STRATEGIC VECTORS OF DEVELOPMENT THE AGRARIAN SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Over the past century, the directions of agricultural development have radically changed. In the first half of the twentieth century, the main problem was the fight against hunger, providing the population with bread. Interruptions in the supply of bread in 1917 caused riots and led to the February Revolution in Russia. In the early 20s, in order to fight hunger, a new economic policy was introduced, which gave the peasants the opportunity to restore agriculture. At the end of the 1920s, collectivization, started with the aim of increasing agricultural production to meet the country’s growing urban population and the raw materials needs of industry, turned into a new hunger, the elimination of which was the most important task of collective farms. After World War II, in 1946, there was hunger again, and the post-war restoration of agriculture was aimed at overcoming it. The ambitious program for the development of virgin lands in the 1950s was also primarily aimed at achieving a sustainable bread supply for the population. Crop failure in 1963-1964 once again put the country on the brink of hunger. The problem was solved by importing grain from other countries. In the 1990s, the problem of food supply arose again. This was due not to a shortage of food, but to the low incomes of a large part of the Russian population. The dynamically changing macroeconomic conditions make their own adjustments to the prioritization of directions for the development of agriculture in Russia. In the agricultural sector, a number of documents have been developed that reflect the promising directions for the development of the industry [1, 2]. The implementation of the goals and objectives of the long-term development of the agrarian sector of the Russian economy will be largely determined by both the macroeconomic situation in the country and the significant improvement in climate in international cooperation. The article discusses the key vectors of development of the agricultural sector in modern conditions. An economic assessment of the state of implementation of these areas is given, their positive and negative sides are noted.

Keywords:
agriculture, import substitution, government support, digitalization of the economy, investment, modernization
Text
Publication text (PDF): Read Download

Состояние аграрного сектора АПК и уровень его развития оказывает значительное влияние на все секторы экономики. Это объясняется тем, что:  во-первых, на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности   приходится порядка 7% валового внутреннего продукта, среди других отраслей экономики она занимает ведущее место и определяет темпы развития материальной сферы в стране и её положение в масштабах мирового хозяйства; во-вторых, аграрный сектор оказывает существенное влияние на уровень благосостояния граждан, поскольку в среднем более 30%, а по отдельным слоям населения с низкими доходами свыше половины, расходуется на питание; в-третьих, одним из главных критериев благополучия нации является полноценность и достаточность питания населения; в-четвертых, сельское хозяйство взаимодействует более чем с 60 отраслями и подотраслями экономики, закупая у них товары и услуги и, наоборот, поставляя им свою продукцию; в-пятых, агропромышленный комплекс за последние годы существенно укрепил свои позиции во внешнеэкономической сфере. 

Кроме того, как не печально это констатировать,  но, в политическом противостоянии государств и систем всё чаще используется продовольствие. О чем свидетельствуют вводимые санкции и контрсанкции на торговлю продовольственными товарами, в том числе и применяемые к Российской Федерации. Таким образом, развитие аграрного сектора становится не только отраслевой проблемой, но и приобретает межотраслевой характер, включая технико-технологические, экономические, экологические и социальные аспекты. Поэтому, при разработке стратегических направлений следует исходить из основополагающего положения о четкой взаимосвязи макроэкономической политики с условиями и результатами функционирования агропромышленного комплекса и его базового звена  - сельского хозяйства.

 Условия, материалы и методы исследования. Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Республики Татарстан, законодательные и нормативно-правовые акты по сельскому хозяйству. В ходе исследования применялись  статистико-экономический,   балансовый и другие методы экономических исследований.

Анализ и обсуждение результатов исследования. При формировании ключевых направлений развития отечественного аграрного сектора учитываются тренды, складывающиеся в развитии мирового хозяйства. К числу таких мировых трендов можно отнести:

- увеличивающееся  воздействие на мирохозяйственные связи государств Восточной, 

Юго-Восточной и Южной Азии, которые характеризуются опережающими темпами развития, что приводит к изменению географической конфигурации глобального экономического влияния;

- повышение  численности населения планеты; по оценкам специалистов в ближайшие 30 лет более чем на полтора миллиарда человек, при численности голодающих в 1 млрд.;

- ухудшение климатических условий, приводящие к деградации природных комплексов, к увеличению численности населения, проживающего на территориях с острым дефицитом земель сельскохозяйственного назначения, источников чистой питьевой воды, достаточной экологической безопасностью.

Макроэкономическая ситуация в стране и значительное улучшение климата в международном сотрудничестве во многом будут определять реализацию целей и задач развития аграрного сектора экономики РФ на долгосрочную перспективу.

Одно из стратегических направлений развития российского сельского хозяйства – импортозамещение. В аграрном секторе раньше, чем в других отраслях экономики,  Правительством РФ был утвержден план содействия импортозамещению. Это потребовало внесения определенных поправок в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [1]. В частности, в программу были введены новые механизмы и формы поддержки отрасли из бюджета, выделены дополнительные средства на её ресурсное обеспечение.

Импортозамещение стало реакцией России в ответ на введенное 7 августа 2014 года эмбарго против традиционных поставщиков продовольствия. В 2014 году доля импортного продовольствия на российских прилавках была зафиксирована на уровне 34%. К 2017 году уровень данного показателя сократился на   13% и составил 21%. Российские сельхозпроизводители к концу 2016  года заместили существенную часть продовольствия. Из продуктов сельского хозяйства не произошло импортозамещение только по говядине. По всем остальным пунктам импортозамещение  имело место, причем по сырам и фруктам оно происходило на фоне падающего потребления, а по свинине, мясу птицы, овощам, сахару – на фоне растущего потребления [3].

