TO A QUESTION OF STUDENTS’ INDIVIDUAL WORK ORGANIZATION IN THE COURSE OF GRAPHIC TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper is devoted to problems related to students´ individual work organization in technical high educational institution while implementation of third generation FSES at the stage of higher education modernization. Questions related to use of remote technologies’ opportunities for support of full time and part-time education in order to activate students’ individual work in the course of graphic cycle disciplines studying are considered. An electronic resource structure containing all educational process’s components is proposed; this structure’s basic principle is individuality of education with independence skill development.

Keywords:
individual work, graphical training, remote education, electronic educational resource.
Text

Современная концепция высшего профессионального образования и различные изменения, происходящие во всех сферах общества, ставят проблему поиска и использования эффективных технологий подготовки будущих специалистов, удовлетворяющих основным требованиям новой образовательной парадигмы общества, ориентированной на непрерывное, устойчивое развитие личности, индивидуализацию образования, на «изменение парадигмы обучения на парадигму образования» [9].

В условиях реформирования высшего образования для обеспечения конкурентно способных специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает необходимость постоянного развития и совершенствования содержания, структуры образовательного процесса и повышения его качества. Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., «модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий, направлена на повышение самостоятельной учебной деятельности студентов» [3].

В соответствии с новыми образовательными стандартами время, отведенное для аудиторного изучения графических дисциплин в техническом вузе, сокращается. Не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины предусматривается на самостоятельную работу студентов, но требования к графической подготовке специалистов технического профиля остаются высокими, поэтому возникает проблема рациональной организации самостоятельной работы студентов как одной из составляющих образовательного процесса. В силу достаточно низкой самоорганизации студентов требуется научить первокурсников учиться, воспринимать и анализировать информацию, выработать потребность к постоянному самообразованию, повысить мотивацию к самостоятельной и познавательной деятельности и предложить им различные методы самостоятельной работы.

В научной литературе существуют разные определения самостоятельной работы. И.А. Зимняя считает, что это деятельность, организуемая самим учащимся в силу его внутренних познавательных мотивов, регулируемая в процессе самоконтроля на основе опосредованного системного управления со стороны преподавателя [4]. По мнению П.И. Пидкасистого, «самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [7]. Такие понятия можно рассматривать в качестве направлений в организации самостоятельной работы, призванной завершать все другие виды образовательного процесса.

References

1. Vereshchagina T.A., Kochurova L.V., Turitsyna I.A. O razrabotke spetsializirovannogo uchebnogo kursa i ego komponentakh v sisteme distantsionnogo obrazovaniya v kontekste trebovaniy k IKT [On the development of specialized training course and its components in the system of distance education in the context of the requirements for ICT]. Sovershenstvovanie podgotovki uchashchikhsya i studentov v oblasti grafiki, konstruirovaniya i standartizatsii: Mezh-vuzovskiy nauch.-metod. sbornik [Improved training of pupils and students in the field of graphic design and standardization: Inter-university scientific-method. com-pilation]. Saratov, Saratov State Technical University Publ., 2008, pp. 33-36.

2. Vereshchagina T.A. Nachertatel´naya geometriya. Inzhenernaya grafika [Descriptive Geometry. Engineering Graphics]. Perm´, Perm’ State Technical University Publ., 2007.

3. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [RF State Program «Development of Education» for 2013-2020. Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409/fayl/2228/13.05.15-Gosprogramma-Razvitie_obrazovaniya_2013-2020.pdf/ (Accessed 10 March 2014).

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, MPSI, MODEK Publ., 2010.

5. Laletin V.A. Inzhenernaya grafika [Engineering Graphics]. Perm’, Perm’ State Technical University Publ., 2008.

6. Laletin V.A. Proektirovanie izdeliy [Product design]. Perm’, Perm’ State Technical University Publ., 2008.

7. Pidkasistyy P.I., Belyaev V.I., Mizherikov V.A., Yuzefavichus T.A. Pedagogika: Vysshee professional´noe obrazovanie [Pedagogy: Higher vocational education]. Moscow, Akademiya Publ., 2010.

8. Svod pravil SP 34.13330.2012. Avtomobil´nye dorogi. Aktualizirovannaya redaktsiya. SNiP 2.05.02-85* [Rulebook SP 34.13330.2012. Roads. The updated edition. SNIP 2.05.02-85*]. Moscow, 2012. (in Russian).

9. Semenova V.G. Samostoyatel´naya rabota studentov kak vazhneyshaya forma organizatsii uchebnogo protsessa v ramkakh kompetentnostnoy modeli obrazovaniya [Independent work of students as the most important form of the organization of the educational process within the competence model of education]. Organizatsiya samostoyatel´noy raboty studentov: Materialy dokladov II Vserossiyskoy nauch.-prakt. konferentsii [Organization of independent work of students: Proceedings of the II All-Russian scientific-practical. Conference]. Saratov: Novyy proekt Publ., 2013, pp. 10-15.

10. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart vysshego professional´nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 270800 «Stroitel´stvo» (kvalifikatsiya (stepen´) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 yanvarya 2010 g. № 54) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 270800 «Construction» (qualification (degree) «Bachelor») (approved Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 18, 2010 № 54] (in Russian).

11. Shangina E.I. Tendentsii razvitiya geometro-graficheskoy podgotovki v vysshem obrazovanii [Trends in the development of geometrical graphic preparation in higher education at the University]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of the Russian Academy of Education]. 2009, i. 2, pp. 135-138.

12. Shitova V.A. Organizatsiya obucheniya v vysshey shkole s primeneniem distantsionnykh obrazovatel´nykh tekhnologiy [Organization of instruction in higher education with the use of distance learning technologies]. Elektronnyy zhurnal «Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta» [Electronic Journal «Herald of the Moscow State Regional University»]. 2012, i. 3.

Login or Create
* Forgot password?