АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С позиций обеспечения национальных экономических интересов государства проведен анализ современных тенденций развития мирохозяйственных связей, вытекающих из анализа основных тенденций развития мировой экономики и динамики мировых экономических отношений. На основе выявления основных принципов формирования и отстаивания национальных интересов установлен состав и содержание тенденций и перспективы современного развития мирохозяйственных связей, которые необходимо учитывать при решении проблем обеспечения национальных экономических интересов.

Ключевые слова:
анализ, тенденции развития, мирохозяйственные связи, обеспечение национальных экономических интересов.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Республики Молдова, как и многие страны мира, сталкивается с целым комплексом проблем обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

В первую очередь, это касается взаимодействия Республики Молдова со странами европейского региона.

Необходимо отметить, что с учетом роста прозрачности границ проблема обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей осложняется и носит двусторонне направленный (взаимный) характер [1–4].

В этой связи можно вспомнить, что руководство Совета Европы в свое время признало, что последствия кризиса безопасности, угрожающего Молдавии, могут выйти далеко за пределы этой страны [5].

На фоне последних событий, происходящих как в мире, так и в европейском регионе, проблема обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей приобретает особую актуальность.

В этой связи ставилась задача определить тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей.

Основное содержание исследований

Проведенные исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем [6].

Во-первых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства.

Реализация этого принципа имеет одинаково важное значение как формирования внутренней системы хозяйствования, так и для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, это принцип обеспечения независимости и суверенитета государства.

Реализация этого принципа, обеспечивающего политическую и социальную стабильность в стране, определяется, в свою очередь, эффективностью национального экономического развития.  

В-третьих, это принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов.

Именно здоровый прагматизм должен лежать в основе реализации стратегии развития национальной экономики, обеспечивая ее эффективность и безопасность государства.

В-четвертых, это принцип транспарентности.

Этот принцип означает ясность и доступность информации о национальных интересах государства как для населения страны, так и для других государств, что, в свою очередь, призвано способствовать взаимовыгодному международному экономическому сотрудничеству. 

В-пятых, это принцип многовекторности (комплексности и системности) формирования национальных интересов.

Многофакторность и интенсивность процессов мирового политического и социально-экономического развития вынуждает практически каждое государство строить политику национальных интересов (в том числе, экономических) с учетом направленности и интенсивности влияния этих внешних факторов.  

В-шестых, это принцип предсказуемости (последовательности) формирования и отстаивания национальных интересов.

Реализация этого принципа не только обеспечивает поступательность в развитии государства, но и создает атмосферу стабильности как для населения страны, так и для зарубежных партнеров государства.

В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

С учетом объективного несовпадения части национальных интересов любого государства с национальными интересами других государств поиск компромиссных, удовлетворяющих в большей степени каждую из сторон решений создает фундамент стабильности для эффективного развития национальных экономик. В то же время конфронтационный подход к отстаиванию национальных интересов приводит к обратному эффекту.

Основу развития мирохозяйственных связей определяют тенденции развития мировой экономики и динамика мировых экономических отношений, представленных на рис. 1.

При исследовании тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах Хасбулатова Р.И. [7], Сидорова В.А., Трубникова П.В. [8], Авдокушина Е.Ф. [9], Басовского Л.Е. [10], Булатова А.С. [11], Воронина В.П., Кандаковой Г.В., Подмолодиной И.М. [12], Гусейнова Р.А. [13], Долгова С.И. [14], Зверева Ю.М. [15], Рыбалкина В.Е. [16], Щербанина А.Ю. [17] и др.

Результаты исследования тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это тенденция глобализации, при которой интеграционные процессы связывают не только национальные экономики, но и региональные экономические объединения. 

Несмотря на то, что сторонники теории деглобализации утверждают, что в мире происходит обратный процесс, можно с уверенностью утверждать, что равной по силе и противоположной по направлению тенденции четырех свобод движения (свобод для движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации), определяющей процесс глобализации, в настоящее время не существует [18].

В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо адаптироваться к современным тенденциям глобализации мировой экономики.

Во-вторых, это тенденция постиндустриализации, основные черты которой представлены на рис. 2, при которой соотношение доли услуг и материального производства стремится к пропорции 80%/20% против соотношения 20%/80% при индустриальной экономике [19].

