ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются ведущие направления реализации кейс-технологии в дистанционном педагогическом образовании. Особое внимание уделяется способам активизации обучающихся, использовании интерактивных методов, а также проблеме формировании профессиональных компетенций в системе дистанционного образования.

Ключевые слова:
кейс, кейс-метод, технология, дистанционное образование, педагогическое образование, ситуационная игра, интерактивные методы обучения, дискуссия, вебинар, педагогический коучинг
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога с подробным описанием процесса возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности. Кейс-метод – способ организации дискуссии в учебной аудитории по обсуждению кейса. К кейс-технологиям, кроме кейс-метода, относят также ситуационно-моделирующие игры, видео-кейсы, метод дискуссии, ситуационные задачи.

Кейс-технология в настоящее время весьма активно используется в системе очного образования в зарубежных университетах и все шире внедряется на различных уровнях отечественного образования [3, 4, 5]. Многогранность и комплексность кейс-метода позволяет также его применять и в дистанционном образовании, где он может быть успешно реализован как в системе высшего профессионального образования, так и при проведении курсов повышения квалификации [1, 2, 6].

В данной статье будут рассмотрены основные направления и возможности применения кейс-технологии в системе дистанционного педагогического образования.

К базовым направлениям и отвечающим им возможностям реализации кейс-технологии в дистанционном образовании педагогов можно отнести следующие:

1. Использование кейсов в дистанционных лекциях и вебинарах как иллюстративный материал, демонстрирующий на конкретном примере учет или, напротив, игнорирование каких-либо важнейших аспектов профессиональной деятельности (следование цели воспитания, педагогическим принципам, закономерностям, разработка прогнозов дальнейшего развития ситуации, оценка рисков и т.д.).

2. Организация дискуссий по кейсам в дистанционном формате. В этом случае преподаватель заранее рассылает участникам вебинара предназначенные для обсуждения кейсы и знакомит их с особенностями аналитической работы с ними. Дискуссия по кейсам может происходить в форме онлайн-конференции или обычного вебинара с последовательным выходом в эфир участников обсуждения.

3. Диагностика профессиональных компетенций специалистов психолого-педагогического профиля. Для проведения соответствующей диагностики осуществляется подбор 5-7 кейсов незавершенного типа (поставленная автором проблема так и не была разрешена). В задачу обучающихся входит проведение анализа данных кейсов и выдвижение наиболее оптимальных способов их решения. По предложенным вариантам в соответствии с существующей типологией действий по разрешению педагогических проблем можно определить уровень профессиональной компетенции учителя в сфере принятия решений.

4. Организация педагогического коучинга. Педагогический коучинг может проводиться дистанционно с учителями, испытывающими определенные трудности в практической деятельности или столкнувшимися с какой-либо сложной профессиональной проблемой. Время проведения коучинга – приблизительно 2-3 академических часа, количество сеансов – от 1 до 3. Перед проведением коучинга для обеспечения его эффективности учителю следует изложить свою проблемную ситуацию в виде кейса. Готовый кейс высылается по e-mail коучу, затем назначается дистанционная встреча, и проводится детальное обсуждение проблемы.

Для обеспечения полноты и информативности кейса учителям, проходящим коучинг, предлагается примерная схема изложения педагогического кейса [5, 6]:

1). Описание ситуации, сложившейся к моменту возникновения проблемы, конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников проблемной ситуации, специфики образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, «психологической атмосферы».

2). Подробное изложение сути проблемы с описанием действий участников ситуации. Здесь также следует указать вероятные причины возникновения проблемы. Изложение содержания данного пункта желательно завершить описанием кульминации проблемной ситуации.

3). Рассматриваются решения, которые стремился реализовать учитель в процессе поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации и предпринятые им для этого действия. Учитель оценивает эффективность принятых решений, сообщает о последствиях их реализации.

4). Характеризуется дальнейшее развитие ситуации, представляются изменения, происшедшие во взглядах, в характере отношений ее участников, в организации образовательного процесса, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и др.

5). Делаются выводы о действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществления дополнительных действий и коррекции принятого решения.

6). Рассматриваются возможные альтернативные способы разрешения проблемной ситуации.

7). Предлагается перечень вопросов, которые остались актуальными для педагога в данной ситуации.

5. Проведение зачета. По итогам изучения дистанционного курса слушателям предлагается самостоятельно разработать кейсы по наиболее актуальным для них профессиональным проблемам и представить их в текстовой форме или в виде презентации. По этим кейсам также может быть проведена дискуссия в формате вебинара или видеоконференции. Также разработка собственного кейса может являться формой итогового отчета по прохождению педагогической практики студентами дистанционной формы обучения.

