ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены актуальные проблемы проектирования образовательной среды дошкольных образовательных организаций на основе принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выявлены основные проблемные точки при проектировании развивающей предметно-пространственной среды. Определены критерии для проектирования развивающей среды в соответствии с требованиями Стандарта.

Ключевые слова:
образовательная среда, проектирование образовательной среды, развивающая предметно-пространственная среда, дошкольная образовательная организация, дети до трех лет
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сегодня образовательная среда понимается как важнейший ресурс, который объединяет в себе основные содержательные понятия, разнообразные условия развития, а также осмысленные скоординированные педагогические усилия  воспитывающих взрослых, управленческий ресурс и активную деятельность самих воспитанников. Таким образом, в создание образовательной среды дошкольной организации включены все участники образовательного процесса:

– педагоги, включая методистов, авторов образовательной программы, помогающих специалистов, воспитателей и их помощников;

– управленцы;

– родители и законные представители детей;

– сами обучающиеся.

И если кто-то из этой команды не участвует в этой творческой работе или относится к ней формально, образовательная среда утрачивает свой образовательный ресурс и не может реализовывать свои функции.

Виктор Иванович Слободчиков [1, c. 114] дает анализ разным способам организации и управления образовательной средой в зависимости от типа связей и отношений ее структурирующих. Наиболее актуальной и современной является образовательная среда, организованная по принципу вариативности. В рамках такой образовательной среды происходит объединение разного рода ресурсов, связи и отношения имеют кооперирующий характер, а сама среда организуется по принципу единства многообразия. Особое значение имеет ресурс профессиональный, человеческий, культурный, связанный, например, с культурой края, района и пр., всё то, что оживляет образовательную среду и насыщает ее смыслами. И здесь важна уже управленческая профессиональная позиция, ведь от нее зависит, как будет сформирован, обогащен и распределен образовательный ресурс учреждения.

К сожалению, в современном дошкольном образовании все еще превалирует среда, организованная по принципу единообразия, в которой доминируют административно-целевые связи и отношения, определяющиеся единственным субъектом, обладающим властью.  Для того, чтобы образовательная среда в дошкольных организациях стала насыщенной, более богатой и культуросообразной необходима смена профессиональной управленческой позиции и переход на вариативный способ её организации.

  Развивающая предметно-пространственная среда – существенная часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.  Особое значение развивающая предметно-пространственная среда имеет в раннем возрасте, где она действительно выступает как «третий педагог».

Основным нормативным документом, регламентирующим формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]. В нем определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и территории, а также материалов, оборудования и инвентаря для «развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». В соответствии с требованиями Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе, детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Эти требования часто не понимаются и игнорируются при создании среды в группе, что приводит к перегруженности группового помещения оборудованием и материалами для реализации образовательной программы в ущерб эмоциональному благополучию и комфорту детей.

В основном такие ошибки в организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях связаны с тем, что педагоги и управленцы не уделяют должного внимания принципам Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Нельзя сказать, что принципы Стандарта педагогам не известны, но они непонятны, их сущность чаще всего не раскрыта. В результате – принципы остаются на бумаге, а организация жизни в детском саду идет на старых основаниях.

В качестве примера обратимся к принципу детоцентризма образовательных программ. Этот принцип должен настраивать сотрудников образовательной организации на создание среды группы, исходя из интересов детей, их возраста, задач их развития, физических параметров. Однако, наблюдая среду в разных дошкольных организациях, очевидно, что приоритет отдается расположению мебели, а не комфорту воспитанников. Центральное место в группе занимают столы. Чаще всего они не сдвигаются, либо потому, что очень тяжелые, любо потому, что у воспитателей нет возможности их передвигать в течение дня. Далее по периметру группы располагаются различные уголки, необходимые для реализации программы: чтения, ознакомления с окружающим миром, рисования, развития математических способностей и пр. Большинство из них выполняют функцию хранения дидактического материала по данной теме, и дети не используют их в свободной деятельности. В результате для двигательной активности и свободной игры детей остаются небольшие островки, находящиеся на путях перемещения по группе. Очевидно, что групповое пространство строится воспитателем «под себя», для удобства организации образовательного процесса, а не для детей. Так большинство центров для художественно-эстетического развития детей не предоставляют возможность детям рисовать красками. Это связано с тем, что необходимая для рисования вода находится далеко, и дети могут ее расплескать, испачкать пол и пр. Это не может быть основанием для ограничения детей в эстетическом развитии. Мы не говорим обо всех дошкольных образовательных организациях, мы обращаем внимание на тенденцию, которая должна измениться.

 Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И если насыщенность среды, обеспечивающая различные виды детской деятельности и активности, включая возможность самовыражения детей, хорошо понимается организаторами среды, то доступность и вариативность требуют расшифровки. Вариативность среды, согласно требованиям Стандарта, предполагает наличие различных пространств – для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.  Эти пространства и материалы должны быть в свободном доступе для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в течение всего времени пребывания в группе, что и называется доступностью. Но кроме наличия этих пространств и материалов, должна быть единая социальная норма в группе, которая позволяет ребенку свободно использовать эти материалы и пространства для своей вариативной деятельности. Дети должны знать, что любые материалы можно взять и, расположившись в предназначенном для этой деятельности пространстве, заняться рисованием, созерцанием, экспериментированием или рассматриванием картинок, без необходимости оговаривать эту возможность с взрослым.   Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Кроме того, безопасность среды должна учитывать безопасность передвижения детей, планирование основных путей передвижения детей в группе с учетом сочетания уголков и центров тихих игр и активного досуга детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Дети раннего возраста нуждаются в индивидуальном общении. Поэтому в группе создаются небольшие условно отделенные пространства для общения в малых группах, для индивидуальной игры, для уединения и отдыха. Небольшие, выделенные, например, невысокими стеллажами, пространства создают ощущение защищенности и комфорта для малышей, а воспитатель может наблюдать за ними с высоты своего роста. Особое внимание необходимо уделять безопасности передвижения детей, которые только осваивают ходьбу. В таких группах разведение зон активного и пассивного времяпрепровождения особенно актуально.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать насколько она соответствует психолого-педагогическим условиям, определенным в ФГОС ДО. Мы предлагаем следующие критерии.

1. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе, детей разного возраста), всей группой и в малых группах. Это предполагает наличие разных зон для общения, как всей группы детей, так и малых групп, выделение и разведение пространств для тихих и активных игр, организацию путей перемещения детей в группе с соблюдением баланса активных и пассивных зон. Наличие пространства для нерегламентированного общения воспитателя с ребенком (тихий уголок, комфортная зона с мягкой мебелью, место уединения и пр.).

2. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность уединения ребенка или малой группы детей, создания эмоционально комфортного пребывания детей в группе, а также наличие и соблюдение нормы уединения одного ребенка, например, для режиссерской игры. Наличие нормы уединения (соблюдение права ребенка на пребывание в одиночестве всеми детьми и воспитателями) позволяет принять уголок для тихих игр или чтения как место уединения.

3. Насколько развивающая предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает возможность комфортного пребывания детей в группе. Проектируется наличие мягких модулей, мягкой мебели, подиума с мягкими подушками или матрасиками, обеспечивающих детям возможность прилечь, поваляться не на полу, отдохнуть после прогулки или активной деятельности и пр. Проектируется наличие в групповом и транзитном пространстве материалов, связанных с детьми (фотографии детей и занятий, поделки, материалы по текущей деятельности и пр.).

4. Насколько развивающая среда обеспечивает возможность двигательной активности детей в групповом помещении, а не только на спортивных занятиях или на прогулке. При проектировании обеспечения возможности двигательной активности детей в групповом помещении необходимо определить, какие виды движений может реализовывать ребенок (ползание, перешагивание, подтягивание, прыжки, лазание, бросание мяча, балансирование и пр.) в течение дня.

5. Насколько в предметно-пространственной среде в ДОО реализуется принцип доступности материалов и игрушек для различной деятельности детей. Доступность предполагает предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать вид деятельности и материалов для ее реализации, без обращения к воспитателю за разрешением или помощью, при соблюдении общих правил поведения в группе.

6. Насколько образовательная среда в ДОО является доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Доступность среды в данном случае определяется наличием широких дверных проемов, пандусов, лифтов, отсутствием порожков, недоступных захламленных помещений, а также наличием специальной адаптированной мебели для детей с ОВЗ, оборудования для снятия напряжения и комфорта для детей-колясочников и пр.

7. Насколько предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным возможностям детей. Здесь проектируется соответствие мебели и оборудования возрасту детей, расположение дидактических и наглядных материалов на уровне глаз детей, с учетом особенности восприятия ребенка и соблюдением угла восприятия в вертикальной плоскости в пределах 0–30 градусов.

8. Насколько предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В данном случае у организаторов образовательного пространства есть преимущество в определении своих приоритетов в соответствии с реализуемой программой.

9. Насколько развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для разных видов деятельности детей и реализации образовательной Программы. Здесь проектируется не только наличие необходимых уголков и центров активности, но и их доступность и актуальность для детей в свободной образовательной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в дошкольных образовательных группах, должна создавать условия для различных видов активности и деятельности детей в зависимости от их возраста:

– в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

– в раннем возрасте (1–3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), а также общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

10. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО отвечает принципу трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Здесь проектируется не только наличие трансформируемых стен, но и возможность перемещения мебели, мягких модулей, ширм, передвигаемых стеллажей и пр. для выделения нового пространства для игры, общения и других активностей.

11. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной. Проектируется не только возможность разнообразного использования помещений в группе, в организации, транзитных помещений и мультифункциональных пространств, но и умение персонала использовать эту возможность для развития детей, а также свободу детей в перемещении и «обживании» данных пространств. Так, например, подиум может быть пространством для игры, театральной деятельности, расслабления и уединения, проведения занятий в малой группе и сна.

12. Насколько предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной. Вариативность среды, согласно требованиям Стандарта, предполагает наличие различных пространств – для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Необходимо предусмотреть наличие сменяемых материалов и оборудования, соответствующих текущей теме Программы, наличие групповых работ детей и пр.

13. Насколько элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Этот пункт мы уже раскрывали выше.

Проектирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды начинается с проведения оценки и анализа существующей среды и определения наиболее проблемных зон. Затем необходимы слаженные и скоординированные действия всех участников образовательного процесса, включая управленцев, для совместного планирования деятельности по преобразованию наличной предметно-развивающей среды в среду, организованную в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно это и позволит превратить имеющееся социокультурное содержание в средство и содержание образования, иными словами в образовательную среду, что и является сегодня новой педагогической задачей.

Список литературы

1. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е издание, переработнное и дополненное. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобразования от 2013 и 2014 г. - М.: Сфера. 2016. - 96 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?