ANALYSIS OF CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF WORLD ECONOMIC RELATIONS FROM THE STANDPOINT OF ENSURING THE NATIONAL ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
From the standpoint of ensuring the national economic interests of the state, an analysis of current trends in the development of world economic relations arising from the analysis of the main trends in the development of the world economy and the dynamics of world economic relations has been carried out. Based on the identification of the basic principles of the formation and upholding of national interests, the composition and content of trends and prospects for the modern development of world economic relations have been established, which must be taken into account when solving problems of ensuring national economic interests.

Keywords:
analysis, development trends, world economic relations, ensuring national economic interests.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Республики Молдова, как и многие страны мира, сталкивается с целым комплексом проблем обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

В первую очередь, это касается взаимодействия Республики Молдова со странами европейского региона.

Необходимо отметить, что с учетом роста прозрачности границ проблема обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей осложняется и носит двусторонне направленный (взаимный) характер [1–4].

В этой связи можно вспомнить, что руководство Совета Европы в свое время признало, что последствия кризиса безопасности, угрожающего Молдавии, могут выйти далеко за пределы этой страны [5].

На фоне последних событий, происходящих как в мире, так и в европейском регионе, проблема обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей приобретает особую актуальность.

В этой связи ставилась задача определить тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей.

Основное содержание исследований

Проведенные исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем [6].

Во-первых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства.

Реализация этого принципа имеет одинаково важное значение как формирования внутренней системы хозяйствования, так и для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, это принцип обеспечения независимости и суверенитета государства.

Реализация этого принципа, обеспечивающего политическую и социальную стабильность в стране, определяется, в свою очередь, эффективностью национального экономического развития.  

В-третьих, это принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов.

Именно здоровый прагматизм должен лежать в основе реализации стратегии развития национальной экономики, обеспечивая ее эффективность и безопасность государства.

В-четвертых, это принцип транспарентности.

Этот принцип означает ясность и доступность информации о национальных интересах государства как для населения страны, так и для других государств, что, в свою очередь, призвано способствовать взаимовыгодному международному экономическому сотрудничеству. 

В-пятых, это принцип многовекторности (комплексности и системности) формирования национальных интересов.

Многофакторность и интенсивность процессов мирового политического и социально-экономического развития вынуждает практически каждое государство строить политику национальных интересов (в том числе, экономических) с учетом направленности и интенсивности влияния этих внешних факторов.  

В-шестых, это принцип предсказуемости (последовательности) формирования и отстаивания национальных интересов.

Реализация этого принципа не только обеспечивает поступательность в развитии государства, но и создает атмосферу стабильности как для населения страны, так и для зарубежных партнеров государства.

В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

С учетом объективного несовпадения части национальных интересов любого государства с национальными интересами других государств поиск компромиссных, удовлетворяющих в большей степени каждую из сторон решений создает фундамент стабильности для эффективного развития национальных экономик. В то же время конфронтационный подход к отстаиванию национальных интересов приводит к обратному эффекту.

Основу развития мирохозяйственных связей определяют тенденции развития мировой экономики и динамика мировых экономических отношений, представленных на рис. 1.

При исследовании тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах Хасбулатова Р.И. [7], Сидорова В.А., Трубникова П.В. [8], Авдокушина Е.Ф. [9], Басовского Л.Е. [10], Булатова А.С. [11], Воронина В.П., Кандаковой Г.В., Подмолодиной И.М. [12], Гусейнова Р.А. [13], Долгова С.И. [14], Зверева Ю.М. [15], Рыбалкина В.Е. [16], Щербанина А.Ю. [17] и др.

Результаты исследования тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это тенденция глобализации, при которой интеграционные процессы связывают не только национальные экономики, но и региональные экономические объединения. 

Несмотря на то, что сторонники теории деглобализации утверждают, что в мире происходит обратный процесс, можно с уверенностью утверждать, что равной по силе и противоположной по направлению тенденции четырех свобод движения (свобод для движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации), определяющей процесс глобализации, в настоящее время не существует [18].

В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо адаптироваться к современным тенденциям глобализации мировой экономики.

Во-вторых, это тенденция постиндустриализации, основные черты которой представлены на рис. 2, при которой соотношение доли услуг и материального производства стремится к пропорции 80%/20% против соотношения 20%/80% при индустриальной экономике [19].

