Moskva, Moscow, Russian Federation
The article discusses the leading areas of implementation of case technology in distance education. Particular attention is paid to the methods of facilitating the students participation, the use of inter-active methods, as well as to the problem of forming the professional competencies in the system of distance education.
Case, case-method, technology, distance education, pedagogical education, situational game, interactive teaching methods, discussion, webinar, pedagogical coaching
Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога с подробным описанием процесса возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности. Кейс-метод – способ организации дискуссии в учебной аудитории по обсуждению кейса. К кейс-технологиям, кроме кейс-метода, относят также ситуационно-моделирующие игры, видео-кейсы, метод дискуссии, ситуационные задачи.
Кейс-технология в настоящее время весьма активно используется в системе очного образования в зарубежных университетах и все шире внедряется на различных уровнях отечественного образования [3, 4, 5]. Многогранность и комплексность кейс-метода позволяет также его применять и в дистанционном образовании, где он может быть успешно реализован как в системе высшего профессионального образования, так и при проведении курсов повышения квалификации [1, 2, 6].
В данной статье будут рассмотрены основные направления и возможности применения кейс-технологии в системе дистанционного педагогического образования.
К базовым направлениям и отвечающим им возможностям реализации кейс-технологии в дистанционном образовании педагогов можно отнести следующие:
1. Использование кейсов в дистанционных лекциях и вебинарах как иллюстративный материал, демонстрирующий на конкретном примере учет или, напротив, игнорирование каких-либо важнейших аспектов профессиональной деятельности (следование цели воспитания, педагогическим принципам, закономерностям, разработка прогнозов дальнейшего развития ситуации, оценка рисков и т.д.).
2. Организация дискуссий по кейсам в дистанционном формате. В этом случае преподаватель заранее рассылает участникам вебинара предназначенные для обсуждения кейсы и знакомит их с особенностями аналитической работы с ними. Дискуссия по кейсам может происходить в форме онлайн-конференции или обычного вебинара с последовательным выходом в эфир участников обсуждения.
3. Диагностика профессиональных компетенций специалистов психолого-педагогического профиля. Для проведения соответствующей диагностики осуществляется подбор 5-7 кейсов незавершенного типа (поставленная автором проблема так и не была разрешена). В задачу обучающихся входит проведение анализа данных кейсов и выдвижение наиболее оптимальных способов их решения. По предложенным вариантам в соответствии с существующей типологией действий по разрешению педагогических проблем можно определить уровень профессиональной компетенции учителя в сфере принятия решений.
4. Организация педагогического коучинга. Педагогический коучинг может проводиться дистанционно с учителями, испытывающими определенные трудности в практической деятельности или столкнувшимися с какой-либо сложной профессиональной проблемой. Время проведения коучинга – приблизительно 2-3 академических часа, количество сеансов – от 1 до 3. Перед проведением коучинга для обеспечения его эффективности учителю следует изложить свою проблемную ситуацию в виде кейса. Готовый кейс высылается по e-mail коучу, затем назначается дистанционная встреча, и проводится детальное обсуждение проблемы.
Для обеспечения полноты и информативности кейса учителям, проходящим коучинг, предлагается примерная схема изложения педагогического кейса [5, 6]:
1). Описание ситуации, сложившейся к моменту возникновения проблемы, конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников проблемной ситуации, специфики образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, «психологической атмосферы».
2). Подробное изложение сути проблемы с описанием действий участников ситуации. Здесь также следует указать вероятные причины возникновения проблемы. Изложение содержания данного пункта желательно завершить описанием кульминации проблемной ситуации.
3). Рассматриваются решения, которые стремился реализовать учитель в процессе поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации и предпринятые им для этого действия. Учитель оценивает эффективность принятых решений, сообщает о последствиях их реализации.
4). Характеризуется дальнейшее развитие ситуации, представляются изменения, происшедшие во взглядах, в характере отношений ее участников, в организации образовательного процесса, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и др.
5). Делаются выводы о действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществления дополнительных действий и коррекции принятого решения.
6). Рассматриваются возможные альтернативные способы разрешения проблемной ситуации.
7). Предлагается перечень вопросов, которые остались актуальными для педагога в данной ситуации.
5. Проведение зачета. По итогам изучения дистанционного курса слушателям предлагается самостоятельно разработать кейсы по наиболее актуальным для них профессиональным проблемам и представить их в текстовой форме или в виде презентации. По этим кейсам также может быть проведена дискуссия в формате вебинара или видеоконференции. Также разработка собственного кейса может являться формой итогового отчета по прохождению педагогической практики студентами дистанционной формы обучения.
Для более успешной реализации 4-ого и 5-ого направлений рекомендуется сообщить учителям требования к разработке педагогических кейсов: актуальность рассматриваемых проблем для учителя, достоверность описываемых событий, достаточное количество конкретных фактов, деталей, характеризующих основных действующих лиц описываемых событий, систему взаимоотношений между ними, сложившуюся проблемную ситуацию в образовательном учреждении, достоверность, объективность освещения событий, надситуативность. Объем кейса составляет приблизительно от 2 до 5 страниц [5].
