FEATURES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the impact of the digitalization process on the creation and use of modern electronic tools and technologies for teaching a foreign language in higher education. The article presents the main electronic tools and technologies that are used in the Financial University during the educational process of teaching a foreign language. The author notes the effectiveness of the implementation of the personality-oriented approach, which is provided by individualization and differentiation of training using the Bank of test tasks created by university teachers, and the electronic educational platform Rosetta Stone Advanced. The use of electronic learning tools and digital technologies allows to develop self-organization of the student. Changing the role of the teacher to the role of the manager of educational activities contributes to the formation of the ability to constant self-studying the student throughout his professional and social life. The effectiveness of the electronic learning tools use is proved by the high level of students’ foreign language competence and their assessment of the foreign language teachers’ pedagogical activity with the results of the survey "Students’ view on teachers".

Keywords:
digital educational space; teaching materials; active learning; electronic educational platform; digitalization
Text

Актуальность         

Изменения в экономической и социальной жизни, вызванные скачком развития информационно-коммуникационных технологий последних десятилетий, существенным образом оказали влияние отношение людей к созданию, переработке и потреблению информации. В связи с этим стратегия правительства направлена на создание условий, которые будут способствовать развитию информационного общества в государстве.

            Актуальность создания цифрового образовательного пространства высшего учебного заведения вызвана необходимостью создания условий свободного доступа к информационно-знаниевой среде вуза [8, с. 582]. Создание такого информационного пространства предоставляет студентам, сотрудникам и преподавателям возможность свободного доступа и использования учебных и методических изданий вуза, справочных материалов, внутриорганизационных нормативных актов.

Проблема

Формирование цифрового образовательного пространства вуза предполагает активную деятельность преподавателей, направленную на создание учебно-методических материалов в цифровом формате, которые будут доступны учащимся при использовании любого оборудования, подключенного к сети Интернет. Кроме того, именно преподаватель консультирует студентов относительно использования е-материалов, направляет и курирует их учебную деятельность в информационно-знаниевой среде вуза, проверяет эффективность познавательной деятельности, используя банки тестовых заданий, подключение к которым также осуществляется через информационно образовательный портал вуза. В данных условиях преподавателю необходимо владеть основами педагогического менеджмента, чтобы выстроить траекторию учебной деятельности. Однако, учитывая темпы обновления информации и пространства знаний в информационном обществе задачей современного преподавателя становится формирование навыка самоорганизации у студентов, что обусловлено концепцией непрерывного пожизненного образования [9, с. 164].

В условиях современного мира целью педагогической деятельность является не только формирование у студентов компетенций в определенной сфере профессиональной деятельности, но и развитие умения учиться на протяжении всей жизни. Умение учиться предполагает самостоятельный поиск необходимой информации; поиск, отбор и использование соответствующих источников информации как для профессиональных, так и для социальных проблемных ситуаций; постоянный процесс самообразования и расширение объема компетенций с учетом изменений, происходящих в обществе и в мире [2].

Внедрение правительством программы цифровой экономики напрямую касается системы высшего образования. Поскольку основной целью программы является развитие информационного общества, правительство создает все условия для создания пространства знаний и обеспечения доступа к нему, что предопределяет совершенствование способов и моделей распространения знаний [5, с. 73]. Таким образом новых условиях цифровизации меняются способы и формы организации педагогической деятельности. Переход на обучение с использованием всех возможностей цифровой среды обуславливает прежде всего непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, готовых успешно и на равных взаимодействовать с современными студентами поколения Z, поколения «цифрового человека», на протяжении всего образовательного процесса. Несмотря на неоднозначное отношение части преподавателей к внедрению электронного обучения (electronic learning или e-learning) в образовательную среду, в последнее время именно оно характеризует рост спроса на образовательные услуги, способствует интеграции в международное научное сообщество, определяет выход на международную арену в качестве равноправных участников межкультурной коммуникации и культурного обмена на международном уровне [3].

