CONTENT, ESSENCE, PRINCIPLES OF FORMATION AND UPHOLDING OF NATIONAL ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE IN THE SYSTEM OF WORLD ECONOMIC RELATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problem of ensuring the national economic interests of the state in the system of world economic relations is considered, including: issues of the most general problems of developing world economic relations, problems of developing national economies of individual countries, problems of inter-institutional interaction and ensuring national economic interests, problems of optimizing ensuring national economic interests in the system of world economic relations. As a result of the generalization of the known variants of the interpretation of the concept “national interests”, a refined author's definition is given. The basic principles of the formation and upholding of national interests are formulated.

Keywords:
content, essence, principles, national economic interests, the system of world economic relations.
Text
Text (PDF): Read Download

Одной из центральных проблем глобализации в мировой экономике является обеспечение национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Движение мировой экономики к глобальному экономическому кризису 2020-х годов, обусловленному большими циклами экономической активности Н.Д. Кондратьева [52], ужесточает рыночную борьбу на всех уровнях, в том числе на межгосударственном уровне.

В современных условиях для Республики Молдова особую актуальность приобретает проблема обеспечения ее национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей.

Вопросы обеспечения национальных экономических интересов были и остаются в центре внимания ученых и специалистов-практиков.

Исследованию наиболее общих проблем развития мирохозяйственных связей посвящены труды Авдокушкина Е.Ф. [1], Линдерт П.Х. [2], Ломакина В.К. [3], Стрыгина А.В. [4], Дынкина А.А. [5], Маршалла А. [6], Николаевой И.П. [7], Иноземцева В.Л. [8], Хасбулатова Р.И. [9], Королева П.Ю. [10] и др.

Проблемам развития национальных экономик отдельных стран в системе мирохозяйственных связей посвящены труды Ворониной Л.А., Егоровой Е.М. [11], Стровского Л.Е., Казанцева С.К., Паршиной Е.А. [12], Герчиковой И.Н. [13], Фроловой Т.А. [14], Ермаковой Е.А. [15], Шевченко И.В., Александровой Е.Н., Солахова П.А., Салминой О.А. [16], Щербинина Ю.А. [17], Балюка М.А., Балюка И.А. [18], Мантусова В.Б., Тебекина А.В. [19], Кудрова В.М. [20] и др.

Проблемам межстранового взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов посвящены работы Днепровской И.В. [21], Жуланова Е.Е. [22], Арсеньевой В.А. [23], Семененко В.М., Коваленко Д.И. [24], Близнюк О.В. [25], Грубова А.П. [26], Таспаева С.С. [27], Белокопытова А.И. [28], Булатова А.С. [29], Михайлова В.А. [30] и др.

В то же время проблема оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей требует более детального изучения.

В частности, самостоятельного рассмотрения требует исследование проблем обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях с целью определения путей их решения.

При исследовании теоретико-методологических основ обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей на первом этапе были рассмотрены вопросы, касающиеся национальных экономических интересов государства, включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

Рассмотрение вопросов, касающихся национальных экономических интересов государства (включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания в системе мирохозяйственных связей) базировалось на известных научных наработках в этой сфере, получивших отражение в трудах Барра Р. [31], Таранова П.В. [32], Кличевой Н.В. [33], Мазуровой Е.К. [34], Дорониной Н.Г. [35], Филипповой И.А. [36], Власовой Е.В. [37], Исаева Б.А. [38], Сенчагова В.К. [39], Лукьяновой А.А. [40], Делягина М.Г. [41], Фомина С.А. [42], Ведуты Е.Н. [43] и др.

Проведенные исследования позволили определить сущность понятий «национальные интересы», «национальные экономические интересы» и «отстаивание национальных экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей».

В общем случае под национальными интересами (national interest) понимаются объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.

Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы» представлены в табл. 1[1].

 

 

Таблица 1

Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы»

Трактовка понятия

Источник

1

Интересы государства, обычно определяемые его Правительством

Осадчая И.М. [44]

2

Предмет апелляции для политиков, желающих получить поддержку своим действиям, исходя из того, что люди привержены национальной идее как социальной и политической общности. Поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки

Осадчая И.М. [44]

3

Понятие особенно действенное в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе

Осадчая И.М. [44]

4

Средство анализа внешней политики, подразумевающее реализацию наиболее благоприятной для страны системы отношений с другими государствами

Осадчая И.М. [44]

5

Осознанные потребности государс­тва, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катаст­роф и т.д.

