СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
За последнее столетие направления развития сельского хозяйства коренным образом поменялись. В первой половине ХХ века главной проблемой была борьба с голодом, обеспечение населения страны хлебом. Перебои в снабжении хлебом в 1917 году стали поводом для беспорядков и привели к Февральской революции в России. В начале 20-х годов для борьбы с голодом была введена новая экономическая политика, давшая возможность крестьянам восстановить сельское хозяйство. В конце 20-х годов коллективизация, затеянная с целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения растущего городского населе­ния страны и потребностей промышленности в сырье, обернулась новым голодом, ликвидация которого была самой важной задачей коллективных хозяйств. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, вновь был голод, и послевоенное восстановление сельского хозяйства было направлено на его преодоление. Грандиозная программа освоения целины в 50-е годы тоже в первую очередь имела целью достижение устойчивого обеспечения населения хлебом. Неурожай 1963-1964 годов вновь поставил страну на грань голода. Проблема была решена путем импорта зерна из других стран. В 90-е годы проблема продовольственного обеспечения возникла снова. Это было связано не с дефицитом продовольствия, а с низкими доходами большой части российского населения. Динамично меняющиеся макроэкономические условия вносят свои коррективы в расстановку приоритетов направлений развития сельского хозяйства в России. В аграрном секторе разработан целый ряд документов, отражающих перспективные направления развития отрасли [1,2]. Реализация целей и задач долгосрочного развития аграрного сектора экономики России во многом будет определяться как макроэкономической ситуацией в стране, так и существенным улучшением климата в международном сотрудничестве. В статье рассмотрены ключевые векторы развития аграрного сектора в современных условиях. Дана экономическая оценка состояния реализации данных направлений, отмечены их положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова:
сельское хозяйство, импортозамещение, государственная поддержка, цифровизация экономики, инвестиции, модернизация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Состояние аграрного сектора АПК и уровень его развития оказывает значительное влияние на все секторы экономики. Это объясняется тем, что:  во-первых, на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности   приходится порядка 7% валового внутреннего продукта, среди других отраслей экономики она занимает ведущее место и определяет темпы развития материальной сферы в стране и её положение в масштабах мирового хозяйства; во-вторых, аграрный сектор оказывает существенное влияние на уровень благосостояния граждан, поскольку в среднем более 30%, а по отдельным слоям населения с низкими доходами свыше половины, расходуется на питание; в-третьих, одним из главных критериев благополучия нации является полноценность и достаточность питания населения; в-четвертых, сельское хозяйство взаимодействует более чем с 60 отраслями и подотраслями экономики, закупая у них товары и услуги и, наоборот, поставляя им свою продукцию; в-пятых, агропромышленный комплекс за последние годы существенно укрепил свои позиции во внешнеэкономической сфере. 

Кроме того, как не печально это констатировать,  но, в политическом противостоянии государств и систем всё чаще используется продовольствие. О чем свидетельствуют вводимые санкции и контрсанкции на торговлю продовольственными товарами, в том числе и применяемые к Российской Федерации. Таким образом, развитие аграрного сектора становится не только отраслевой проблемой, но и приобретает межотраслевой характер, включая технико-технологические, экономические, экологические и социальные аспекты. Поэтому, при разработке стратегических направлений следует исходить из основополагающего положения о четкой взаимосвязи макроэкономической политики с условиями и результатами функционирования агропромышленного комплекса и его базового звена  - сельского хозяйства.

 Условия, материалы и методы исследования. Информационной базой исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Республики Татарстан, законодательные и нормативно-правовые акты по сельскому хозяйству. В ходе исследования применялись  статистико-экономический,   балансовый и другие методы экономических исследований.

Анализ и обсуждение результатов исследования. При формировании ключевых направлений развития отечественного аграрного сектора учитываются тренды, складывающиеся в развитии мирового хозяйства. К числу таких мировых трендов можно отнести:

- увеличивающееся  воздействие на мирохозяйственные связи государств Восточной, 

Юго-Восточной и Южной Азии, которые характеризуются опережающими темпами развития, что приводит к изменению географической конфигурации глобального экономического влияния;

- повышение  численности населения планеты; по оценкам специалистов в ближайшие 30 лет более чем на полтора миллиарда человек, при численности голодающих в 1 млрд.;

- ухудшение климатических условий, приводящие к деградации природных комплексов, к увеличению численности населения, проживающего на территориях с острым дефицитом земель сельскохозяйственного назначения, источников чистой питьевой воды, достаточной экологической безопасностью.

Макроэкономическая ситуация в стране и значительное улучшение климата в международном сотрудничестве во многом будут определять реализацию целей и задач развития аграрного сектора экономики РФ на долгосрочную перспективу.

