 года.

 

Рис.10. Ценности служебной деятельности.

 

Респондентам также задавались вопросы об их профессиональном и карьерном росте (рис. 11, 12 и 13).  На основе ответов следует сделать выводы, что внутриведомственными стажировками охвачены все госслужащие системы органов внутренних дел, а подавляющее большинство обучились по программам повышения квалификации. К сожалению в должной мере в ведомстве не используются такие формы повышения квалификации как стажировки за рубежом и посещение семинаров, тренингов.

При ответе на вопрос о том, что дало участие в программах профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации большинство респондентов выбирали ответы: «Я существенно расширил свой кругозор» и «Я узнал о последних тенденциях и современном (международном) опыте в определенной области».

 

Рис.11. Участие в формах повышения квалификации.

 

Рис.12. Мнение о результатах программ повышения квалификации.

 

Также большинство респондентов считают, что программы повышения квалификации дают необходимые в работе профессиональные знания, умения и навыки.

О предсказуемости условий карьерного роста респондента ответили, в зависимости от того, к какой группе они принадлежат: сотрудники органов внутренних дел или государственные гражданские служащие. Определенными и понятными их считают сотрудники органов внутренних дел, в малой степени зависят от руководства. Однако, государственные гражданские служащие в большей своей части видят эту зависимость от руководителя государственного органа, только для четвертой части государственных гражданских служащих условия их карьерного роста определены и понятны.

 

Рис.13. Мнение об условиях карьерного роста.

 

Обсуждение результатов.

Подводя итог, определим основные проблемы личностно-профессионального роста , выявленные в теоретическом и эмпирическом исследовании. Среди основных проблем личностно-профессионального развития госслужащих, которые также могут выступать и как особенности их профессионального становления, идентифицированы следующие:

- недостаточное научное, методическое и организационное обеспечение личностно-профессионального развития государственных служащих;

- низкая мотивация и слабая связь профессионального развития и карьерного продвижения;

- отсутствие эффективных механизмов дополнительного профессионального образования;

- специалисты кадровых служб и психологи подразделений недостаточно уделяют внимания к организации личностно-профессионального развития госслужащих, не имеют достаточных полномочий и не несут ответственности за организацию и контроль за профессиональным развитием;

- проблемо внедряются дополнительные формы и технологии повышение квалификации госслужащих.

Выводы.

Процесс личностно-профессионального развития госслужащих как показывают исследования, это общий результат профессионального образовательного процесса и получения дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки [2].

Существующие программы и технологии для профессионального развития госслужащих слабы, сосредоточены на рабочих компетенциях и повышении эффективности и результативности профессиональная деятельность. Программ личностного или личностно-профессионального  развития нет. В процессе профессионального развития должны быть внедрены инновационные технологии, в том числе: технологии разработки государственных программ личностно-профессионального развития госслужащего и индивидуальные личностно-профессиональные планы развития  и др. [1, 5].

Процесс совершенствования системы органов внутренних дел сегодня, требования к постоянной готовности госслужащих выполнять задачи в сфере правоприменения, оперативно реагировать на вызовы криминальной среды в некоторой степени определяется психологическим компонентом, в том числе особенностями личностно-профессионального становления. психологические технологии, используемые в служебной деятельности: В ситуации улучшения как организационной, так и кадровой структуры ведомства и управления в этой системе, корректировки приоритетов деятельности, учитывая постоянно растущую потребность в увеличении как кадрового, так и личного потенциала, особое внимание уделяется психологической работе с персоналом, а также повышении его психологической компетентности.

Обобщая вышесказзанное основными направлениями оптимизации личностно-профессионального становления госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России необходимо определить следующие:

- повышение научного, методического и организационного обеспечения личностно-профессионального развития государственных служащих;

- работа по повышению мотивации профессиональной деятельности и актуализации связи личностно-профессионального развития и карьерного продвижения;

- разработка эффективных механизмов дополнительного профессионального образования;

- разработка в рамках кадровой работы и психологического обеспечения профессиональной деятельности программы по личностно-профессиональному саморазвитию госслужащих в системе органов внутренних дел МВД России;

- внедрение дополнительных форм и технологий повышения квалификации госслужащих.

Обобщая проведенное исследование, считаем целесообразным предложить разработку программы личностно-профессионального саморазвития госслужащих в системе органов внутренних дел Российской Федерации, в которой основными направлениями личностно-профессионального саморазвития будут расширение образованности, повышение управленческой и психологической компетентности, самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков), а также развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Реализация данной программы должна мотивировать госслужащих повышать свой личностно-профессиональный уровень и способствовать осознанному карьерному продвижению и стимулировать саморазвитие госслужащих (внутреннюю активность личности).

Список литературы

1. Личностно-развивающая среда непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел // Павличенко Н.В., Ходякова Н.В., Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Скляренко И.С., Вахнина В.В., Демин Г.И., Литвин Д.В., Ульянина О.А., и др. Волгоград, 2018.

2. Мальцева Т., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации - Москва, 2020.

3. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование - Москва, 2012.

4. Носкова О.Г. Тенденции в развитии проблематики психологии труда и смежных психологических дисциплин в России конца ХХ века. - Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 2001. - №4. - С. 46-56.

5. Gorach N.N., Maltseva T.V., Semchenko A.S., Sumina E.A., Khmelev S.A., Trishkina E.A., Belova S.N. RECENT TRENDS AND TECHNOLOGIES IN LEGAL TRAINING // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 4. С. 12667-12668.


Войти или Создать
* Забыли пароль?