Коновалов В.Н. [45]

6

Обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества

Коновалов В.Н. [45]

7

Совокупность внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное постоянное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д.

Коновалов В.Н. [45]

8

Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере междуна­родных отношений

Коновалов В.Н. [45]

9

Интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности, воплощающиеся в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении

Санжаревский И.И. [46]

10

Совокупность духовно нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) нации и ее духовно-нравственных ценностей. Важнейшими национальными интересами являются защита суверенитета и территориальной целостности государства и защита обусловленного традицией национального уклада

Рогозин Д.О. [47]

11

Объективно значимые цели и задачи национального государства как целого

Фуко М. [48]

12

Потребность в существовании устойчивого конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности сформированного нацией государства как главный показатель его жизненной силы. Различают внутренние и внешние национальные интересы.
Внутренние национальные интересы выражаются в стремлении нации защищать свой общественный строй и правопорядок, создавать основу для эффективного экономического развития и обеспечения социального прогресса общества, повышать культурно-духовный, нравственно-патриотический и научно-технический потенциал государства.
Внешние национальные интересы направлены на обеспечение внешней безопасности государства, достижение им выгодных позиций в вопросах международного экономического, экологического, культурного сотрудничества. Выражаются комплексом его дипломатических, политических, экономических, военных, информационных устремлений и усилий.
Сфера внешних национальных интересов может быть:
– глобальной, т.е. распространяться на весь мир или большую его часть;
– региональной, связанной с укреплением политических, экономических и военных позиций государства, его влияния в отдельных, прежде всего, сопредельных регионах мира (континентах, акваториях морей и океанов)

Рогозин Д.О. [47]

13

Общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Они  проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности, как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права.

Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем

Крысько В.Г. [49]

14

Категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность общества и способствующий развертыванию интеллектуального и морального потенциала нации. Являются результатом осмысления истории, действительного положения и перспективной цели развития нации

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50]

15

На уровне государственной политики это важный государственный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылки для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории. Является основой патриотизма и канализированных эмоций (любовь к Родине, исторический оптимизм, вера в будущее и др.) 

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50]

16

Cовокупность сбалансированных интересов личности, общества игосударства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Словарь терминов МЧС [51].

 

Результаты обобщения известных вариантов (табл. 1) трактовки понятия «национальные интересы» показывают, что это интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.

Проведенные на основе обобщения материалов изученных литературных источников [2-51] исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем.

Во-первых, это принципы обеспечения независимости и суверенитета государства. Это основополагающий принцип, соблюдение которого обеспечивает жизнеспособность государства как такового.

Во-вторых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства. Указанный принцип носит не только презентационный, но и идеологический характер.

В-третьих, это принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов. Именно здоровый прагматизм позволяет локализовать влияние иллюзорных взглядов на вопросы соблюдения национальных интересов.

В-четвертых, это принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства. Простота и ясность целей национальных интересов государства является залогом их поддержки подавляющей частью населения страны.   

В-пятых, это принцип многовекторности формирования национальных интересов. Фактически речь идет об обеспечении сбалансированности процессов реализации национальных интересов. 

В-шестых, это принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов. Во многом этот принцип определяется преемственностью проводимых государством курсов в части реализации национальных интересов.

В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов. Именно дипломатический характер разрешения межгосударственных разногласий является основой эффективной интеграции государства в наднациональные формирования.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что национальные интересы представляют собой интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.

Основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:

– принципы обеспечения независимости и суверенитета государства;

– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;

– принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;

– принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства;

– принцип многовекторности формирования национальных интересов;

– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;

– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

В целом, результаты исследования содержания, сущности и принципов формирования и отстаивания национальных экономических интересов государства позволяют перейти к более подробному исследованию тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей, результаты которых частично нашли отражение в работе [53], а также к выявлению проблем обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей в современных условиях и определению потенциальных путей их решения.

 

[1] Сформирована автором.

