INFORMATION AND INFRASTRUCTURAL COMPONENTS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF RURAL MUNICIPAL FORMATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The anti-crisis management of rural municipalities is an organized special management, based on a set of specific management decisions taken by the governing bodies of institutions and organizations, state and local authorities in the context of resource constraints and increased risk. Monitoring the results of the crisis management of rural municipalities is aimed at tracking its condition and financial performance. The purpose of the crisis management of rural municipalities is to restore their livelihoods and the withdrawal from the crisis of enterprises, institutions, organizations that provide services to the rural population. The nature of changes in the crisis management process was assessed taking into account: the full coverage of the areas of project and event management, the pace of change, the degree of achievement of goals, and the growth of economic indicators. The study developed the basic provisions for improving the information system of crisis management of rural municipalities. The information support system includes: a list of indicators for assessing the course of crisis management, requirements for a data bank. The structure of the information system and the network model of the possibility of creating an agricultural cluster based on rural municipalities are proposed. The proposed information system serves and interconnects, in the mode of interaction, local authorities, scientific and educational unit, functional departmental systems: tax, statistical, environmental protection, rural infrastructure and others. It makes it possible to create a cluster of rural municipalities in a less costly and more coordinated way. The main idea of evaluating and adjusting crisis management is to comprehensively examine the interrelationships of the parameters of the tariff, tax, investment and subsidy policies, taking into account the transformations in the management system of rural municipalities.

Keywords:
crisis management, rural municipality, information system, indicator system
Text
Publication text (PDF): Read Download

Экономические кризисы в условиях современной глобализации представляют собой одну из наиболее серьёзных проблем развития социально-экономических систем различного уровня. Эти проблемы связаны с негативными социально-экономическими последствиями кризисных явлений, выражающимися в застойных явлениях части экономического потенциала. В социальных потрясениях, приводящих в конечном итоге к снижению качества жизни населения и потере устойчивости региональной экономической системы в целом [1]. В различных исследованиях на основе анализа теоретических разработок ведущих ученых, прикладных проблем развития мировой экономики на современном этапе были определены предпосылки мировых кризисов [2,3], исследована их специфика в условиях российской экономики [4], определены приоритетные направления национальной антикризисной политики [5]. В современных научных дискуссиях вокруг вопросов борьбы с экономическим кризисом его территориальный аспект обсуждается мало, хотя именно на уровне регионов и их административно-территориальных единиц реализуются антикризисные мероприятия, оценивается их эффективность и формируется потенциал противодействия кризису.

Такое положение требует обоснования научных подходов антикризисного менеджмента территорий различных уровней, разработки путей преодоления кризисных явлений органами власти на основе информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений.

Современное состояние исследования проблем антикризисного менеджмента муниципальных образований характеризуется как период становления. Мировой опыт свидетельствует, что процесс муниципального менеджмента включает в качестве подсистемы антикризисный менеджмент, необходимый в практике хозяйствования для обеспечения управляемости системы в кризисные периоды.

Наиболее острыми проблемами в области финансов, приводящими к кризисам в муниципальных образованиях, являются: несовершенство межбюджетных отношений; низкая доля закрепленных за муниципальными образованиями налоговых поступлений, дотационность местных бюджетов; отсутствие самостоятельности местного самоуправления по формированию его экономической основы и проведению антикризисных мер по отношению к муниципальному хозяйству.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Особенность осуществления антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований заключается в его двойном характере – такой менеджмент следует осуществлять как на микроуровне, то есть на уровне отдельного сельского населённого пункта, так и комплексно на уровне района, республики, страны – то есть на макроуровне [6].

Антикризисный менеджмент сельских муниципальных образований представляет собой организованное специальное управление, в основу которого положена совокупность специфических управленческих решений, принимаемых руководящими органами учреждений и организаций, государственными и местными органами власти в условиях ресурсных ограничений и повышенного риска [7]. Антикризисный менеджмент сельских муниципальных образований должен проводиться с учётом двух условий: минимизации затрат и максимизации отдачи [8].

Мониторинг результатов антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований нацелен на отслеживание его состояния и результатов финансовой деятельности. В процесс мониторинга информацию целесообразно разделить на три блока:

- мониторинг эффективности антикризисного менеджмента;

- мониторинг состояния и развития системы сельских муниципальных образований;

- мониторинг достижения целей антикризисного менеджмента.