Методика исследования

Основной формой обучения признано активное обучение, которое предопределяет изменение роли и преподавателя, и студента в учебном процессе. В настоящее время студент становится активным участником учебного процесса, имея доступ ко всем источникам учебной информации, обращаясь по мере необходимости к информационному образовательному порталу университета. Активное обучение предполагает, что студент, приобретая в процессе обучения определенный объем знаний, должен развить способность к постоянному и непрерывному процессу самообучения [7, с. 70]. Это означает, что на протяжении своей жизни он сможет успешно осуществлять поиск необходимой информации, пользуясь различными источниками информации с целью решения профессиональных и социальных проблем. В динамично меняющейся системе образования роль преподавателя изменилась. Его задачей является не изложение готовых знаний, а создание условий самостоятельного приобретения студентами знаний в результате интенсивной познавательной деятельности.

Несмотря на то, что в последние годы около 80% учебно-методических материалов, создаваемых преподавателями, размещаются на информационно-образовательном портале, лишь незначительная часть преподавателей активно используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Кроме того, для того чтобы следовать западноевропейскому подходу, преподаватель должен уметь не только разрабатывать учебные материалы, но и уметь самостоятельно создавать ресурсы. Однако в настоящее время работа размещения материалов на портал осуществляется специальным работником, согласование взаимодействия с которым требует дополнительного времени. Поэтому если преподаватель в учебном процессе планирует использование электронных образовательных ресурсов, он должен организовать свою деятельность с учетом необходимого времени внедрения материалов на портал [6, с. 481].

На сегодняшний день преподаватель Финансового университета может использовать в учебном процессе: учебно-методические материалы, размещенные на информационно-образовательном портале; готовые или разрабатываемые Банки тестовых заданий, применение которых возможно при участии сотрудников «Отдела поддержки и проведения электронного тестирования»; электронную образовательную платформу Rosetta Stone Advantage. Комплексное применение всех этих средств обучения существенным образом способствует росту иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

К учебно-методическим материалам, к которым студент может обращаться в любое время относятся: рабочие программы дисциплины, учебные пособия, сборники заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов, практикумы, кейсы и тесты для самоконтроля. В зависимости от уровня студентов группы преподаватель определяет необходимость использования конкретного средства обучения для тренировки для активного и рецептивного усвоения текстового и речевого материала.

Тестирование с использованием Банка тестовых заданий проводится регулярно, как для текущей аттестации студентов, так и для промежуточного контроля. Кроме того, преподавателями иностранного языка созданы банки тестовых заданий для самоподготовки студентов. По обращению преподавателя в вышеуказанный отдел, тесты для самоподготовки доступны студентам после прохождения определенной темы учебной программы. Достоинством этих тестов является то, что студенты могут практиковать выполнение заданий в любое внеаудиторное время, а преподаватель может отслеживать результат проделанной работы через систему отчета в его «личном кабинете». Задания теста для самоподготовки являются в основном репродуктивными. Такие задания являются хорошим способом отработки и закрепления лексического и грамматического материала. Свобода в выборе времени выполнения тестовых заданий позволяет каждому студенту определить свой личный темп выполнения тестирования. Кроме того, студент может возвращаться к выполнению задания, если оно выполнено неверно, а также при желании он может обновить версию теста. В этом случае он выполняет новый вариант теста. Преподаватель видит результаты последнего выполненного варианта.

 Следует отметить эффективность применения электронной образовательной платформы Rosetta Stove Advanced в качестве педагогической технологии. Использование данной платформы как дополнительного средства в самостоятельной подготовке студентов позволяет выделить преимущества ее применения в учебном процессе: повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка; эффективность контроля, осуществляемого преподавателем; самоконтроль, осуществляемый самим студентом; формирование у студентов навыков самоорганизации учебной деятельности; свободный и продолжительный доступ к учебным материалам; уровневый подход в обучении иностранному языку; возможность быстрого реагирования преподавателем на проблемы в усвоении дисциплины; индивидуальный подход в обучении.

При работе с данной электронной образовательной платформой меняется отношение и роль студента к процессу обучения. Работа с платформой предполагает преобразование роли обучаемого в роль субъекта активно осуществляющего учебную деятельность самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками иностранного языка.

Электронная образовательная платформа Rosetta Stove Advanced представляет собой курс обучения. Который делится на следующие блоки: 1) вводное тестирование; 2) определение траектории обучения согласно уровню подготовки студента; 3) набор уроков и заданий согласно выбранной траектории обучения; 4) интенсивная практика иноязычных заданий; 5) промежуточный тест достижений и 6) итоговый тест. На портале Финансового университета представлена подробная инструкция работы электронной образовательной платформой Rosetta Stove Advanced. После регистрации в системе и определения своей роли, студент входит на свою стартовую страницу, где представлена информация о последовательности видов занятий; о прохождении необходимого количества занятий; круговая диаграмма объема предстоящей работы (по мере выполнения работы круг диаграммы будет заливаться цветом, характеризующим темп и интенсивность работы); раздел «Статистики», который позволяет студенту контролировать объем и качество выполненных заданий; «окно» для переписки с преподавателем.