6. Организация и проведение дистанционных ситуационных игр. Ситуационная игра является частным случаем имитационно-моделирующей игры, базирующейся на инсценировке миникейсов.
В дистанционном образовании могут быть реализованы различные варианты проведения деловых игр на основе кейс-метода. Во-первых, дистанционный формат применения метода мозгового штурма. Преподаватель демонстрирует на экране кейс в текстовой форме или видеокейс. Далее обучающиеся в своих сообщениях присылают свои варианты действий педагога по разрешению представленной в кейсе проблемы в течение 10 минут. Преподавателем дается еще несколько минут на отбор наиболее приемлемых решений из всех предложенных слушателями курса. Желающие выходят в эфир и выделяют плюсы и минусы каждого из отобранных ими решений. В заключение игры проводится общая дискуссия по кейсу с подведением итогов.
Во-вторых, в системе дистанта можно реализовать такой известный в очном образовании способ активизации обучающихся и подготовки к практической деятельности, как микропреподавание. Преподаватель предлагает студентам подготовить минивебинар на 10–12 мин. и предоставляет им возможности выйти в эфир и выступить в качестве ведущего дистанционного занятия. Такого рода тренинг позволит обучающимся почувствовать себя в роли преподавателя, содействует развитию соответствующих профессиональных компетенций, способствует более эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.
Еще один вариант проведения деловой игры направлен на формирование у обучающихся представлений о критериях разработки «хорошего кейса» и развитие профессионального мышления, в том числе критического мышления. Этот вариант базируется на актуальной в последнее время в мире проблеме фейковых новостей. Слушателям дистанционного курса на экране демонстрируется одновременно два кейса в текстовом виде (в две колонки). Обучающиеся знакомятся с кейсами и должны ответить на единственный вопрос: какой из них представляет собой реальную ситуацию, а какой является вымышленным? Обучающимся может быть предложено 3-5 пар кейсов. После рассмотрения всех кейсов преподаватель сообщает истину, и слушатели тем самым проверяют свои собственные оценки.
7. Комплексная реализация кейс-технологии в проектной деятельности. За период изучения дистанционного курса слушатель в процессе прохождения практики или работы в конкретной должности отбирает наиболее актуальную на его взгляд проблему. В педагогической области это могут быть дисциплинарные, дидактические проблемы, вопросы взаимодействия с отдельными учащимися, их родителями, классом в целом, коллегами, администрацией и др. По данной проблеме он собирает мнения всех участников конкретной ситуации, по возможности фиксирует информацию не только в письменном виде, но и посредством видеосъемок. На основе собранного материала слушатель обобщает, систематизирует полученные им сведения по данной конкретной ситуации, проводит анализ и по практическим результатам проведенной работы готовит презентацию. Представление и обсуждение в учебной группе данной презентации может быть организовано в форме защиты проекта.
Рассмотренные выше направления и возможности применения кейс-метода, очевидно, не исчерпывают всех вариантов реализации кейс-технологии в системе дистанционного образования. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в статье ставилась задача продемонстрировать широкий спектр возможностей использования данной технологии в дистанте, причем особое внимание уделялось инновационным методам обучения.
Следует также заметить, что все охарактеризованные здесь способы использования кейс-метода изначально были разработаны для нужд очной формы обучения, а уже впоследствии адаптированы для дистанционной системы. Данный факт еще раз подтверждает ведущий для организации дистанционного образования тезис – система дистанционного образования базируется на тех же педагогических закономерностях и принципах, что и система очного образования, т.к., по сути, она является моделью очного образования. В ней используются те же традиционные и инновационные педагогические методы и средства, которые, однако, адаптируются, во-первых, к конкретным условиям осуществления дистанционного учебного процесса, а, во-вторых, обогащаются за счет возможностей компьютерных технологий.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены ведущие направления и различные примеры использования кейс-технологии в дистанционном образовании.
1. Averchenko L.K. Distancionnaya pedagogika v obuchenii vzroslyh/ Averchenko L.K.// Filosofiya obrazovaniya. - 2011. - № 6 (39). - S. 322-329.
2. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya/ Pod red. E.S. Polat. - M.: Akademiya, 2009. - 268 s.
3. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya [Tekst] / I.V. Robert. - M.: IIO RAO, 2010. - 140 s.
4. Smolyaninova, O.G. Keys-metod obucheniya v podgotovke pedagogov i psihologov / Smolyaninova O.G. // Informatika i obrazovanie. - 2001. - №6. - S. 60-63.
5. Temina S.Yu., Andriadi I.P. Keys-metod v pedagogicheskom obrazovanii. - M.: MPSU, 2014. - 202 s.
6. Temina S.Yu., Portnova T.A. Pedagogicheskie keysy/URL: www.pedagogic.info