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов государства необходимо учитывать следующие основные проблемы постиндустрализации.

С одной стороны, в результате падения спроса на продукцию ряда отраслей материального производства усиливается безработица (в первую очередь, структурная).

В этих условиях государству необходимо создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж.

С другой стороны, в интересах обеспечения национальных экономических интересов государству необходимо активно использовать социально-экономические регуляторы, призванные демпфировать растущие в эпоху постиндустриализации противоречия между высококвалифицированными и низко квалифицированными гражданами страны.

В-третьих, необходимо выделить тенденцию интернационализации хозяйственной жизни, которая во многом определяет участие государства в системе мирового хозяйства.

С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни.

В-четвертых, следует выделить тенденцию развития мирохозяйственных связей, обусловленную ростом взаимной зависимости государств в экономической сфере, определяемой взаимовыгодным обменом [20].

Эта тенденция обусловлена ограниченностью располагаемых государствами ресурсов, часть из которых носит невосполнимый характер.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов указанная тенденция ставит перед государством соответствующую задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта.

В-пятых, необходимо выделить тенденцию стремления менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН.

Формируя соответствующие инструменты развития, государству необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал инструментов, в том числе носящих дискриминационный характер.

 Указанный аспект должен быть обязательно учтен при формировании и реализации политики обеспечения национальных экономических интересов.

В-шестых, рассматривая мирохозяйственные связи, необходимо отметить, что это наиболее интенсивно развивающаяся сфера экономической деятельности [20].

В условиях насыщенности внутренних рынков большинства стран именно расширение мирохозяйственных связей становится основным источником и одновременно катализатором экономического развития.

В этих условиях для обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг.

В-седьмых, в рамках международных интеграционных процессов необходимо отметить интенсификацию развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный») [21].

Нередко создание таких альянсов, по сути, приобретает форму олигополии, диктующей правила на региональных или мировых рынках.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция требует рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира.

В-восьмых, важной тенденцией современного развития мирохозяйственных связей является то, что многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития [22][1].

В результате изменяются многие векторы потоков, определяющих товарно-денежные отношения в системе мирового хозяйства.

Эту тенденцию также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер.

В-девятых, в мировой экономике увеличивается доля стран с переходной экономикой, в результате чего [20][2]: усиливаются внешнеэкономические связи развивающихся стран с развитыми странами на индустриальной основе, ослабевают внешнеэкономические связи между странами с переходной экономикой, падает уровень внешнеэкономических связей между странами с переходной экономикой и развивающимися странами.

То есть происходящие «сейсмические» смещения центров развития мировой экономики от развитых стран к странам с переходной экономикой оказывают как позитивное, так и негативное влияние на развитие мирохозяйственных связей [20][3].

С одной стороны, появление новых центров экономического развития благоприятно влияет на общее развитие мировой экономики.

С другой стороны, процессы бенчмаркинга, осуществляемые многими странами с переходной экономикой, не только ускоряют процесс насыщения рынка продукцией в рамках определенного технологического предела, но и интенсифицирует экономические и торговые войны между старыми и новыми центрами мирового развития, что негативно сказывается на мировой экономике в целом.

С точки зрения обеспечения национальных экономических интересов, эта тенденция требует от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой.

В-десятых, в качестве важнейшей тенденции развития мировой экономики следует выделить процесс регионализации.

С позиций обеспечения национальных экономических интересов эта тенденция предполагает, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.

Выводы

Проведенный анализ современных тенденций развития мирохозяйственных связей, вытекающих из анализа основных тенденций развития мировой экономики и динамики мировых экономических отношений, показал, что основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:

– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;

принцип обеспечения независимости и суверенитета государства;

принцип прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;

принцип транспарентности;

– принцип многовекторности формирования национальных интересов;

– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;

– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

Установлено, что при решении проблем обеспечения национальных экономических интересов необходимо учитывать следующие тенденции и перспективы современного развития мирохозяйственных связей:

– глобализация, требующая от государства адаптации к этим процессам;

постиндустриализация, требующая от государства необходимость создавать рабочие места в высокотехнологичных отраслях производства продукции и предоставления услуг, чтобы избежать роста безработицы и оттока рабочей силы за рубеж;

