Moskva, Moscow, Russian Federation
Actual problems of designing the educational environment of preschool educational institutions based on the principles of the Federal State Educational Standard for Preschool Education are considered. The main problem points in the design of a developing subject-spatial environment are identified. Criteria for designing a development environment in accordance with the requirements of the Standard are defined.
educational environment, designing of an educational environment, developing a subject-spatial environment, preschool educational organization, children under three years of age
Сегодня образовательная среда понимается как важнейший ресурс, который объединяет в себе основные содержательные понятия, разнообразные условия развития, а также осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс и активную деятельность самих воспитанников. Таким образом, в создание образовательной среды дошкольной организации включены все участники образовательного процесса:
– педагоги, включая методистов, авторов образовательной программы, помогающих специалистов, воспитателей и их помощников;
– управленцы;
– родители и законные представители детей;
– сами обучающиеся.
И если кто-то из этой команды не участвует в этой творческой работе или относится к ней формально, образовательная среда утрачивает свой образовательный ресурс и не может реализовывать свои функции.
Виктор Иванович Слободчиков [1, c. 114] дает анализ разным способам организации и управления образовательной средой в зависимости от типа связей и отношений ее структурирующих. Наиболее актуальной и современной является образовательная среда, организованная по принципу вариативности. В рамках такой образовательной среды происходит объединение разного рода ресурсов, связи и отношения имеют кооперирующий характер, а сама среда организуется по принципу единства многообразия. Особое значение имеет ресурс профессиональный, человеческий, культурный, связанный, например, с культурой края, района и пр., всё то, что оживляет образовательную среду и насыщает ее смыслами. И здесь важна уже управленческая профессиональная позиция, ведь от нее зависит, как будет сформирован, обогащен и распределен образовательный ресурс учреждения.
К сожалению, в современном дошкольном образовании все еще превалирует среда, организованная по принципу единообразия, в которой доминируют административно-целевые связи и отношения, определяющиеся единственным субъектом, обладающим властью. Для того, чтобы образовательная среда в дошкольных организациях стала насыщенной, более богатой и культуросообразной необходима смена профессиональной управленческой позиции и переход на вариативный способ её организации.
Развивающая предметно-пространственная среда – существенная часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Особое значение развивающая предметно-пространственная среда имеет в раннем возрасте, где она действительно выступает как «третий педагог».
Основным нормативным документом, регламентирующим формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]. В нем определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и территории, а также материалов, оборудования и инвентаря для «развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». В соответствии с требованиями Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе, детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Эти требования часто не понимаются и игнорируются при создании среды в группе, что приводит к перегруженности группового помещения оборудованием и материалами для реализации образовательной программы в ущерб эмоциональному благополучию и комфорту детей.
В основном такие ошибки в организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях связаны с тем, что педагоги и управленцы не уделяют должного внимания принципам Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Нельзя сказать, что принципы Стандарта педагогам не известны, но они непонятны, их сущность чаще всего не раскрыта. В результате – принципы остаются на бумаге, а организация жизни в детском саду идет на старых основаниях.
В качестве примера обратимся к принципу детоцентризма образовательных программ. Этот принцип должен настраивать сотрудников образовательной организации на создание среды группы, исходя из интересов детей, их возраста, задач их развития, физических параметров. Однако, наблюдая среду в разных дошкольных организациях, очевидно, что приоритет отдается расположению мебели, а не комфорту воспитанников. Центральное место в группе занимают столы. Чаще всего они не сдвигаются, либо потому, что очень тяжелые, любо потому, что у воспитателей нет возможности их передвигать в течение дня. Далее по периметру группы располагаются различные уголки, необходимые для реализации программы: чтения, ознакомления с окружающим миром, рисования, развития математических способностей и пр. Большинство из них выполняют функцию хранения дидактического материала по данной теме, и дети не используют их в свободной деятельности. В результате для двигательной активности и свободной игры детей остаются небольшие островки, находящиеся на путях перемещения по группе. Очевидно, что групповое пространство строится воспитателем «под себя», для удобства организации образовательного процесса, а не для детей. Так большинство центров для художественно-эстетического развития детей не предоставляют возможность детям рисовать красками. Это связано с тем, что необходимая для рисования вода находится далеко, и дети могут ее расплескать, испачкать пол и пр. Это не может быть основанием для ограничения детей в эстетическом развитии. Мы не говорим обо всех дошкольных образовательных организациях, мы обращаем внимание на тенденцию, которая должна измениться.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И если насыщенность среды, обеспечивающая различные виды детской деятельности и активности, включая возможность самовыражения детей, хорошо понимается организаторами среды, то доступность и вариативность требуют расшифровки. Вариативность среды, согласно требованиям Стандарта, предполагает наличие различных пространств – для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Эти пространства и материалы должны быть в свободном доступе для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в течение всего времени пребывания в группе, что и называется доступностью. Но кроме наличия этих пространств и материалов, должна быть единая социальная норма в группе, которая позволяет ребенку свободно использовать эти материалы и пространства для своей вариативной деятельности. Дети должны знать, что любые материалы можно взять и, расположившись в предназначенном для этой деятельности пространстве, заняться рисованием, созерцанием, экспериментированием или рассматриванием картинок, без необходимости оговаривать эту возможность с взрослым. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Кроме того, безопасность среды должна учитывать безопасность передвижения детей, планирование основных путей передвижения детей в группе с учетом сочетания уголков и центров тихих игр и активного досуга детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Дети раннего возраста нуждаются в индивидуальном общении. Поэтому в группе создаются небольшие условно отделенные пространства для общения в малых группах, для индивидуальной игры, для уединения и отдыха. Небольшие, выделенные, например, невысокими стеллажами, пространства создают ощущение защищенности и комфорта для малышей, а воспитатель может наблюдать за ними с высоты своего роста. Особое внимание необходимо уделять безопасности передвижения детей, которые только осваивают ходьбу. В таких группах разведение зон активного и пассивного времяпрепровождения особенно актуально.
