DEVELOPMENT OF CONCEPTS OF MANAGEMENT IN THE 1980TH YEARS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The existing views of conceptual development of management in the 1980th years are considered. Domination during this period of the concept of the culture of management which gained development in the period of the beginning of growth of economic activity within the V technological way is proved. The maintenance of the applied directions of management which gained development in the 1980th years is described. It is shown that the lines of the concept of culture of management of the 1980th years shown earlier in the concept of management from a position of psychology and the human relations in the 1930th years should be expected also in the concept of management which is formed by 2030th years.

Keywords:
development, concepts, management, the 1980th years.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

В преддверии мирового экономического кризиса 2020-х годов, обусловленного переходом от пятого технологического уклада к шестому [1], представляет интерес анализ ожидаемых управленческих парадигм, позволяющих не только преодолеть экономический кризис с минимальными издержками [2], но и выйти из него с максимальной эффективностью [3], вступая в 2030-е годы.

Если исходить из циклических закономерностей повторения черт концепций менеджмента, доминирующих в рамках малого цикла экономической активности К. Жугляра, с периодичностью больших циклов экономической активности Н. Кондратьева (табл. 1) [4], то можно ожидать, что в концепции менеджмента 2030-х годов проявятся черты концепции менеджмента 1980-х годов.

Таблица 1

Результаты систематизации концепций менеджмента, привязанных к малым циклам экономической активности К. Жугляра, и изменяющихся в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева, характеризующих смену технологических укладов (ТУ)

 

 

Большие циклы ЭА Н.Д. Кондратьева и соответствующие им ТУ

1870–1920-е гг. – третий ТУ

1920–1970-е гг. – четвертый ТУ

1970–2020-е гг. – пятый ТУ

2020–2070-е гг. – шестой ТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фазы ТУ, определяемые малыми циклами экономической активности К. Жугляра

Кризис, соответствующий области минимума ЭА

1870–1880-е гг. Начало формирования концепции научного управления

1920-е гг. Концепция административного управления [5]

 

1970-е гг. Концепция ситуационного подхода к управлению [6]

2020-е гг. Концепция комбинаторного подхода к управлению [2]

Начало подъема ЭА

1880–1890-е гг. Формирование основных положений концепции научного управления

1930-е гг. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [7]

 

1980-е гг. Концепция культуры управления [8]

2030-е гг. Концепция управления на основе использования человеческого капитала [3]

Приближение к пику ЭА

1890–1900-е гг. Завершение формирования концепции научного управления

1940-е гг. Концепция

эмпирического или прагматического управления [9]

 

1990-е гг. Концепция инновационного подхода к управлению [10]

 

?

Начало спада  ЭА после прохождения пика

1900-е гг. Реализация концепции научного управления [11]

1950-е гг. Концепция системного подхода к управлению [12]

2000-е гг. Концепция управления по целям [13]

?

Быстрый спад  ЭА при приближении к кризису

1910-е гг. Развитие концепции научного управления [14]

1960-е гг.

Концепция поведенческого подхода к управлению [15]

2010-е гг. Концепция управления на основе информационных технологий [16]

?

 

В этой связи возникает необходимость в детальном ретроспективном анализе процессов развития менеджмента в 1980-е годы.

Вопросы концептуального развития менеджмента 1980-х годов в той или иной степени затрагиваются в работах Валового Д.В. [17], Веснина В.Р. [18], Виханского О.С., Наумова А.И. [19], Кравченко А.И. [20], Макашова И.Н. [21], Семоновой И.И. [22], Чудновского С.Н. [23] и др.

Однако в работах указанных авторов, как правило, нет детального описания концептуального содержания менеджмента 1980-х годов. 

Кроме того, нет единого понимания содержания менеджмента этого периода.

Одни авторы считают, что для 1980-х годов характерен ситуационный подход к управлению.

Другие авторы считают, что менеджмент 1980-х годов был связан с ориентацией и адаптацией организации к высоко динамичным изменениям внешней среды. Впрочем, этот подход также достаточно близок по формулировке к ситуационному. 

Третьи авторы считают, что для менеджмента 1980-х годов было характерно одновременное развитие процессного, системного и ситуационного подходов в сочетании с использованием количественных методов в управлении.

Четвертые авторы связывают развитие менеджмента 1980-х годов с использованием моделей оптимизации, охватывающих такие функции управления, как планирование и прогнозирование, организацию и контроль при одновременном развитии организационной культуры, мотивации персонала, в том числе на основе демократизации управления.  

Анализируя известные подходы к концептуальному описанию развития менеджмента 1980-х годов, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно отметить, что ситуационный подход в той или иной мере присущ любому историческому этапу развития современного менеджмента, поскольку в рыночных условиях управление организацией (компанией, предприятием) невозможно без адаптации к вариациям характеристик внешней среды.

Во-вторых, множественность подходов, одновременно используемых в развитии менеджмента в историческом разрезе, также объяснима сложностью и многоаспектностью процессов управления социально-экономическими системами.

В то же время необходимо признать, что на любом историческом этапе развития менеджмента его концептуальная основа связана со вполне определенным базовым подходом.

В своих рассуждениях о закономерностях развития менеджмента в 1980-е годы автор исходит из логического продолжения в этот период процессов развития менеджмента в 1970-е годы [6]. 

1980-е годы охарактеризовались выходом из мирового экономического кризиса 1970-х годов, ознаменовавших переход от четвертого технологического уклада к пятому. Насыщение в 1980-е годы рынка товарами и услугами привело к предложению большого числа однородных товаров, схожих по свойствам и цене. Это, в свою очередь, потребовало повысить культуру управления в организациях [8].

