DEVELOPMENT OF A MODEL FOR THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL WORLDVIEW OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the search for methodological, theoretical and didactic basic for a modern model of the formation of the ecological worldview of college students. The author made a substantiation of the main components of the model. A two-level concept of the formation of the ecological worldview of students of secondary professional education (SPE) and a set of pedagogical conditions for its implementation are proposed. The proposed model for the formation of the ecological worldview of students of secondary vocational education on the basis of a system-activity approach in the educational process can be pedagogically effective by including in the training and education processes such forms and methods that will put students in the position of researchers and discoverers. In the modern professional educational environment, the training of competitively capable graduates who are ready to withstand the socio-economic changes that arise in society and are able to take responsibility for decisions made becomes one of the main directions of the educational process in institutions of higher and secondary professional education.

Keywords:
ecological education, modeling method, system-activity approach, ecological Outlook
Text

Актуальность.

Экологические проблемы, их глобальный характер и своеобразное проявление в каждом регионе планеты требуют сознательного, ответственного отношения к природе, отказа от устоявшихся представлений о неисчерпаемости природных богатств, а также беспредельной способности биосферы к самовосстановлению и самоочищению. Мы видим, что пренебрежение законами экологической динамики и устойчивости наносит огромный ущерб не только человечеству, но и всей жизни на Земле.

Актуальность экологического образования вызвана необходимостью обеспечить понимание того, что деятельность человека на Земле не может происходить стихийно, без учета ее последствий для окружающей среды, без знания рационального природопользования. Ответственное отношение к природной среде предполагает соблюдение моральных требований по убеждениям, а не из-за страха материальных и моральных санкций. Убеждения позволяют человеку противостоять влияниям, которые мешают бережному отношению к природным богатствам. 

 

Проблема.

Исследуя процесс формирования экологического мировоззрения студентов СПО, мы использовали  метод моделирования.  В.А. Штофф под моделью понимает мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает и воспроизводит объект так, что изучение модели дает новую информацию об объекте [8]. Моделирование в научно-педагогическом исследовании служит одним из способов научного познания целостного процесса, явления, динамической системы.

Методика исследования.

Модель в любом педагогическом процессе представляет собой определённую структуру (схему, образец), которая поможет учителю донести её сущность до сведения обучающихся [6]. Г.Н. Каропа, предложил строить модель экологического воспитании как определённую структуру педагогического процесса, имеющую четыре уровня исполнения  [2].

Первый уровень в экологической модели составляют компоненты общей системы «человек», «общество», «производство», «природа». Компоненты в такой системе логически связаны один с другим: человек находится среди природы, живёт в обществе; в своей деятельности посредством природы он связан с производством; производство обязательно связано и с природой (окружающей средой), и имеет непосредственное отношение к обществу.

Каждый из этих четырёх компонентов первого (наиболее высокого) уровня не только связан друг с другом. Его связи опускаются ко второму уровню: семья - общественность - учреждение (предприятие) - средства массовой информации. Подобное ближайшее окружение образовательного учреждения в той или иной мере невидимыми связями пронизывает её учебно-воспитательную сущность и деятельность. Эту модель можно с успехом использовать в профессиональной подготовке.

Ближе всего к ученическим коллективам и отдельным ученикам стоят компоненты третьего уровня приведённой модели. Это непосредственно обучение с его потенциалом учебной деятельности, учебной и производственных практик, научной и общественно-полезной работой экологической направленности.

В центре этой системы стоит личность обучающегося. Моделирование системы (или систем) экологического воспитания образовательного учреждения позволяет педагогу максимально глубоко осмыслить протекающие в системе процессы.

В процессе разработки модели формирования экологического мировоззрения будущих специалистов образовательных организаций СПО мы руководствовались следующими факторами:

1) современными тенденциями решения экологических проблем;

2) отсутствием целенаправленной педагогической системы подготовки специалистов, результатом которой является формирование экологического мировоззрения;

3) недостаточной разработанностью в теории и практике педагогического обеспечения, способствующего формированию экологического мировоззрения.

Экологическое мировоззрение студентов в условиях профессиональной подготовки - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленность на конструктивное преобразование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационная готовность к самостоятельным действиям по защите окружающей природной среды в профессиональной сфере.

Основными компонентами экологического мировоззрения студентов являются: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность и профессиональная подготовка, обеспечивающие профессиональную позицию будущего специалиста.

