PRAXEOLOGICAL CHARACTERISTICS OF WORKER’S LABOUR BEHAVIOR: REALIZATION FACTORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Parameters-factors as conditions and reasons defining one or another quality of state and process of labor behavior are demonstrated in this article. The said factors are: choice made by a person, labor situations, compensation for labor, person’s interests and needs, person’s psychological state, comparison as stimulating power of worker’s activity, worker ’s labor potential. To study the factors defining success of labor activity is necessary for deeper understanding of behavior reasons and directions of administrative influence in order to increase worker’s effectiveness. By synthesis of labor behavior different characteristics from the point of view related to work efficiency increase, it is possible to have a more precise orientation for detection of cause-and-effect relations which are very important in management.

Keywords:
labor behavior; praxeology; labor effectiveness; parameters-factors and parameters-qualities of labor behavior; person’s choice; stereotyped and problem-plagued labor situations; compensation for labor ; person’s interests and needs; person’s dispositional, situational and forced opportunities; comparison as stimulating power of activity.
Text

Праксеологию можно определить как науку об эффективной организации человеческой деятельности [1]. Этим она отличается от кибернетики, изучающей любые процессы управления: в природе, организме, обществе. Изучение факторов, которые определяют успешность трудовой деятельности, необходимо для более глубокого понимания причин поведения и направлений управленческого воздействия для обеспечения повышения эффективности работника. Синтезируя различные характеристики трудового поведения под углом зрения задачи повышения эффективности труда, можно иметь более четкую ориентировку для выявления причинно-следственных связей, важных в практике управления людьми.

Праксеологические параметры трудового поведения работника можно подразделить на две видовые группы:

  • параметры-факторы, которые объясняют особенности реализации трудового поведения, его механизмы и качество;
  • параметры-качества, определяющие специфику трудового поведения.

Указанные параметры взаимодействуют: параметры-факторы определяют параметры-качества; в то же время параметры-качества имеют тенденцию к изменению параметров-факторов, т.е. в процессе трудовой деятельности развивается сам человек, условия труда и сама работа.

В данной статье будут показаны параметры-факторы как условия и причины, определяющие то или иное качество состояния и процесса трудового поведения. Такими факторами являются: выбор, сделанный личностью, трудовые ситуации, вознаграждение за труд, интересы и потребности личности, ее психологическое состояние, сравнение как побудительная сила активности работника и его трудовые возможности (см. рис. 1).

1. ВЫБОР ЛИЧНОСТИ (ПРОФЕССИЯ, МЕСТО РАБОТЫ, КОЛЛЕКТИВ И Т.П.)

В реальной жизни ситуация при выборе редко бывает безальтернативной (разве что в экстремальных условиях или в условиях принуждения). Человек выбирает все время, во-первых, состояние активности или пассивности (делать — не делать), во-вторых, пути и способы поведения, оптимальные для реализации поставленных целей.

Можно указать на четыре основных фактора, определяющих выбор профессии.

Функциональный выбор: человек выбирает конкретный вид труда в ответ на биологическую потребность, обусловленную наличием врожденных способностей к его выполнению. В соответствии с этим находится известная легкость в освоении профессии у способных людей.

Рациональный выбор: человек выбирает ту профессию или рабочее место, которые, как ожидается, могут быть более легкими для освоения или максимально полезным с точки зрения заработка, профессионального и должностного роста, социального престижа и т.п. При таком подходе не поднимается вопрос о том, что именно является биологически функциональным — рационализм автоматически устанавливает связь между функцией и полезностью с поведением.

Результат такого выбора — соответствие выбора профессии требованиям, которые предъявляют время, уровень развития производства, потребности личности и т.п.

References

1. Kotarbinskiy T. Traktat o khoroshey rabote / per. s pol'skogo. - M.: Ekonomika, 1975.

2. Shatalova N.I. Kontseptsiya podgotovki sovremennogo rukovoditelya: opyt raboty Akademii rukovodyashchikh kadrov. Ekonomika zheleznykh dorog. - 2009. - № 6. - S. 69-75.

3. Ruchkin A.V. Gosudarstvennye nagrady sovremennoy Rossii. Diskussiya. - 2012. - № 10.

4. Mizes L.F. Antikapitalisticheskaya mental'nost'. Teleks. - N'yu-York, 1992.

5. Aleksandrova T.L., Zborovskiy G.E., Lempert V. Professional'noe obrazovanie i sotsial'naya otvetstvennost' na rabochikh mestakh v Rossii i v Germanii. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1996.

Login or Create
* Forgot password?