Первый этап работы с платформой определяет необходимость формирования студентом личной траектории обучения. На этом этапе студент осуществляет:

- выбор языкового урока (в последствии, учитывая темп и уровень освоения содержания урока, студент имеет возможность добавить дополнительные уроки);

- выбор ситуации коммуникативного взаимодействия;

- выбор уровня обучения;

- выбор темы, соответствующей теме программы учебной дисциплины или вспомогательной, что в данном случае помогает определить преподаватель.

Содержание платформы включает задания на развитие знаний, умений и навыков говорения, аудирования, письма, чтения, грамматики, расширения объема лексики. Задания, созданные на основе интерактивных диалогов, развивают навыки аудирования и позволяют студенту стать, хотя и пассивным, но участником диалога. Данные задания направлены на понимание студентом информационного содержания и закрепления лексико-фразовых единиц, употребляемых в диалоге. Выполняя данные задания, студенты не испытывают психологического стресса, который возможен на аудиторных занятиях. Во-первых, с участниками диалога их разделяет экран, они являются наблюдателями взаимодействия на иностранном языке. Во-вторых, они в любой момент могут остановить видео и повторить прослушивание снова. Слушая диалог в реальном взаимодействии не всегда возможно и уместно прервать коммуникантов и попросить повторить заново, чтобы восстановить утраченные участки контента. Тренинг конструкций происходит путем реконструкции утраченных элементов предложения; выбора соответствующего варианта ответа, ответы на вопросы. Набор языковых уроков, интерактивных диалогов и видео материалов имеют профессиональную и социокультурную направленность.

Несмотря на то, что работа с электронной образовательной платформой направлена на развитие навыков самостоятельной работы студентов, роль преподавателя по-прежнему остается важной. Преподаватель по отношению к обучающему процессу с использованием цифровых платформ выступает в качестве тьютора, который выступает менеджером процесса обучения – с помощью представленного системой статистического отчета он осуществляет контроль за количеством и качеством выполненных заданий, включая результаты текущего и итогового тестирования. Именно преподаватель помогает студенту определить набор уроков для того, чтобы определить индивидуальную траекторию развития языковых компетенций студента. Преподаватель, исходя из уровня подготовки студента, определяет уровень языкового урока, выполнение которого будет вызывать познавательный интерес обучающегося, а не негативное отношение к учебной деятельности. Неприятие может быть вызвано большим количеством незнакомых лексических единиц, незнакомых правил грамматики в случае если преподаватель выбирает студенту несоответствующий уровень урока. Продуктивность овладения содержанием урока студентом обусловлена регулярностью работы с данным образовательным ресурсом, постоянным взаимодействием с преподавателем.

Следует отметить, что в образовательной среде, основанной на применении электронных технологий меняется функционал самого преподавателя. Активное внедрение электронных учебно-методических материалов, электронных образовательных платформ требует совершенствования дидактических, методических компетенций преподавателя. В настоящее время преподавателю не нужно передавать свои знания студентам, его основной задачей является побуждать к учению, направлять, консультировать и поддерживать студента в его учебной деятельности, развивать навыки самоорганизации и способствовать формированию мотивации обучающихся к самообразованию не только в стенах вуза, но и в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, современные условия образовательной среды требуют грамотности преподавателя в области ИКТ. Преподаватель активно использующий ИКТ может предоставить современным студентам больше возможностей развития иноязычной компетенции, формирует в них навыки компетентных пользователей иностранного языка [1].