Мы полагаем, что формирование экологического мировоззрения студентов - это педагогический процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности, развитие экологического сознания (убеждений на основе критических оценок состояния природной среды и поступков отдельных людей, смысла ценностных ориентаций и т.д.), саморефлексии и мотивации готовности к экологоориентированной деятельности в профессиональной сфере.

При этом учитывается специфика возрастных особенностей студентов учреждений СПО (это, по сути, старшеклассники с их ориентациями и уровнем притязаний, отношением к жизни и свойственным этому возрасту мировосприятием); отличительные особенности контингента, основанные на многообразии мотивационных установок и ценностных ориентаций; неопределенность (в отличие от студентов вуза) направленности профессиональных ориентаций, нечеткость профессиональных смыслов.

В процессе разработки концептуальной модели формирования экологического мировоззрения студентов мы исходили из общеметодологических представлений о том, что любая образовательная концепция будет действенной только в том случае, если она эксплицитно или имплицитно включает следующие конструкты:

  • онтологические идеи, отражающие определенные представления о сущности мироздания, о формах и уровнях его организации;
  • антропологические идеи, т.е. представления о сущности человека и его месте в мире;
  • аксиологические идеи, т.е. представления о смыслах бытия и деятельности, о ценностных системах и их реализации в практике.

И уже с этих позиций решаются все другие, собственно образовательные задачи, которые ставит любая педагогическая концепция, такие как проблемы охвата всех предметов одной идеологией образования, выбора необходимых педагогических технологий и методов воздействия педагогической системы на обучаемого, а тем самым и предъявляемых к нему требований и т.д.

Предлагаемая нами концепция формирования экологического мировоззрения студентов отражает представления двух взаимосвязанных уровней: I уровень – методологический базис; II уровень – педагогическая система, формируемая на его основе.

В онтологическом аспекте переход на путь устойчивого развития связан с определенными и необходимыми трансформациями всех сфер жизнедеятельности человека и человечества в соответствии с представлениями об экологически целесообразной организации социоприродного взаимодействия. С этой точки зрения экологическое образование выполняет инструментальную функцию, выступая фактором утверждения новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человечества при сохранении качества природной среды.

Г.А. Папуткова в своих исследованиях утверждает, что на рубеже новой цивилизации стратегия личности должна быть принята как свобода в рамках экологической необходимости. Эти качества общество призвано задавать через образовательные системы [5]. Формирование экологического мировоззрения студентов должно быть направлено на подготовку экологически грамотно рассуждающих, руководящих и действующих специалистов и населения с целью предупреждения экологических бед, кризисов и катастроф. Это возможно при активном взаимодействии разных специалистов в организации целенаправленной природоохранительной работы с населением.

Результаты эксперимента.

Важную роль в формировании витагенного опыта профессиональной деятельности в процессе формирования экологического мировоззрения студентов СПО отводится практике. Особое значение ее организация приобретает в системе профессионального экологического образования, в рамках которого цели практики значительно расширяются.  В нашем случае цели практики дополняются необходимостью развития и практического применения в учебно-профессиональной деятельности профессионально-экологической компетентности во всей совокупности ее составляющих, т.е. не только профессионально-экологической образованности, но и экологического сознания, экологически значимых личностных качеств, универсальных способностей, приложимых к разным видам деятельности, способов экологически целесообразной деятельности и т.д.

Одна из важных проблем формирования экологического мировоззрения студентов в условиях СПО, которая сегодня весьма актуальна, – формирование культуры принятия экологически целесообразных практических решений, опыта личного участия в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды, а в итоге – становление личности эколого-ориентированного специалиста, способной и готовой решать проблемы устойчивого развития. При этом, экологическое мировоззрение как развивающееся личностное свойство может и должно стать показателем уровня сформированности таких характеристик эколого-ориентированной личности, как экоцентрическое экологическое сознание, и его центральный компонент – экологическая культура.

Опираясь на исследования  Степанова С.А., нравственный императив личности мы  рассматриваем  как важнейший фактор формирования ключевых характеристик эколого-ориентированной личности, а их суть и особенности – как важнейшие для обеспечения устойчивого развития природы и общества:

  • экологическое мировоззрение – смысловой компонент экологического сознания личности − устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, а осознание человеком себя в качестве субъекта развития планеты;
  • экологическое сознание – интегративная характеристика личности, формируемая в условиях экологоориентированной деятельности, включающая в качестве структурных компонентов когнитивный, перцептивно-аффективный, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационный и мотивационно-поведенческий;
  • экологическая культура − интегративное качество и важнейшее личностное свойство, отражающее психологическую, теоретическую и практическую готовность человека ответственно относиться к окружающей среде, способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности; характеризует особенности экологического сознания, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой;
  • экологическая компетентность − важнейшая личностная характеристика студента и важнейший показатель сформированности экологического мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры личности; рассматривается как системообразующая [7].

