СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТСТАИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена проблема обеспечения национальных экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей, включая: вопросы наиболее общих проблем развития мирохозяйственных связей, проблемы развития национальных экономик отдельных стран, проблемы межстранового взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов, проблемы оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей. В результате обобщения известных вариантов трактовки понятия «национальные интересы» приведено уточненное авторское определение. Сформулированы основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов.

Ключевые слова:
содержание, сущность, принципы, национальные экономические интересы, система мирохозяйственных связей.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Одной из центральных проблем глобализации в мировой экономике является обеспечение национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Движение мировой экономики к глобальному экономическому кризису 2020-х годов, обусловленному большими циклами экономической активности Н.Д. Кондратьева [52], ужесточает рыночную борьбу на всех уровнях, в том числе на межгосударственном уровне.

В современных условиях для Республики Молдова особую актуальность приобретает проблема обеспечения ее национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей.

Вопросы обеспечения национальных экономических интересов были и остаются в центре внимания ученых и специалистов-практиков.

Исследованию наиболее общих проблем развития мирохозяйственных связей посвящены труды Авдокушкина Е.Ф. [1], Линдерт П.Х. [2], Ломакина В.К. [3], Стрыгина А.В. [4], Дынкина А.А. [5], Маршалла А. [6], Николаевой И.П. [7], Иноземцева В.Л. [8], Хасбулатова Р.И. [9], Королева П.Ю. [10] и др.

Проблемам развития национальных экономик отдельных стран в системе мирохозяйственных связей посвящены труды Ворониной Л.А., Егоровой Е.М. [11], Стровского Л.Е., Казанцева С.К., Паршиной Е.А. [12], Герчиковой И.Н. [13], Фроловой Т.А. [14], Ермаковой Е.А. [15], Шевченко И.В., Александровой Е.Н., Солахова П.А., Салминой О.А. [16], Щербинина Ю.А. [17], Балюка М.А., Балюка И.А. [18], Мантусова В.Б., Тебекина А.В. [19], Кудрова В.М. [20] и др.

Проблемам межстранового взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов посвящены работы Днепровской И.В. [21], Жуланова Е.Е. [22], Арсеньевой В.А. [23], Семененко В.М., Коваленко Д.И. [24], Близнюк О.В. [25], Грубова А.П. [26], Таспаева С.С. [27], Белокопытова А.И. [28], Булатова А.С. [29], Михайлова В.А. [30] и др.

В то же время проблема оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей требует более детального изучения.

В частности, самостоятельного рассмотрения требует исследование проблем обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях с целью определения путей их решения.

При исследовании теоретико-методологических основ обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей на первом этапе были рассмотрены вопросы, касающиеся национальных экономических интересов государства, включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

Рассмотрение вопросов, касающихся национальных экономических интересов государства (включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания в системе мирохозяйственных связей) базировалось на известных научных наработках в этой сфере, получивших отражение в трудах Барра Р. [31], Таранова П.В. [32], Кличевой Н.В. [33], Мазуровой Е.К. [34], Дорониной Н.Г. [35], Филипповой И.А. [36], Власовой Е.В. [37], Исаева Б.А. [38], Сенчагова В.К. [39], Лукьяновой А.А. [40], Делягина М.Г. [41], Фомина С.А. [42], Ведуты Е.Н. [43] и др.

Проведенные исследования позволили определить сущность понятий «национальные интересы», «национальные экономические интересы» и «отстаивание национальных экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей».

В общем случае под национальными интересами (national interest) понимаются объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.

Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы» представлены в табл. 1[1].

 

 

Таблица 1

Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы»

Трактовка понятия

Источник

1

Интересы государства, обычно определяемые его Правительством

Осадчая И.М. [44]

2

Предмет апелляции для политиков, желающих получить поддержку своим действиям, исходя из того, что люди привержены национальной идее как социальной и политической общности. Поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки

Осадчая И.М. [44]

3

Понятие особенно действенное в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе

Осадчая И.М. [44]

4

Средство анализа внешней политики, подразумевающее реализацию наиболее благоприятной для страны системы отношений с другими государствами

Осадчая И.М. [44]

5

Осознанные потребности государс­тва, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катаст­роф и т.д.

Коновалов В.Н. [45]

6

Обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества

Коновалов В.Н. [45]

7

Совокупность внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное постоянное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д.

