ИНФОРМАЦИОННО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Антикризисный менеджмент сельских муниципальных образований представляет собой организованное специальное управление, в основу которого положена совокупность специфических управленческих решений, принимаемых руководящими органами учреждений и организаций, государственными и местными органами власти в условиях ресурсных ограничений и повышенного риска. Мониторинг результатов антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований нацелен на отслеживание его состояния и результатов финансовой деятельности. Целью антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований является восстановление их жизнедеятельности и вывод из кризисного состояния предприятий, учреждений, организаций, предоставляющих услуги сельскому населению. Характер изменений в процессе антикризисного менеджмента оценивали с учетом: полноты охвата направлений управления проектами и мероприятиями, темпов осуществления изменений, степени достижения целей, роста экономических показателей. В исследовании разработаны базовые положения совершенствования информационной системы антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований. В систему информационного обеспечения включены: перечень индикаторов оценки хода антикризисного менеджмента, требования к банку данных. Предложена структура информационной системы и сетевая модель возможности создания сельскохозяйственного кластера на базе сельских муниципальных образований. Предложенная информационная система обслуживает и соединяет между собой в режиме взаимодействий органы местной власти, научно-образовательный блок, функциональные ведомственные системы: налоговую, статистическую, экозащиты, сельской инфраструктуры и другие. Она дает возможность менее затратно и более скоординировано создавать кластерное объединение сельских муниципальных образований. Главная идея оценивания и корректировки антикризисного менеджмента сводится к комплексному рассмотрению взаимосвязей параметров проведения тарифной, налоговой, инвестиционной и дотационной политики с учётом трансформаций в системе управления сельских муниципальных образований.

Ключевые слова:
антикризисный менеджмент, сельское муниципальное образование, информационная система, система индикаторов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Экономические кризисы в условиях современной глобализации представляют собой одну из наиболее серьёзных проблем развития социально-экономических систем различного уровня. Эти проблемы связаны с негативными социально-экономическими последствиями кризисных явлений, выражающимися в застойных явлениях части экономического потенциала. В социальных потрясениях, приводящих в конечном итоге к снижению качества жизни населения и потере устойчивости региональной экономической системы в целом [1]. В различных исследованиях на основе анализа теоретических разработок ведущих ученых, прикладных проблем развития мировой экономики на современном этапе были определены предпосылки мировых кризисов [2,3], исследована их специфика в условиях российской экономики [4], определены приоритетные направления национальной антикризисной политики [5]. В современных научных дискуссиях вокруг вопросов борьбы с экономическим кризисом его территориальный аспект обсуждается мало, хотя именно на уровне регионов и их административно-территориальных единиц реализуются антикризисные мероприятия, оценивается их эффективность и формируется потенциал противодействия кризису.

Такое положение требует обоснования научных подходов антикризисного менеджмента территорий различных уровней, разработки путей преодоления кризисных явлений органами власти на основе информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений.

Современное состояние исследования проблем антикризисного менеджмента муниципальных образований характеризуется как период становления. Мировой опыт свидетельствует, что процесс муниципального менеджмента включает в качестве подсистемы антикризисный менеджмент, необходимый в практике хозяйствования для обеспечения управляемости системы в кризисные периоды.

Наиболее острыми проблемами в области финансов, приводящими к кризисам в муниципальных образованиях, являются: несовершенство межбюджетных отношений; низкая доля закрепленных за муниципальными образованиями налоговых поступлений, дотационность местных бюджетов; отсутствие самостоятельности местного самоуправления по формированию его экономической основы и проведению антикризисных мер по отношению к муниципальному хозяйству.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Особенность осуществления антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований заключается в его двойном характере – такой менеджмент следует осуществлять как на микроуровне, то есть на уровне отдельного сельского населённого пункта, так и комплексно на уровне района, республики, страны – то есть на макроуровне [6].