References

1. Avdokushkin E.F. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. - M.: IVC «Marketing», 2002.

2. Lindert P.H. Ekonomika mirohozyaystvennyh svyazey. Perevod s angl. M.: Respublika, 2003.

3. Lomakin V.K. Mirovaya ekonomika. M.: YuNITI, 2000.

4. Strygin A.V. Mirovaya ekonomika. - M.: Ekzamen, 2004. - 512 s.

5. Mirovaya ekonomika: prognoz do 2020 goda. Pod redakciey akademika A.A. Dynkina M.: Magistr, 2007. - 429 s.

6. Marshall A. Principy ekonomicheskoy nauki. T. 2. M.: Progress, 1993.

7. Mirovaya ekonomika: uchebnoe posobie; pod red. I.P. Nikolaevoy. - M.: YuNITI-DANA, 2000.- 528s.

8. Inozemcev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obschestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy. - M.: Logos, 2000. - 302 s.

9. Hasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika. - M.: Yurayt, 2012. - 884 s.

10. Korolev P.Yu. Mirovaya ekonomika. - SPb.: RTA. 2008. - 418 s.

11. Voronina L.A., Egorova, E.M. Formy mezhdunarodnogo vzaimodeystviya Rossii so stranami mira v innovacionnoy sfere i mehanizmy ego regulirovaniya. Sbornik nauchnyh statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii - Netan'ya: YuIM, 2012. - Ch. 2.

12. Strovskiy L.E., Kazancev S.K., Parshina E.A. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiya. Pod red. prof. L.E. Sgrovskogo. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2009. - 823 s.

13. Gerchikova I.N. Mezhdunarodnoe kommercheskoe delo. - M.: Banki i birzhi, YuNITI, 2006.

14. Frolova T.A. Mirovaya ekonomika. - Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2010.

15. Ermakova E.A. Mehanizmy integracii ekonomiki v sistemu mirohozyaystvennyh svyazey: regional'nyy aspekt // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. - 2004. - № 3 - S. 110-112.

16. Shevchenko I.V., Aleksandrova E.N., Solahov P.A., Salmina O.A. Razvitie innovacionnoy sistemy Rossii v processe integracii v global'nuyu ekonomiku: nacional'nyy i regional'nyy kontekst // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2011. - №3.

17. Mirovaya ekonomika / Pod red. Yu.A. Scherbinina. - M.: YuNITI - Dana, 2007. - 318 s.

18. Balyuk M.A., Balyuk I.A. Ekonomicheskaya reforma, i KNR: gosudarstvo i rynok. - M.. 1996.

19. Mantusov V.B., Tebekin A.V. Ekonomicheskie aspekty evropeyskoy i evraziyskoy integracii. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2015. - № 3 (32). - S. 28-35.

20. Kudrov V.M. Mirovaya ekonomika: - M.: BEK, 2000.

21. Dneprovskaya I.V. Evolyuciya GATT/VTO kak istoriya sozdaniya moschneyshego instituta globalizacii / I.V. Dneprovskaya // Molodezh' iekonomika: Novye vzglyady i resheniya: mezhvuz. sb. nauch. tr. / VolgGTU.-Volgograd. - 2004. - S. 8-11.

22. Zhulanov E.E. Modelirovanie razvitiya nacional'noy social'no-ekonomicheskoy sistemy pod vliyaniem regulirovaniya usloviy vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti regio- nal'noy promyshlennosti // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. - 2014. - №4(267). - S. 95-104.

23. Arsen'eva V.A. Osnovnye napravleniya obespecheniya ekonomicheskogo rosta v processe mezhstranovogo administrirovaniya nalogovyh sistem. // Upravlencheskiy uchet. - 2012. - № 2.

24. Semenenko V.M., Kovalenko D.I. Ekonomicheskaya teoriya. Politekonomiya. - Kiev, «Centr uchebnoy literatury», 2011 - s. 316.

25. Bliznyuk O.V. O nacional'nyh ekonomicheskih interesah v usloviyah transnacionalizacii proizvodstva. // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - №3. -2012.

26. Grubov A.P. Vzaimodeystvie nacional'no-gosudarstvennyh ekonomicheskih sistem i transnacional'nyh korporaciy v-" usloviyah globalizacii / A.P. Grubov / Samarskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet // Ekon. nauki. - 2006. - № 8(21). - S. 11-17.

27. Taspaev S.S. Osnovnye napravleniya institucional'nyh preobrazovaniy hozyaystvennogo mehanizma Rossii [Tekst] / S.S. Taspaev // Ekonomicheskie nauki. - 2006. - № 10(23). - S. 33-38.