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов государства необходимо учитывать следующие основные проблемы постиндустрализации.

С одной стороны, в результате падения спроса на продукцию ряда отраслей материального производства усиливается безработица (в первую очередь, структурная).

В этих условиях государству необходимо создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж.

С другой стороны, в интересах обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо активно использовать социально-экономические регуляторы, призванные демпфировать растущие в эпоху постиндустриализации противоречия между высококвалифицированными и низко квалифицированными гражданами страны.

В-третьих, необходимо выделить тенденцию интернационализации хозяйственной жизни, которая во многом определяет участие государства в системе мирового хозяйства.

С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни.

В-четвертых, следует выделить тенденцию развития мирохозяйственных связей, обусловленную ростом взаимной зависимости государств в экономической сфере, определяемой взаимовыгодным обменом [20].

Эта тенденция обусловлена ограниченностью располагаемых государствами ресурсов, часть из которых носит невосполнимый характер.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов указанная тенденция ставит перед государством соответствующую задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта.

В-пятых, необходимо выделить тенденцию стремления менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН.

Формируя соответствующие инструменты развития, государству необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал инструментов, в том числе носящих дискриминационный характер.

 Указанный аспект должен быть обязательно учтен при формировании и реализации политики обеспечения национальных экономических интересов.

В-шестых, рассматривая мирохозяйственные связи, необходимо отметить, что это наиболее интенсивно развивающаяся сфера экономической деятельности [20].

В условиях насыщенности внутренних рынков большинства стран именно расширение мирохозяйственных связей становится основным источником и одновременно катализатором экономического развития.

В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг.

В-седьмых, в рамках международных интеграционных процессов необходимо отметить интенсификацию развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный») [21].

Нередко создание таких альянсов, по сути, приобретает форму олигополии, диктующей правила на региональных или мировых рынках.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира.

В-восьмых, важной тенденцией современного развития мирохозяйственных связей является то, что многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития [22][1].

В результате изменяются многие векторы потоков, определяющих товарно-денежные отношения в системе мирового хозяйства.

Эту тенденцию также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер.

В-девятых, в мировой экономике увеличивается доля стран с переходной экономикой, в результате чего [20][2]: усиливаются внешнеэкономические связи развивающихся стран с развитыми странами на индустриальной основе, ослабевают внешнеэкономические связи между странами с переходной экономикой, падает уровень внешнеэкономических связей между странами с переходной экономикой и развивающимися странами.

То есть происходящие «сейсмические» смещения центров развития мировой экономики от развитых стран к странам с переходной экономикой оказывают как позитивное, так и негативное влияние на развитие мирохозяйственных связей [20][3].

С одной стороны, появление новых центров экономического развития благоприятно влияет на общее развитие мировой экономики.

С другой стороны, процессы бенчмаркинга, осуществляемые многими странами с переходной экономикой, не только ускоряют процесс насыщения рынка продукцией в рамках определенного технологического предела, но и интенсифицирует экономические и торговые войны между старыми и новыми центрами мирового развития, что негативно сказывается на мировой экономике в целом.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов, эта тенденция требует от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой.

В-десятых, в качестве важнейшей тенденции развития мировой экономики следует выделить процесс регионализации.

С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция предполагает, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.

Выводы

Проведенный анализ современных тенденций развития мирохозяйственных связей, вытекающих из анализа основных тенденций развития мировой экономики и динамики мировых экономических отношений, показал, что основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:

– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;

принцип обеспечения независимости и суверенитета государства;

принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;

принцип транспарентности;

– принцип многовекторности формирования национальных интересов;

– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;

– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

Установлено, что при решении проблем обеспечения национальных экономических интересов необходимо учитывать следующие тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей:

– глобализация, требующая от государства адаптации к этим процессам;

постиндустриализация, требующая от государства необходимость создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж;

интернационализация хозяйственной жизни, требующая от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни;

– рост взаимной зависимости государств в экономической сфере, что ставит государством задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта;

– стремление менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН, когда государству, формируя соответствующие инструменты развития, необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал соответствующих инструментов;

– интенсивность развития сферы экономической деятельности, в связи с чем государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг;

интенсификация развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный»), требующая рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира;

– многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития, что также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер;

увеличение доли стран с переходной экономикой, требующей от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой;

регионализация, предполагающая, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.