Однако, следует учитывать тот факт, что по мере того, как будет расти доля отечественной продукции на внутренних рынках, потенциальные возможности импортозамещения как одного из факторов экономического роста в аграрном секторе будут снижаться. Как считают некоторые учёные, может возникнуть ситуация перепроизводства, что несомненно приведёт к снижению уровня цен, рентабельности и устойчивости производства в сельском хозяйстве. В этой связи, необходимо рассматривать качественно новый подход к экономическому росту в аграрном секторе, который будет сопровождаться переориентацией с импортозамещения на экспортоориентированную экономику.

Не менее важным направлением аграрного сектора является цифровизация экономики. Развитие современного общества идет таким образом, что только цифровая среда позволит экономике России интегрироваться в мировое пространство. Именно цифровизация экономики позволит России решить вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности [4, 5].

Несомненными  преимуществами цифровой экономики являются   увеличение покупательной способности населения,  доступность товаров и услуг,  расширение рынков,  рост внутриотраслевой конкуренции,   повышение конкурентоспособности отрасли на мировом рынке,  рост национальной экономики. Цифровизация  экономики создает предпосылки для получения новых знаний, новых профессий, позволяет повышать квалификацию. При помощи цифровой экономики расширяются возможности в географическом плане, улучшаются условия повседневной жизни людей благодаря эффективным государственным учреждениям и доступным госуслугам. Государства, нацеленные на осуществление инноваций и исследований, привлекают  квалифицированные кадры – ключевой ресурс цифровых экономик [6].

 

References

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013 - 2020 gody. (The state program for the development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020). - Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm.

2. Fayzrakhmanov D.I. Kontseptsiya i metodologiya ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan. [The concept and methodology of sustainable development of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan]. / D.I. Fayzrakhmanov, F.S. Sibagatullin, B.G. Ziganshin, Valiev A.V. and others.- Kazan: Kazanskiy GAU, 2015. - P. 120.

3. Zakharova G.P. Agriculture of Russia in the conditions of import substitution. [Selskoe khozyaystvo Rossii v usloviyakh importozamescheniya]. / G.P.Zakharova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Herald of Kazan State Agrarian University. - 2017. - № 3 (45). - P. 108-112.

4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 g. №203 “Strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017 - 2030 gody”. (Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 № 203 “Strategies for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030”). - Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570.

5. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. №1632-r Programma “Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii”. (Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 №1632-p Program “Digital Economy of the Russian Federation”). - Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

6. Medennikov V.I. Osnovnye napravleniya informatizatsii APK RF. (The main directions of informatization of the agro-industrial complex of Russia). / V.I. Medennikov, S.G. Salnikov // - Available at: http://www.viapi.ru/ publication/full/ detail.php.

7. Zaharova G.P. Povyshenie effektivnosti mer gosudarstvennoy podderzhki sel'hoztovaroproizvoditeley v usloviyah krizisa/ G.P.Zaharova// Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - № 4 (38). - S. 16-19.

8. Klychova A.S. Increasing competitiveness in terms of corporate governance of enterprises of the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan. [Povyshenie konkurentosposobnosti v usloviyakh korporativnogo upravleniya predpriyatiyami agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan]. / A.S. Klychova, S.F. Girfanov, G.D. Krupina, I.N. Safiullin // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Herald of Kazan State Agrarian University 2017. - Vol.12. - №4 (46). - P. 110-115.

9. Amirova E.F. State regulation of the grain market in terms of import substitution. [Gosudarstvennoe regulirovanie rynka zerna v usloviyakh importozamescheniya]. / E.F.Amirova, G.P.Zakharova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Herald of Kazan State Agrarian University - 2015. - № 3 (37). - P. 9-11.

10. Zakharova G.P. Vektory razvitiya selskogo khozyaystva RF. // Innovatsionnye dostizheniya nauki i tekhniki APK: Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (Vectors of the development of agriculture in the Russian Federation / G.P.Zakharova // Innovative achievements of science and technology of the agroindustrial complex: Collection of scientific works of International Scientific and Practical Conference). - Samara: Samarskaya gosudarstvennaya selskokhozyaystvennaya akademiya, 2018. - P. 463-466.

11. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Tatarstan. (Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Tatarstan). - Available at: http://tatstat.gks.ru/

12. Gatina F.F. Territorial imperatives of industrial production development. / Journal of Advanced Research in Law and Economics. Quarterly. Volume VIII. Issue 2(24)/ Spring 2017. - P.463-469.

13. Strategiya razvitiya selskokhozyaystvennogo mashinostroeniya v Rossii do 2020 goda. (Strategy for the development of agricultural engineering in Russia until 2020). Available at: http://www.rosagromash.ru/attachments/.

14. Krasilnikova L. Innovative development of agricultural production. [Innovatsionnoe razvitie agrarnogo proizvodstva]. / L.Krasilnikova // Ekonomika, trud i upravlenie v selskom khozyaystve. - Economy, labor and management in agriculture. - 2019. - №1(46). - P.49-57.

15. Zakharova G.P. Improving the effectiveness of state support measures for agricultural producers in a crisis. [Povyshenie effektivnosti mer gosudarstvennoy podderzhki selkhoztovaroproizvoditeley v usloviyakh krizisa]. / G.P.Zakharova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Herald of Kazan State Agrarian University. - 2015. - № 4 (38). - P. 16-19.

Login or Create
* Forgot password?