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать насколько она соответствует психолого-педагогическим условиям, определенным в ФГОС ДО. Мы предлагаем следующие критерии.
1. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе, детей разного возраста), всей группой и в малых группах. Это предполагает наличие разных зон для общения, как всей группы детей, так и малых групп, выделение и разведение пространств для тихих и активных игр, организацию путей перемещения детей в группе с соблюдением баланса активных и пассивных зон. Наличие пространства для нерегламентированного общения воспитателя с ребенком (тихий уголок, комфортная зона с мягкой мебелью, место уединения и пр.).
2. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность уединения ребенка или малой группы детей, создания эмоционально комфортного пребывания детей в группе, а также наличие и соблюдение нормы уединения одного ребенка, например, для режиссерской игры. Наличие нормы уединения (соблюдение права ребенка на пребывание в одиночестве всеми детьми и воспитателями) позволяет принять уголок для тихих игр или чтения как место уединения.
3. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность комфортного пребывания детей в группе. Проектируется наличие мягких модулей, мягкой мебели, подиума с мягкими подушками или матрасиками, обеспечивающих детям возможность прилечь, поваляться не на полу, отдохнуть после прогулки или активной деятельности и пр. Проектируется наличие в групповом и транзитном пространстве материалов, связанных с детьми (фотографии детей и занятий, поделки, материалы по текущей деятельности и пр.).
4. Насколько развивающая среда обеспечивает возможность двигательной активности детей в групповом помещении, а не только на спортивных занятиях или на прогулке. При проектировании обеспечения возможности двигательной активности детей в групповом помещении необходимо определить, какие виды движений может реализовывать ребенок (ползание, перешагивание, подтягивание, прыжки, лазание, бросание мяча, балансирование и пр.) в течение дня.
5. Насколько в предметно-пространственной среде в ДОО реализуется принцип доступности материалов и игрушек для различной деятельности детей. Доступность предполагает предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать вид деятельности и материалов для ее реализации, без обращения к воспитателю за разрешением или помощью, при соблюдении общих правил поведения в группе.
6. Насколько образовательная среда в ДОО является доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Доступность среды в данном случае определяется наличием широких дверных проемов, пандусов, лифтов, отсутствием порожков, недоступных захламленных помещений, а также наличием специальной адаптированной мебели для детей с ОВЗ, оборудования для снятия напряжения и комфорта для детей-колясочников и пр.
7. Насколько предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным возможностям детей. Здесь проектируется соответствие мебели и оборудования возрасту детей, расположение дидактических и наглядных материалов на уровне глаз детей, с учетом особенности восприятия ребенка и соблюдением угла восприятия в вертикальной плоскости в пределах 0–30 градусов.
8. Насколько предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В данном случае у организаторов образовательного пространства есть преимущество в определении своих приоритетов в соответствии с реализуемой программой.
9. Насколько развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для разных видов деятельности детей и реализации образовательной Программы. Здесь проектируется не только наличие необходимых уголков и центров активности, но и их доступность и актуальность для детей в свободной образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в дошкольных образовательных группах, должна создавать условия для различных видов активности и деятельности детей в зависимости от их возраста:
– в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
– в раннем возрасте (1–3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), а также общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
10. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО отвечает принципу трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Здесь проектируется не только наличие трансформируемых стен, но и возможность перемещения мебели, мягких модулей, ширм, передвигаемых стеллажей и пр. для выделения нового пространства для игры, общения и других активностей.
11. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной. Проектируется не только возможность разнообразного использования помещений в группе, в организации, транзитных помещений и мультифункциональных пространств, но и умение персонала использовать эту возможность для развития детей, а также свободу детей в перемещении и «обживании» данных пространств. Так, например, подиум может быть пространством для игры, театральной деятельности, расслабления и уединения, проведения занятий в малой группе и сна.
12. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной. Вариативность среды, согласно требованиям Стандарта, предполагает наличие различных пространств – для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Необходимо предусмотреть наличие сменяемых материалов и оборудования, соответствующих текущей теме Программы, наличие групповых работ детей и пр.
13. Насколько элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Этот пункт мы уже раскрывали выше.
Проектирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды начинается с проведения оценки и анализа существующей среды и определения наиболее проблемных зон. Затем необходимы слаженные и скоординированные действия всех участников образовательного процесса, включая управленцев, для совместного планирования деятельности по преобразованию наличной предметно-развивающей среды в среду, организованную в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно это и позволит превратить имеющееся социокультурное содержание в средство и содержание образования, иными словами в образовательную среду, что и является сегодня новой педагогической задачей.
1. Slobodchikov V.I. Ocherki psihologii obrazovaniya. - 2-e izdanie, pererabotnnoe i dopolnennoe. - Birobidzhan: Izd-vo BGPI, 2005. - 272 s.
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Pis'ma i prikazy Minobrazovaniya ot 2013 i 2014 g. - M.: Sfera. 2016. - 96 s.