К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе при реализации ФГОС третьего поколения на этапе модернизации высшего образования. Рассматриваются вопросы использования возможностей дистанционных технологий для поддержки учебного процесса дневной и заочной форм обучения с целью активизации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин графического цикла. Предлагается структура электронного ресурса, содержащая все компоненты учебного процесса, основополагающим принципом которой является индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности.

Ключевые слова:
самостоятельная работа, графическая подготовка, дистанционное обучение, электронный образовательный ресурс.
Текст

Современная концепция высшего профессионального образования и различные изменения, происходящие во всех сферах общества, ставят проблему поиска и использования эффективных технологий подготовки будущих специалистов, удовлетворяющих основным требованиям новой образовательной парадигмы общества, ориентированной на непрерывное, устойчивое развитие личности, индивидуализацию образования, на «изменение парадигмы обучения на парадигму образования» [9].

В условиях реформирования высшего образования для обеспечения конкурентно способных специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает необходимость постоянного развития и совершенствования содержания, структуры образовательного процесса и повышения его качества. Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., «модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий, направлена на повышение самостоятельной учебной деятельности студентов» [3].

В соответствии с новыми образовательными стандартами время, отведенное для аудиторного изучения графических дисциплин в техническом вузе, сокращается. Не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины предусматривается на самостоятельную работу студентов, но требования к графической подготовке специалистов технического профиля остаются высокими, поэтому возникает проблема рациональной организации самостоятельной работы студентов как одной из составляющих образовательного процесса. В силу достаточно низкой самоорганизации студентов требуется научить первокурсников учиться, воспринимать и анализировать информацию, выработать потребность к постоянному самообразованию, повысить мотивацию к самостоятельной и познавательной деятельности и предложить им различные методы самостоятельной работы.

В научной литературе существуют разные определения самостоятельной работы. И.А. Зимняя считает, что это деятельность, организуемая самим учащимся в силу его внутренних познавательных мотивов, регулируемая в процессе самоконтроля на основе опосредованного системного управления со стороны преподавателя [4]. По мнению П.И. Пидкасистого, «самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [7]. Такие понятия можно рассматривать в качестве направлений в организации самостоятельной работы, призванной завершать все другие виды образовательного процесса.

Список литературы

1. Верещагина Т.А., Кочурова Л.В., Турицына И.А. О разработке специализированного учебного курса и его компонентах в системе дистанционного образования в контексте требований к ИКТ // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвузовский науч.-метод. сборник. Саратов: Изд-во СГТУ, 2008. С. 33-36.

2. Верещагина Т.А. Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учеб. пособие / Л.В. Кочурова., И.А. Турицына / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007. 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). Загл. с экрана.

3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf/ Основное мероприятие П.1.6. С. 109 (дата обращения: 10.03.2014).

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М: МПСИ, МОДЭК, 2010.

5. Лалетин В.А. Инженерная графика (электрон. дан. и прогр. (33 Мб)): Учеб. пособие / Е.П. Александрова, Т.В. Грошева, Е.В. Корнилкова / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. 1 электрон. опт. диск (CDROM). Загл. с экрана.

6. Лалетин В.А. Проектирование изделий (электрон. дан. и прогр. (26,1Мб)): Учеб. пособие / Е.П. Александрова, Т.В. Грошева, Е.В. Корнилкова / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. 1 электрон. опт. диск (CDROM). Загл. с экрана.

7. Пидкасистый П.И., Беляев В.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2010.

8. Свод правил СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция. СНиП 2.05.02-85*. М., 2012.

9. Семенова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской науч.-практ. конференции. Саратов: Новый проект, 2013. С. 10-15.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 «Строительство» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 г. № 54).

11. Шангина Е.И. Тенденции развития геометро-графической подготовки в высшем образовании // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 2. С. 135-138.

12. Шитова В.А. Организация обучения в высшей школе с применением дистанционных образовательных технологий // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012. № 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?