Результаты исследования и их обсуждение

            Преобразование образовательной среды в современном мире с учетом глобальной цифровизации диктует педагогам новое понимание и познание процесса обучения, осуществление которого проводится в настоящее время с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

            Тестирования и срезы текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Финансового университета при Правительстве РФ показывают, что применение учебно-методического комплекса, который включает в себя электронные учебные пособия и сборники, использование электронной образовательной платформы в качестве средства для самостоятельной подготовки, способствует росту иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

            Применение цифровых технологий ведет к росту мотивации студентов к изучению иностранного языка, поскольку, как отмечают студенты в опросниках, им проще работать с электронными устройствами. Данные технологии так называемого «безбумажного обучения» “paperless education” [4] дают возможность самостоятельного определения времени выполнения заданий, с ними могут работать одновременно большое количество людей, взаимодействие с преподавателей через форум делает процесс обучения в целом более динамичным.

Выводы

            Подводя итог, следует отметить, что несмотря на высокую скорость проникновения цифровых технологий в образовательную среду, согласно опроса преподавателей относительно использования ими современных электронных учебно-методических материалов, электронных банков тестирования, электронной образовательной платформы Rosetta Stine Advanced, 100% преподавателей на сегодняшний день активно применяют один или сочетание этих средств в обучении иностранному языку в вузе. Заинтересованность преподавателей в изменении процесса обучения влияет на результаты обучения студентов. Отношение студентов к преподавателям и процессу изучения иностранного языка отражена в аналитической записке о результатах комплексного мониторингового исследования «Оценка качества образования в Финансовом университете» на конец 2019 г., в которой отмечено, что Департамент языковой подготовки по опросу студентов относится к группе подразделений, оценка которых на уровне выше среднего (8,78 по 10 бальной шкале). При этом следует учитывать, что Департамент языковой подготовки один из самых крупных в вузе, а его составе 170 преподавателей.

References

1. Gulyaeva N.A. Teaching foreign languages to students in technical higher educational institutions abroad (Analysis and trends in the development of methods and tools used) ) [Prepodavaniye inistrannih yazikpv studentam v tehnicheskih visshih uchebnih zavedeniyah zarubezhom (Analiz I tendentsii metodov I ispolzuemih sredstv)] // Humanities research. 2016. No. 4 [Electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14864 (accessed 16.02.2020)

2. Lebedeva T.E., Ohotnikova N.V., Potapova E.A. Electronic educational environment of the University: requirements, opportunities, experience and prospects of use [Elektronnaya obrazovatelnaya sreda vuza: trebovaniya, opit I perspektivy ispolzovaniya] // Online magazine "World of science" 2016, Volume 4, number 2 http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf

3. Nechaeva L.A. Possibilities of e-learning in the formation of international competence: experience of the Arctic University (Norway, Tromso) [Vozmozhnosti elektronnogo obucheniya v formirovanii mezhdunarodnoy rjmpetentsii: opit raboti Arkticheskogo Universiteta (Norvegiya, Tromse)] // Continuous education: XXI century. Petrozavodsk: Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Petrozavodsk state University", Issue 2 (6), 2014. Pp. 1-11. (Russia)

4. Shishkovskaya Yu. V. Technology of "paperless" teaching foreign languages in the conditions of information and training environment [Tehnologiya “bezbumazhnogo” obucheniya inostrannim yazikam v usloviyah informatsionno-obuchayushey sredy] // Young scientist. - 2015. - No. 11. - Pp. 1521-1524. - URL https://moluch.ru/archive/91/19609/ (accessed 16.02.2020). (Russia)

5. Caliskan, S., Guney, Z., Sakhieva, R.G., Vasbieva, D.G., Zaitseva, N.A. Teachers' views on the availability of web 2.0 tools in education. (2019) International Journal of Emerging Technologies in Learning, 14 (22), pp. 70-81.

6. Chikileva, L.S. The role of the tutor in the choice of pedagogical management tools for autonomous work in foreign languages. (2019) Integration of Education, 23 (3), pp. 475-489.

7. Klimova, I.I., Sharabarina, N.E., Tikhova, E.A., Dubinka, S.A. Communicative competence enhancement. (2018) XLinguae, 11 (1XL), pp. 67-74.

8. Orlova, N., Ignatova, O., Tereshina, O. Educational resource in the paradigm of the digital economy. (2019) Studies in Computational Intelligence, 826, pp. 579-587.

9. Tyurikov, A.G., Zubets, A.N., Razov, P.V., Amerslanova, A.N., Savchenko, N.V. Assessment model of quality and demand for educational services considering the consumers’ opinion. (2019) Humanities and Social Sciences Reviews, 7 (6), pp. 160-168.


Login or Create
* Forgot password?