Антикризисный менеджмент сельских муниципальных образований представляет собой организованное специальное управление, в основу которого положена совокупность специфических управленческих решений, принимаемых руководящими органами учреждений и организаций, государственными и местными органами власти в условиях ресурсных ограничений и повышенного риска [7]. Антикризисный менеджмент сельских муниципальных образований должен проводиться с учётом двух условий: минимизации затрат и максимизации отдачи [8].

Мониторинг результатов антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований нацелен на отслеживание его состояния и результатов финансовой деятельности. В процесс мониторинга информацию целесообразно разделить на три блока:

- мониторинг эффективности антикризисного менеджмента;

- мониторинг состояния и развития системы сельских муниципальных образований;

- мониторинг достижения целей антикризисного менеджмента.

Задачи разработки и внедрения качественного мониторинга сельских муниципальных образований решаются в четырех аспектах:

- проектирование структурно-функциональной основы мониторинга;

- материально-технологическое и организационное обеспечение;

- формирование системы индикаторов отслеживания процесса антикризисного менеджмента;

- аналитико-прогностическое обслуживание системы управления сельских муниципальных образований.

Характер изменений в процессе антикризисного менеджмента предлагается оценивать с учетом:  полноты охвата направлений управления проектами и мероприятиями, темпов осуществления изменений, степени достижения целей, роста экономических показателей.

В мировой практике выделяют два подхода к разработке индикаторов антикризисного менеджмента сельских муниципальных образований: первый – построение интегрального индикатора с учетом эколого-экономических, эколого-социально-экономических, экологических показателей; второй – установление системы индикаторов, с выделением подсистем показателей: экологических, экономических, социальных, институциональных [9].

В США специально созданной правительственной группой разработана система из сорока индикаторов, что дает возможность измерять экономическую, экологическую и социальную подсистемы с целью: характеристики устойчивого развития муниципалитетов; оценки тенденции их развития; выявления наиболее весомых индикаторов устойчивого развития [9].

 

Список литературы

1. Shagieva A.Kh. Information infrastructure components of anti-crisis management in the city economy / A.Kh. Shagieva, A.S. Makarov, N.V. Karpova, G.I. Vagazova, I.Sh. Madyshev // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - 9(11). - P. 1709-1719.

2. Freeman C. The Economics of Industrial Innovation / C. Freeman. - London: Francis Pinter. - 1982. - P. 250.

3. Lucas R. Methods and Problems in Business Cycle Theory / R. Lucas // Journal of Money, Credit and Banking. - 1980. - № 12(4). - P. 696-715.

4. Сухарев О.С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 342 с.

5. Белова А.Г., Блохин А.А., Гонтмахер Е.Ш., Григорьев Л.М., Масленников Н.И., Перцовский О.Е., Плаксин С.М. Экономический кризис в России: экспертный взгляд / под ред. Юргенса И.Ю. - М.: Экон-Информ, 2009. - 112 с.

6. Баженов С.И. Теоретические положения антикризисного управления развитием жилищно-коммунального хозяйства региона / С.И. Баженов // Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ. Bulletin USUES. Science. Education. Economy. - 2014. - № 1(7). - С.67-71.

7. Ряховская А.Н. Антикризисное управление экономическими системами регионов и муниципалитетов / А.Н. Ряховская // Экономические науки. - 2014. - № 2(111). - С.28-34.

8. Ряховская А.Н. Государственные программы как инструмент антикризисного управления в моногородах / А.Н. Ряховская, О.Г. Крюкова // Эффективное антикризисное управление. - 2012. - № 5(74). - С.70-77.

9. Бобылёв С.Н., Макеенко О.Г. (ред.). Индикаторы устойчивого развития (эколого-экономические аспекты): монография / под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. - М.: Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия, 2001. - 464 с.

10. Шагиева А.Х. Антикризисное управление: институциональный аспект. Институционализация антикризисного управления / А.Х. Шагиева, С.В. Киселёв. - Германия.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 148 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?