The paper deals with problems of checking and diagnosing reading habits of primary school alumni. Changes introduced by the First and the Second educational standards in definition of the “reading habit” concept are analyzed. Special attention is given to semantic reading.
checking, diagnostics, reading habits, semantic reading, self-check, read rate.
В статье учителя обсуждаются проблемы, которые до сих пор остаются весьма актуальными для массовой начальной школы. Многие педагоги до сих пор не осознали изменений, которые происходят в начальном образовании, в частности в процессе формирования навыков чтения. Речь идет прежде всего о проверке скорости чтения как показателя навыка чтения. Исследования в нашей стране и за рубежом убедительно доказывают, что скорость чтения не является показателем навыка читательской деятельности, это скорее относится к индивидуальным проявлениям человека: один читает быстро (но при этом его чтение может быть поверхностным, что препятствует восприятию существенных деталей текста), другой читает медленно, но внимательно, замечает детали, понимает подтекст.
Более того, исследования Института возрастной физиологии РАО РФ, проведением которых руководит М.М. Безруких, свидетельствуют, что, если ребенок младшего школьного возраста читает более 80 слов в минуту, он перестает понимать текст. Это связано с психологическими и физиологическими особенностями детей данного возраста. Поэтому проверка скорости чтения (которая, конечно, возможна), во-первых, проводится с целью установления индивидуального темпа читательской деятельности с тем, чтобы при необходимости стимулировать его, а во-вторых, не влияет на общую оценку навыка чтения. Подчеркнем вслед за автором — главное, чтобы младший школьник понимал информацию, представленную в тексте, и умел работать с ней.
От редакции
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Каждый педагог начального звена школы отслеживает процесс формирования навыков чтения у учащихся своего класса. В последние годы в связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения в современной начальной школе при диагностике навыка чтения сочетаются традиционный подход и новые требования.
Традиционно диагностика качества навыка чтения проводится три раза в год: в сентябре как стартовая; в декабре и апреле-мае — по результатам учебных полугодий. Такие сроки проведения педагогической диагностики определяются и самим ритмом жизни школы, и научными разработками, положенными в основу системы «Начальная школа XXI века», которая широко используется в российских школах.
1. Kuznetsova M.I. Sistema kontrolya i otsenki obrazovatel’nykh dostizheniy mladshikh shkol’nikov v sovremennoy nachal’noy shkole [The monitoring and evaluation of educational achievements of younger schoolboys in the modern elementary school]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
2. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010.
3. Federal’nyy komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya [Federal component of the state standard of general education]. Moscow, Ministry of Education of the Russian Federation Publ., 2004.
4. Tsukerman G.A. Otsenka chitatel’skoy gramotnosti: materialy k obsuzhdeniyu [Rating readership literacy: materials for discussion]. Moscow, Russian Academy of Education, Institute content and teaching methods Publ., 2010.