 

 
References

1. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. - M.: Yurayt, 2019.

2. Tebekin A.V. Zakonomernosti i sovremennye tendencii razvitiya mirovogo hozyaystva: prognozy ekonomicheskoy aktivnosti i perspektivy menedzhmenta. Innovacii i investicii. - 2012. - № 3. - S. 156-159.

3. Tebekin A.V., Bozrov A.R. Analiz vliyaniya processov globalizacii mirovoy ekonomiki na strukturnye sdvigi v kompleksah vnutrihozyaystvennoy investicionnoy deyatel'nosti TNK. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Negosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Institut mirovoy ekonomiki i informatizacii"; Shirokova L.N. (otvetstvennyy redaktor). - 2015. - S. 89-95.

4. Tebekin A.V., Zbirovskaya E.P. Issledovanie podhodov k razvitiyu mirovoy ekonomiki skvoz' prizmu nacional'nyh modeley menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. - 2016. - № 1. - S. 53-55.

5. Bring Moldova Back From the Brink. By THORBJORN JAGLAND. The New York Times. AUG. 10, 2015.

6. Tebekin A.V., Kozhohar' V.R., Borzov A.R. Social'no-ekonomicheskie i politicheskie aspekty sovremennogo razvitiya mezhdunarodnyh otnosheniy. Marketing i logistika. - 2017. - № 2 (10). - S. 92-106.

7. Hasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika. - M.: Ekonomika. 2011.

8. Sidorov V.A., Trubnikov P.V. Globalizaciya mirohozyaystvennyh svyazey i vozmozh nosti Rossii. // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. - 2012. - № 3. - S. 272-275.

9. Avdokushin E.F. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya / E.F. Avdokushin. - M.: Ekonomist', 2005. - 264 s.

10. Basovskiy L.E. Mirovaya ekonomika. - M.: Infra-M, 2010.

11. Mirovaya ekonomika: Uchebnik / Pod red. prof. A.S. Bulatova. M.: Ekonomist', 2005. - 734 s.

12. Voronin V.P., Kandakova G.V., Podmolodina I.M. Mirovaya ekonomika: Kratkiy kurs lekciy / Pod red. V. P. Voronina. - M.: Yurayt - Izdat, 2014.

13. Guseynov R.A. Istoriya mirovoy ekonomiki. Zapad - Vostok - Rossiya.: Uchebnoe posobie. - Novosibirsk; Sibirskoe izdatel'stvo, 2004.

14. Dolgov S.I. Globalizaciya ekonomiki. Novoe slovo ili novoe yavlenie? - M.: Ekonomika, 2008.

15. Zverev Yu.M. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Kaliningradskiy universitet. - Kaliningrad, 2000.

16. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: Uchebnik dlya vuzov/Pod red. V.E. Rybalkina. - 7-e izd. pererab. i dop. - M.: YuNITI-DANA, 2008. - 591 s.

17. Mirovaya ekonomika. Pod red. prof. Yu. A. Scherbanina. - M.: YuNITI - DANA, 2004.

18. Tebekin A.V., Yagubyanc V.V. Principy mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integracii. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2017. - S. 459-463.

19. Tebekin A.V., Petrov V.S. Promyshlennaya politika i strategiya effektivnogo razvitiya promyshlennyh predpriyatiy v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki. Moskva, 2018.

20. Tebekin A.V., Kozhuhar V.R. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya processov upravleniya mezhdunarodnymi otnosheniyami // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2016. - T. 2. - № 11. - S. 5.

21. Tebekin A.V. Teoreticheskie osnovy politologicheskogo analiza v issledovanii sistemy mezhdunarodnyh otnosheniy // Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - № 2. - S. 143-152.

22. Tebekin A.V. Tendencii i perspektivy razvitiya metodologii politologicheskogo analiza mezhdunarodnyh otnosheniy, global'nyh i regional'nyh sistem. // Zhurnal politicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 2. - № 3. - S. 125-134.

Login or Create
* Forgot password?