Культура корпоративного управления, получившая развитие в этот период, включает следующие три составляющие.

Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию «цена–качество» преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.

Во-вторых, преимущество получит та организация, у которой будет выше качество взаимоотношений внутри организации, в том числе наблюдаемых потребителями.

В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ, организации стремятся найти какой-то фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.    

Таким образом, концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате роста эффективности использования ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции являлось стремление помочь работнику путем формирования новых собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. В этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры) [24].

Если развитие концепции общего менеджмента в 1980-е годы в определенной степени представлено в научной литературе, то развитие прикладных направлений менеджмента в этот период потребовало более детального изучения.

Исходя из того, что развитие прикладных направлений менеджмента в 1980-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в концепции культуры управления, была проведена систематизация процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1980-е годы, результаты которой приведены в табл. 2.

Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1980-е годы осуществлялось в условиях экономического роста, начавшегося в результате преодоления мирового экономического кризиса, и развитие V-го технологического уклада происходило в рамках концепции культуры управления по таким направлениям как: менеджмент организации, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, логистика, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление проектами, информационные технологии управления.

Именно концепция культуры управления 1980-х годов явилась отправной точкой формирования концепции менеджмента 1990-х годов.

С учетом закономерностей развития концепций менеджмента в рамках малых циклов экономической активности К. Жугляра, изменяющихся в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева (табл. 1), можно утверждать, что черты концепции культуры управления, получившей развитие в 1980-е годы в период начала роста экономической активности в рамках V-го технологического уклада, проявлявшиеся ранее в концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений в 1930-е годы, проявятся также в концепции управления, формирующейся к 2030-м гг. (рис. 2).

 


.


 

References

1. Tebekin A.V., Seryakov G.N. Analiz evolyucii tehnologicheskih ukladov. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Negosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Institut mirovoy ekonomiki i informatizacii"; Shirokova L.N. (otvetstvennyy redaktor). - 2015. - S. 206-212.

2. Tebekin A.V. Formirovanie koncepcii upravleniya (menedzhmenta) 2020-h godov. Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. -2018. - № 1 (30). - S. 64-68.

3. Tebekin A.V. Predposylki formirovaniya koncepcii menedzhmenta 2030-h godov. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Otvetstvennyy redaktor I.L. Surat. - 2018. - S. 648-654.

4. Tebekin A.V., Tebekina A.A. Razvitie koncepciy innovacionnogo menedzhmenta. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 2. - S. 9-31.

5. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Sravnitel'naya harakteristika prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1920-e gody i 2020-e gody i ee znachenie dlya razvitiya sovremennoy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. - 2018. - № 5. - S. 90-92.

6. Tebekin A.V. Razvitie koncepciy menedzhmenta v 1970-e gody. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - T. 3. - № 4. - 2018. - S. 33-43.

7. Tebekin A.V. Razvitie prikladnyh napravleniy menedzhmenta v 1930-e gody i ego znachenie dlya sovremennoy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 58-67.

8. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. - M.: Knorus, 2016. - 696 s.

9. Tebekin A.V. Istoriya razvitiya menedzhmenta kak nauki v 1940-e gody i ee znachenie dlya resheniya sovremennyh problem upravleniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. -2018. - T. 4. - № 8. - S. 1-8.

10. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik - M.: Knorus, 2017. - 342 s.

11. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1900-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2017. - T. 2. - № 4. - S. 1-8.

12. Tebekin A.V. Koncepciya sistemnogo podhoda k upravleniyu kak bazovaya osnova dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Strategii biznesa. - 2018. - № 8 (52). - S. 12-16.

13. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2015. Ser. Bakalavriat.

14. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1900-e gody. Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 3. - S. 15-23.

15. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekina A.A. Koncepciya povedencheskogo podhoda k upravleniyu kak bazovaya osnova dlya razvitiya menedzhmenta v 1960-e gody i ee znachenie dlya razvitiya sovremennyh metodov upravleniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. -2018. - T. 4. - № 10. - S. 30-39.

16. Tebekin A.V. Upravlenie innovacionno-investicionnoy deyatel'nost'yu v sfere informacionnyh tehnologiy. Moskva, 2006.

17. Istoriya menedzhmenta: Uchebnoe posobie. // Pod red. D.V. Valovogo. - M.: INFRA-M, 1997. - 256s.

18. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. - M.: Prospekt, 2013. - 320 s.

19. Vihanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment. - M.: Ekonomist', 2008. - 669 s.

20. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta: Uchebnoe posobie dlya vuzov. -7-e izd.-M.: Akademicheskiy Proekt; Al'ma Mater, 2008. - 560 s.

21. Makashov I.N. Vsemirnaya istoriya upravlencheskoy mysli: kratkiy kurs. M.: GGU, 2007. - 672 s.

22. Semenova I.I. Istoriya menedzhmenta. - M.: YuNITI-DANA, 2008. - 199 s.

23. Chudnovskiy S.N. Istoriya menedzhmenta. Uchebnik dlya vuzov. - SPb: Piter,2004. -239 s.

24. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. - M.: Knorus, 2014.

25. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

26. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

27. Tebekin A.V. Logistika. - Moskva, 2017.

28. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.). - 223 s.

29. Tebekin A.V. Upravlenie personalom: uchebnik. Izdanie 2-e. - M.: KnoRus, 2016. - 624s.

30. Tebekin A.V., Shirokova L.N., Surat I.L. Upravlenie innovacionnymi proektami. Monografiya, Moskva, 2014.

Login or Create
* Forgot password?