интернационализация хозяйственной жизни, требующая от государства построения политики осуществления международных хозяйственных связей с учетом процессов транснационализации экономики и либерализации хозяйственной жизни;

– рост взаимной зависимости государств в экономической сфере, что ставит государством задачу рационального использования и сбережения имеющихся национальных ресурсов и привлечения на приемлемых условиях зарубежных ресурсов и продукции при сохранении требуемого уровня независимости от импорта;

– стремление менее развитых в экономическом отношении стран сократить разрыв отставания от более развитых стран, поддерживаемое, в том числе, международными институтами ООН, когда государству, формируя соответствующие инструменты развития, необходимо учитывать, что такие процессы всегда встречают противодействие со стороны более развитых стран, которые задействуют широкий арсенал соответствующих инструментов;

– интенсивность развития сферы экономической деятельности, в связи с чем государству необходимо активно осуществлять поиск перспективных ниш для экспорта продукции – товаров, работ, услуг;

интенсификация развития экономических связей между высокоразвитыми странами (звеньев «сильный-сильный»), требующая рационального встраивания государства в международную систему создания добавленной стоимости с учетом указанных альянсов, а также с учетом динамики перегруппировки стран мира;

– многие развивающиеся страны достаточно быстро меняют свой статус поставщиков сырья на производителей продукции высокого передела, формируя новые мировые центры индустриального и постиндустриального развития, что также необходимо учитывать при формировании политики обеспечения национальных экономических интересов с учетом того, что изменение соотношения сил в мире носит достаточно динамичный характер;

увеличение доли стран с переходной экономикой, требующей от государства выбора правильного вектора осуществления международных хозяйственных связей со странами с переходной экономикой;

регионализация, предполагающая, что внешнеэкономическая деятельность государства будет ориентирована на соседние страны и регионы.

 

 
Список литературы

1. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2019.

2. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента. Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 156-159.

3. Тебекин А.В., Бозров А.Р. Анализ влияния процессов глобализации мировой экономики на структурные сдвиги в комплексах внутрихозяйственной инвестиционной деятельности ТНК. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Институт мировой экономики и информатизации"; Широкова Л.Н. (ответственный редактор). - 2015. - С. 89-95.

4. Тебекин А.В., Збировская Е.П. Исследование подходов к развитию мировой экономики сквозь призму национальных моделей менеджмента. // Транспортное дело России. - 2016. - № 1. - С. 53-55.

5. Bring Moldova Back From the Brink. By THORBJORN JAGLAND. The New York Times. AUG. 10, 2015.

6. Тебекин А.В., Кожохарь В.Р., Борзов А.Р. Социально-экономические и политические аспекты современного развития международных отношений. Маркетинг и логистика. - 2017. - № 2 (10). - С. 92-106.

7. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: Экономика. 2011.

8. Сидоров В.А., Трубников П.В. Глобализация мирохозяйственных связей и возмож ности России. // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 272-275.

9. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономистъ, 2005. - 264 с.

10. Басовский Л.Е. Мировая экономика. - М.: Инфра-М, 2010.

11. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Экономисть, 2005. - 734 с.

12. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика: Краткий курс лекций / Под ред. В. П. Воронина. - М.: Юрайт - Издат, 2014.

13. Гусейнов Р.А. История мировой экономики. Запад - Восток - Россия.: Учебное пособие. - Новосибирск; Сибирское издательство, 2004.

14. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление? - М.: Экономика, 2008.

15. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининградский университет. - Калининград, 2000.

16. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 591 с.

17. Мировая экономика. Под ред. проф. Ю. А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.

18. Тебекин А.В., Ягубянц В.В. Принципы международной экономической интеграции. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы III международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 459-463.

19. Тебекин А.В., Петров В.С. Промышленная политика и стратегия эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. Москва, 2018.

20. Тебекин А.В., Кожухар В.Р. Современные тенденции и перспективы развития процессов управления международными отношениями // Журнал исследований по управлению. - 2016. - Т. 2. - № 11. - С. 5.

21. Тебекин А.В. Теоретические основы политологического анализа в исследовании системы международных отношений // Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 2. - С. 143-152.

22. Тебекин А.В. Тенденции и перспективы развития методологии политологического анализа международных отношений, глобальных и региональных систем. // Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 3. - С. 125-134.

Войти или Создать
* Забыли пароль?