Для более успешной реализации 4-ого и 5-ого направлений рекомендуется сообщить учителям требования к разработке педагогических кейсов: актуальность рассматриваемых проблем для учителя, достоверность описываемых событий, достаточное количество конкретных фактов, деталей, характеризующих основных действующих лиц описываемых событий, систему взаимоотношений между ними, сложившуюся проблемную ситуацию в образовательном учреждении, достоверность, объективность освещения событий, надситуативность. Объем кейса составляет приблизительно от 2 до 5 страниц [5].

6. Организация и проведение дистанционных ситуационных игр. Ситуационная игра является частным случаем имитационно-моделирующей игры, базирующейся на инсценировке миникейсов.

В дистанционном образовании могут быть реализованы различные варианты проведения деловых игр на основе кейс-метода. Во-первых, дистанционный формат применения метода мозгового штурма. Преподаватель демонстрирует на экране кейс в текстовой форме или видеокейс. Далее обучающиеся в своих сообщениях присылают свои варианты действий педагога по разрешению представленной в кейсе проблемы в течение 10 минут. Преподавателем дается еще несколько минут на отбор наиболее приемлемых решений из всех предложенных слушателями курса. Желающие выходят в эфир и выделяют плюсы и минусы каждого из отобранных ими решений. В заключение игры проводится общая дискуссия по кейсу с подведением итогов.

Во-вторых, в системе дистанта можно реализовать такой известный в очном образовании способ активизации обучающихся и подготовки к практической деятельности, как микропреподавание. Преподаватель предлагает студентам подготовить минивебинар на 10–12 мин. и предоставляет им возможности выйти в эфир и выступить в качестве ведущего дистанционного занятия.  Такого рода тренинг позволит обучающимся почувствовать себя в роли преподавателя, содействует развитию соответствующих профессиональных компетенций, способствует более эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.

Еще один вариант проведения деловой игры направлен на формирование у обучающихся представлений о критериях разработки «хорошего кейса» и развитие профессионального мышления, в том числе критического мышления. Этот вариант базируется на актуальной в последнее время в мире проблеме фейковых новостей. Слушателям дистанционного курса на экране демонстрируется одновременно два кейса в текстовом виде (в две колонки). Обучающиеся знакомятся с кейсами и должны ответить на единственный вопрос: какой из них представляет собой реальную ситуацию, а какой является вымышленным? Обучающимся может быть предложено 3-5 пар кейсов. После рассмотрения всех кейсов преподаватель сообщает истину, и слушатели тем самым проверяют свои собственные оценки.

7.  Комплексная реализация кейс-технологии в проектной деятельности. За период изучения дистанционного курса слушатель в процессе прохождения практики или работы в конкретной должности отбирает наиболее актуальную на его взгляд проблему. В педагогической области это могут быть дисциплинарные, дидактические проблемы, вопросы взаимодействия с отдельными учащимися, их родителями, классом в целом, коллегами, администрацией и др. По данной проблеме он собирает мнения всех участников конкретной ситуации, по возможности фиксирует информацию не только в письменном виде, но и посредством видеосъемок. На основе собранного материала слушатель обобщает, систематизирует полученные им сведения по данной конкретной ситуации, проводит анализ и по практическим результатам проведенной работы готовит презентацию. Представление и обсуждение в учебной группе данной презентации может быть организовано в форме защиты проекта.

Рассмотренные выше направления и возможности применения кейс-метода, очевидно, не исчерпывают всех вариантов реализации кейс-технологии в системе дистанционного образования. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в статье ставилась задача продемонстрировать широкий спектр возможностей использования данной технологии в дистанте, причем особое внимание уделялось инновационным методам обучения.

Следует также заметить, что все охарактеризованные здесь способы использования кейс-метода изначально были разработаны для нужд очной формы обучения, а уже впоследствии адаптированы для дистанционной системы. Данный факт еще раз подтверждает ведущий для организации дистанционного образования тезис – система дистанционного образования базируется на тех же педагогических закономерностях и принципах, что и система очного образования, т.к., по сути, она является моделью очного образования. В ней используются те же традиционные и инновационные педагогические методы и средства, которые, однако, адаптируются, во-первых, к конкретным условиям осуществления дистанционного учебного процесса, а, во-вторых, обогащаются за счет возможностей компьютерных технологий.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены ведущие направления и различные примеры использования кейс-технологии в дистанционном образовании.

Список литературы

1. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых/ Аверченко Л.К.// Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2009. - 268 с.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

4. Смолянинова, О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов / Смолянинова О.Г. // Информатика и образование. - 2001. - №6. - С. 60-63.

5. Темина С.Ю., Андриади И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании. - М.: МПСУ, 2014. - 202 с.

6. Темина С.Ю., Портнова Т.А. Педагогические кейсы/URL: www.pedagogic.info

Войти или Создать
* Забыли пароль?