Задачи разработки и внедрения качественного мониторинга сельских муниципальных образований решаются в четырех аспектах:

- проектирование структурно-функциональной основы мониторинга;

- материально-технологическое и организационное обеспечение;

- формирование системы индикаторов отслеживания процесса антикризисного менеджмента;

- аналитико-прогностическое обслуживание системы управления сельских муниципальных образований.

Характер изменений в процессе антикризисного менеджмента предлагается оценивать с учетом:  полноты охвата направлений управления проектами и мероприятиями, темпов осуществления изменений, степени достижения целей, роста экономических показателей.

В мировой практике выделяют два подхода к разработке индикаторов антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований: первый – построение интегрального индикатора с учетом эколого-экономических, эколого-социально-экономических, экологических показателей; второй – установление системы индикаторов, с выделением подсистем показателей: экологических, экономических, социальных, институциональных [9].

В США специально созданной правительственной группой разработана система из сорока индикаторов, что дает возможность измерять экономическую, экологическую и социальную подсистемы с целью: характеристики устойчивого развития муниципалитетов; оценки тенденции их развития; выявления наиболее весомых индикаторов устойчивого развития [9].

 

References

1. Shagieva A.Kh. Information infrastructure components of anti-crisis management in the city economy / A.Kh. Shagieva, A.S. Makarov, N.V. Karpova, G.I. Vagazova, I.Sh. Madyshev // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - 9(11). - P. 1709-1719.

2. Freeman C. The Economics of Industrial Innovation / C. Freeman. - London: Francis Pinter. - 1982. - P. 250.

3. Lucas R. Methods and Problems in Business Cycle Theory / R. Lucas // Journal of Money, Credit and Banking. - 1980. - № 12(4). - P. 696-715.

4. Sukharev O.S. Upravlenie ekonomikoy. Vvedenie v teoriyu krizisov i rosta. [Economy Management. Introduction to the theory of crisis and growth]. / O.S. Sukharev. - M.: Finansy i statistika. - 2012. - P. 342.

5. Belova A.G., Blokhin A.A., Gontmakher E.Sh., Grigorev L.M., Maslennikov N.I., Pertsovskiy O.E., Plaksin S.M. Ekonomicheskiy krizis v Rossii: ekspertnyy vzglyad. [The economic crisis in Russia: an expert view]. Edited by Yurgensa I.Yu. - M.: Ekon-Inform. - 2009. - P. 112.

6. Bazhenov S.I. Theoretical provisions of the crisis management of the development of housing and communal services in the region. // Humanitarian aspects of housing and communal services reforming. [Teoreticheskie polozheniya antikrizisnogo upravleniya razvitiem zhilischno-kommunalnogo khozyaystva regiona. // Gumanitarnye aspekty reformirovaniya ZhKKh]. / S.I. Bazhenov //. Bulletin USUES. Science. Education. Economy. The herald of USUES. Science. Education. Economy. - 2014. - № 1(7). - P. 67-71.

7. Ryakhovskaya A.N. Anti-crisis management of economic systems of regions and municipalities. [Antikrizisnoe upravlenie ekonomicheskimi sistemami regionov i munitsipalitetov]. / A.N. Ryakhovskaya // Ekonomicheskie nauki. - Economic sciences. - 2014. - № 2(111). - P. 28-34.

8. Ryakhovskaya A.N. State programs as a tool for crisis management in single-industry towns. [Gosudarstvennye programmy kak instrument antikrizisnogo upravleniya v monogorodakh]. / A.N. Ryakhovskaya, O.G. Kryukova // Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie. - Effective crisis management. - 2012. - № 5(74). - P.70-77.

9. Bobylov S.N., Makeenko O.G. (red.). Indikatory ustoychivogo razvitiya (ekologo-ekonomicheskie aspekty): monografiya. [Indicators of sustainable development (environmental and economic aspects): monograph]. Edited by S.N. Bobyleva, P.A. Makeenko. - M.: Tsentr podgotovki i realizatsii mezhdunarodnykh proektov tekhnicheskogo sodeystviya. - 2001. - P. 464.

10. Shagiyeva A.Kh. Antikrizisnoe upravlenie: institutsionalnyy aspekt. Institutsionalizatsiya antikrizisnogo upravleniya. [Crisis management: institutional aspect. Institutionalization of crisis management]. / A.Kh. Shagieva, S.V. Kiselov. Germaniya.: LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2012. - P. 148.

Login or Create
* Forgot password?