Одно из стратегических направлений развития российского сельского хозяйства – импортозамещение. В аграрном секторе раньше, чем в других отраслях экономики,  Правительством РФ был утвержден план содействия импортозамещению. Это потребовало внесения определенных поправок в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [1]. В частности, в программу были введены новые механизмы и формы поддержки отрасли из бюджета, выделены дополнительные средства на её ресурсное обеспечение.

Импортозамещение стало реакцией России в ответ на введенное 7 августа 2014 года эмбарго против традиционных поставщиков продовольствия. В 2014 году доля импортного продовольствия на российских прилавках была зафиксирована на уровне 34%. К 2017 году уровень данного показателя сократился на   13% и составил 21%. Российские сельхозпроизводители к концу 2016  года заместили существенную часть продовольствия. Из продуктов сельского хозяйства не произошло импортозамещение только по говядине. По всем остальным пунктам импортозамещение  имело место, причем по сырам и фруктам оно происходило на фоне падающего потребления, а по свинине, мясу птицы, овощам, сахару – на фоне растущего потребления [3].

Однако, следует учитывать тот факт, что по мере того, как будет расти доля отечественной продукции на внутренних рынках, потенциальные возможности импортозамещения как одного из факторов экономического роста в аграрном секторе будут снижаться. Как считают некоторые учёные, может возникнуть ситуация перепроизводства, что несомненно приведёт к снижению уровня цен, рентабельности и устойчивости производства в сельском хозяйстве. В этой связи, необходимо рассматривать качественно новый подход к экономическому росту в аграрном секторе, который будет сопровождаться переориентацией с импортозамещения на экспортоориентированную экономику.

Не менее важным направлением аграрного сектора является цифровизация экономики. Развитие современного общества идет таким образом, что только цифровая среда позволит экономике России интегрироваться в мировое пространство. Именно цифровизация экономики позволит России решить вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности [4, 5].

Несомненными  преимуществами цифровой экономики являются   увеличение покупательной способности населения,  доступность товаров и услуг,  расширение рынков,  рост внутриотраслевой конкуренции,   повышение конкурентоспособности отрасли на мировом рынке,  рост национальной экономики. Цифровизация  экономики создает предпосылки для получения новых знаний, новых профессий, позволяет повышать квалификацию. При помощи цифровой экономики расширяются возможности в географическом плане, улучшаются условия повседневной жизни людей благодаря эффективным государственным учреждениям и доступным госуслугам. Государства, нацеленные на осуществление инноваций и исследований, привлекают  квалифицированные кадры – ключевой ресурс цифровых экономик [6].

 

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm.

2. Файзрахманов Д.И. Концепция и методология устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан. / Д.И. Файзрахманов, Ф.С. Сибагатуллин, Б.Г. Зиганшин, Валиев А.В. и др.- Казань: Казанский ГАУ, 2015. – 120 с.

3. Захарова Г.П. Сельское хозяйство России в условиях импортозамещения/ Г.П.Захарова// Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3 (45). – С. 108-112.

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

6. Меденников В.И. Основные направления информатизации АПК РФ/ В.И. Меденников, С.Г. Сальников//. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viapi.ru/ publication/full/ detail.php.

7. Захарова Г.П. Повышение эффективности мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях кризиса/ Г.П.Захарова// Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 4 (38). – С. 16-19.

8. Клычова А.С. Повышение конкурентоспособности в условиях корпоративного управления предприятиями агропромышленного комплекса Республики Татарстан/ А.С. Клычова, С.Ф. Гирфанов, Г.Д. Крупина, И.Н. Сафиуллин// Вестник Казанского государственного аграрного университета, – 2017. – Т.12. – №4 (46). – С.110-115.

9. Амирова Э.Ф. Государственное регулирование рынка зерна в условиях импортозамещения / Э.Ф.Амирова, Г.П.Захарова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 3 (37). – С. 9-11.

10. Захарова Г.П. Векторы развития сельского хозяйства РФ/ Г.П.Захарова// Инновационные достижения науки и техники АПК: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Самара: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. – С. 463-466.

11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/

12. Гатина Ф.Ф. Territorial Imperatives of Industrial Production Development / Journal of Advanced Research in Law and Economics. Quarterly/ Volume VIII. Issue 2(24)/ Spring 2017. –p.463-469.

13. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения в России до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosagromash.ru/attachments/.

14. Красильникова Л. Инновационное развитие аграрного производства/ Л.Красильникова// Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. – 2019. - №1(46). – С.49-57.

15. Zakharova G.P. Improving the effectiveness of state support measures for agricultural producers in a crisis. [Povyshenie effektivnosti mer gosudarstvennoy podderzhki selkhoztovaroproizvoditeley v usloviyakh krizisa]. / G.P.Zakharova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – Herald of Kazan State Agrarian University. - 2015. - № 4 (38). - P. 16-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?