Экологизация образования, рассматривается нами как соответствующая экологическая подготовка, элементы которой должны быть синтезированы вокруг профессионально значимых знаний и умений; необходимое условие для решения конкретных практических задач в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Обсуждение результатов.

Экологическое образование в СПО должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, которое является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды. Поскольку основными источниками нарушения экологического равновесия являются промышленные предприятия, на которых трудятся выпускники, знание и исполнение всех законов должно способствовать снижению антропогенной нагрузки на природу. Кроме того, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей, с позиции государства, является пропаганда идей устойчивого развития, а также создание развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования в качестве основы формирования экологической культуры [3].

Необходимо отметить, что в настоящее время уровень экологизации образовательных программ в СПО стремительно падает. Эта проблема заложена во ФГОС СПО нового поколения. С одной стороны, в них появилась общая компетенция, направленная на содействие сохранности окружающей среды. С другой – исчез механизм ее формирования [1].

Экологическое образование – это ценностно-ориентированный, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс формирования экологического сознания как базового компонента экологической культуры личности экоцентрического характера. Основными принципами экологического образования являются междисциплинарность, систематичность и последовательность, научность, практикоориентированность, вариативность, сопряженность профессиональных и экологических знаний, принцип экоцентрической рефлексии [4].

Достижение эффективности формирования экологического мировоззрения студентов образовательных организаций СПО обеспечивает комплекс педагогических условий:

  • интеграция на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, предметных (профессиональных) знаний, надпредметных (специальных экологических) знаний и готовности к экологоориентированной деятельности в профессиональной сфере с целью развития качеств специалиста, способного действовать и понимать ответственность за сохранение окружающей среды;
  • методическое сопровождение предусматривает разработку методических рекомендаций, реализацию педагогических форм, методов и средств с целью поэтапного развития уровня экологической культуры студентов;
  • активизации деятельности по расширению природоохранного опыта студентов способствует участие в экологических акциях, создание и защита самостоятельных экологических проектов, стимулирование готовности действовать по защите природной среды в будущей профессиональной деятельности.

Экологическое образование мы рассматриваем как постоянный процесс развития и расширения знаний об окружающей среде, формирования отношения к экологии как ценности и способности к активной деятельности по защите окружающей среды.

В качестве обязательных компонентов экологического образования мы выделяем не только получение знаний, умений и навыков по экологии, но и формирование ответственности, экологически грамотной деятельности, принятие экологически грамотных решений в процессе жизнедеятельности человека, что должно тесно переплетается с еще одним компонентом экологической культуры — профессиональной подготовкой студентов учреждений СПО. Вслед за многими авторами, целью экологического образования мы называем формирование экологического мировоззрения.

Переход от подросткового к юношескому возрасту считается наиболее ответственным и в то же время наиболее сложным.

Этот период характеризуется возмужанием подростка, его взрослением и созреванием. На данном этапе онтогенеза велика роль экологического мировоззрения как важного фактора регулирования, коррекции, направления и, в целом, формирования основных качеств личности. Необходимы знания о биологических закономерностях развития растущего человека, а также об основных этапах психического развития и становлении его как личности.

Именно в этот период важно организовать и сознательно направлять общие усилия на поиск подлинных ценностей в пространстве культуры и социума, создавать систему формирования экологического сознания и поведения.

Выводы.

Предлагаемая нами модель формирования экологического мировоззрения студентов СПО на основе системно-деятельностного подхода направлена на формирование личности, обладающей нравственными качествами, экологической культурой, способной к практико-ориентированной экологической деятельности. Она включает в себя четыре основных взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. Каждый из компонентов направлен на реализацию определенного комплекса форм и методов экологического воспитания.

Целевой компонент предполагает реализацию цели экологического воспитательного процесса - формирование нравственной ответственности за деятельность в сфере «природа - общество-человек».