28. Belokopytov A.I. Nacional'no-gosudarstvennye ekonomicheskie interesy Rossii kak sub'ekta globalizacii mirovoy hozyaystvennoy sistemy. // Dis. ... kand. ekon. nauk : 08.00.01 : Tambov. - 2001. - 168 c.

29. Mirovaya ekonomika. Pod red. A.S. Bulatova, - M.: Ekonomista, 2005. - 734 s.

30. Geopolitika. Pod obsch. red V.A.Mihaylova. -M.: Izd-vo RAGS, 2007-368 s.

31. Barr R. Politicheskaya ekonomiya: V 2-h tt. - T. 1: Per. s fr. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2007. - 608 s.

32. Taranov P.V. Transformaciya nacional'nyh interesov v usloviyah perehodnoy ekonomiki Rossii (voprosy teorii i metodologii): Monografiya/ Taranov, Petr Vladimirovich. - Rostov n/D: Izd-vo RGEU "RINH", 2000. - 220 s.

33. Klicheva N.V. Valyutnoe regulirovanie v obespechenii finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v sisteme mirohozyaystvennyh svyazey: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk: special'nost' 08.00.14 . Rossiyskiy gosudarstvennyy torgovo-ekonomicheskiy universitet. - Moskva, 2006. - 26 s.

34. Mazurova E.K. Mezhdunarodnye ekonomicheskie organizacii v sisteme regulirovaniya mirohozyaystvennyh svyazey. Special'nost' 08.00.14 - Mirovaya ekonomika. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora ekonomicheskih nauk. Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova. Moskva. - 2003.

35. Doronina N.G. Aktual'nye problemy zaschity interesov gosudarstva v ekonomicheskih otnosheniyah. // "Zhurnal rossiyskogo prava". - 2005. - N 12.

36. Filippova I. A. Sovremennye vneshneekonomicheskie svyazi. - Ul'yanovsk: UlGTU. - 159 s. - 2011.

37. Vlasova E.V. Funkciya rossiyskogo gosudarstva po zaschite nacional'nyh interesov strany v oblasti ekonomiki. Dissertaciya kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05. Moskovskaya akademiya ekonomiki i prava. - Moskva, 2010. - 189 s.

38. Isaev B.A. Nacional'nye nuzhdy, nacional'nye interesy i avtoritet gosudarstv. M, 2003.

39. Senchagova V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obschiy kurs. 2-e izd. - M.: Delo, 2005. - 896 s.

40. Luk'yanova A.A. Nacional'nye interesy kak osnova ustoychivogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki. // Faktory ustoychivogo razvitiya ekonomiki Rossii na sovremennom etape: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov Penza: PGPU. - 2005. - S. 89-94.

41. Delyagin M.G. Osnovy vneshney politiki Rossii: matrica interesov / M. G. Delyagin. - M.: INFRA-M, 2007. - 80 s.

42. Fomin S.A. Obespechenie nacional'noy bezopasnosti. - M.: Flinta, 2007. - 224 s.

43. Veduta E.N. Strategiya i ekonomicheskaya politika gosudarstva. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2010. - 456 s

44. Politika. Tolkovyy slovar'. - M.: "INFRA-M", Izdatel'stvo "Ves' Mir". D. Anderhill, S. Barrett, P. Bernell, P. Bernem, i dr. Obschaya redakciya: d.e.n. Osadchaya I.M., 2001.

45. Politologiya. Slovar'. - M: RGU. V.N. Konovalov. 2010.

46. Politicheskaya nauka: Slovar'-spravochnik. Sost. Sanzharevskiy I.I., 2010.

47. Voyna i mir v terminah i opredeleniyah. Pod obschey redakciey D.O. Rogozina, 2014.

48. Fuko M. Politicheskaya tehnologiya individov. // Intellektualy i vlast'. M., 2002.

49. Etnopsihologicheskiy slovar'. - M.: MPSI. V.G. Krys'ko. 1999.

50. Sociologiya: Enciklopediya. A.A. Gricanov. B.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereschenko. Minsk: Interpresservis; Knizhnyy Dom. 2003.

51. EdwART. Slovar' terminov MChS, 2010.

52. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. - M.: Yurayt, 2019.

53. Tebekin A.V., Kozhuhar V.R., Bozrov A.R. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya mirohozyaystvennyh svyazey. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2017. - № 2 (21). - S. 3-9.

Login or Create
* Forgot password?