Содержательный компонент экологического воспитания является наиболее объемным, так как предусматривает отбор информации через познавательный, мотивационный, аксиологический и экологоориентированный аспекты, выделенные на основании поставленной цели. Через мотивационный аспект раскрывается содержание закономерностей, регулирующих взаимоотношения человека и природы, формируются экологические убеждения, появляется интерес к окружающему миру, потребность в изучении и сохранении окружающей природной среды.

Познавательный аспект реализуется через целостное представление о социоприродной среде, понимание системности и процессуальности знания о природе, окружающей среде. Аксиологический аспект представлен в мотивационном и познавательных аспектах и направлен на воспитание нравственно-значимых ценностей по отношению к природе, окружающей среде. Экологоориентированный аспект  -  экологически  целесообразная деятельность и поведение в процессе осуществления профессиональной деятельности, направленной на сохранение окружающей среды.

Технологический компонент представляет пути для эффективного достижения поставленной цели - формирования нравственной ответственности личности в сфере «природа - общество-человек» через формы, методы и средства экологического воспитания.

Результативно-оценочный компонент направлен на оценку: а) личностных результатов, таких, как сформированность экологических знаний, мотиваций, способность встать на позицию нравственного выбора в деятельности, направленной на сохранение окружающей среды; б) социально-значимых - применение правовых норм и законодательств, регулирующих профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды.

Предложенная модель формирования экологического мировоззрения студентов СПО на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе может быть педагогически эффективной за счет включения в процессы обучения и воспитания таких форм и методов, которые будут ставить студентов в положение исследователей и первооткрывателей.

В современном профессиональном образовательном пространстве подготовка конкурентно-способных выпускников, готовых противостоять социально-экономическим изменениям, возникающим в обществе и способных взять на себя ответственность за принимаемые решения, становится одним из главных направлений образовательного процесса учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Сегодня практически любая деятельность человека оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду. Поэтому конкурентноспособный выпускник должен обладать экологической грамотностью. Для этого необходимо создавать в профессиональном образовательном пространстве определенные педагогические условия, которые будут обеспечивать эффективную экологическую подготовку выпускников.

References

1. Gasanov S.F., Krel' N.A.The year of ecology has passed-the problems remained [God ekologii proshel - problemy ostalis'] // Professional education. Capital. Moscow, 2018. - No. 11. - pp. 45-48 (in Russia).

2. Karopa G. N. System approach to ecological education and upbringing (on the material of rural schools) . [Sistemnyy podhod k ekologicheskomu obrazovaniyu i vospitaniyu (na materiale sel'skih shkol) ] - Minsk: Overstake Publ., 1994. - 211 p. (in Russia).

3. Murav'eva E. V. Ecological training of students of technical University: monograph [Ekologicheskaya podgotovka studentov tehnicheskogo vuza: monografiya] - Kazan: RIC "School" Publ., 2006. - 244 p. (in Russia).

4. Murav'eva E.V. ] Ecological education of technical University students as a basic component of the strategy of overcoming the ecological crisis: abstract. dis. doctor. sciences: 13.00.01 [Ekologicheskoe obrazovanie studentov tehnicheskogo vuza kak bazovaya sostavlyayuschaya strategii preodoleniya ekologicheskogo krizisa: Avtoref. dis. dokt. ped. nauk: 13.00.01 - Kazan, 2008. - 39 p. (in Russia).

5. Paputkova G. A. Competence - oriented professional environmental education of University students: Avtoref. dis. doctor. sciences: 13.00.08 [Kompetentnostno - orientirovannoe professional'noe ekologicheskoe obrazovanie studentov v vuze: Avtoref. dis. dokt. ped. nauk: 13.00.08] - Nizhny Novgorod, 2008. - 52 p. (in Russia).

6. Sepiashvili E.N., Mal'ceva T.V. Portfolio as a way of developing research skills among students // Scientific research and development. Social and humanitarian research and technology. [Portfolio kak sposob razvitiya issledovatel'skih navykov u studentov // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii] 2015.V. 4. No. 1. pp. 10-13. (in Russia).

7. Stepanov S. A. Ecological education for sustainable development as an important direction of modernization of higher education in Russia: abstract. dis. doctor. sciences: 13.00.01 [Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya kak vazhnoe napravlenie modernizacii vysshey shkoly Rossii: Avtoref. dis. dokt. ped. nauk: 13.00.01] - Moscow, 2011. - 58 p. (in Russia).

8. Shtoff V.A. Modeling and philosophy. [Modelirovanie i filosofiya] M.; L.: Nauka Publ., 1966. p. 19. (in Russia).


Login or Create
* Forgot password?