Коновалов В.Н. [45]

8

Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере междуна­родных отношений

Коновалов В.Н. [45]

9

Интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности, воплощающиеся в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении

Санжаревский И.И. [46]

10

Совокупность духовно нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) нации и ее духовно-нравственных ценностей. Важнейшими национальными интересами являются защита суверенитета и территориальной целостности государства и защита обусловленного традицией национального уклада

Рогозин Д.О. [47]

11

Объективно значимые цели и задачи национального государства как целого

Фуко М. [48]

12

Потребность в существовании устойчивого конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности сформированного нацией государства как главный показатель его жизненной силы. Различают внутренние и внешние национальные интересы.
Внутренние национальные интересы выражаются в стремлении нации защищать свой общественный строй и правопорядок, создавать основу для эффективного экономического развития и обеспечения социального прогресса общества, повышать культурно-духовный, нравственно-патриотический и научно-технический потенциал государства.
Внешние национальные интересы направлены на обеспечение внешней безопасности государства, достижение им выгодных позиций в вопросах международного экономического, экологического, культурного сотрудничества. Выражаются комплексом его дипломатических, политических, экономических, военных, информационных устремлений и усилий.
Сфера внешних национальных интересов может быть:
– глобальной, т.е. распространяться на весь мир или большую его часть;
– региональной, связанной с укреплением политических, экономических и военных позиций государства, его влияния в отдельных, прежде всего, сопредельных регионах мира (континентах, акваториях морей и океанов)

Рогозин Д.О. [47]

13

Общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Они  проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности, как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права.

Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем

Крысько В.Г. [49]

14

Категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность общества и способствующий развертыванию интеллектуального и морального потенциала нации. Являются результатом осмысления истории, действительного положения и перспективной цели развития нации

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50]

15

На уровне государственной политики это важный государственный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылки для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории. Является основой патриотизма и канализированных эмоций (любовь к Родине, исторический оптимизм, вера в будущее и др.) 

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50]

16

Cовокупность сбалансированных интересов личности, общества игосударства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Словарь терминов МЧС [51].

 

Результаты обобщения известных вариантов (табл. 1) трактовки понятия «национальные интересы» показывают, что это интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.

Проведенные на основе обобщения материалов изученных литературных источников [2-51] исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем.

Во-первых, это принципы обеспечения независимости и суверенитета государства. Это основополагающий принцип, соблюдение которого обеспечивает жизнеспособность государства как такового.

Во-вторых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства. Указанный принцип носит не только презентационный, но и идеологический характер.

В-третьих, это принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов. Именно здоровый прагматизм позволяет локализовать влияние иллюзорных взглядов на вопросы соблюдения национальных интересов.

В-четвертых, это принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства. Простота и ясность целей национальных интересов государства является залогом их поддержки подавляющей частью населения страны.   

В-пятых, это принцип многовекторности формирования национальных интересов. Фактически речь идет об обеспечении сбалансированности процессов реализации национальных интересов. 

В-шестых, это принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов. Во многом этот принцип определяется преемственностью проводимых государством курсов в части реализации национальных интересов.

В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов. Именно дипломатический характер разрешения межгосударственных разногласий является основой эффективной интеграции государства в наднациональные формирования.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что национальные интересы представляют собой интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.

Основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:

– принципы обеспечения независимости и суверенитета государства;

– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;

– принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;

– принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства;

– принцип многовекторности формирования национальных интересов;

– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;

– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.

В целом, результаты исследования содержания, сущности и принципов формирования и отстаивания национальных экономических интересов государства позволяют перейти к более подробному исследованию тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей, результаты которых частично нашли отражение в работе [53], а также к выявлению проблем обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей в современных условиях и определению потенциальных путей их решения.

 

[1] Сформирована автором.

Список литературы

1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

2. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с англ. М.: Республика, 2003.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Стрыгин А.В. Мировая экономика. - М.: Экзамен, 2004. - 512 с.

5. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под редакцией академика А.А. Дынкина М.: Магистр, 2007. - 429 с.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2. М.: Прогресс, 1993.

7. Мировая экономика: учебное пособие; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 528с.

8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 302 с.

9. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: Юрайт, 2012. - 884 с.

10. Королев П.Ю. Мировая экономика. - СПб.: РТА. 2008. - 418 с.

11. Воронина Л.А., Егорова, Е.М. Формы международного взаимодействия России со странами мира в инновационной сфере и механизмы его регулирования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции - Нетанья: ЮИМ, 2012. - Ч. 2.

12. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Под ред. проф. Л.Е. Сгровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 823 с.

13. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

14. Фролова Т.А. Мировая экономика. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

15. Ермакова Е.А. Механизмы интеграции экономики в систему мирохозяйственных связей: региональный аспект // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 3 - С. 110-112.

16. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Солахов П.А., Салмина О.А. Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №3.

17. Мировая экономика / Под ред. Ю.А. Щербинина. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2007. - 318 с.

18. Балюк М.А., Балюк И.А. Экономическая реформа, и КНР: государство и рынок. - М.. 1996.

19. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Экономические аспекты европейской и евразийской интеграции. Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 3 (32). - С. 28-35.

20. Кудров В.М. Мировая экономика: - М.: БЕК, 2000.

21. Днепровская И.В. Эволюция ГАТТ/ВТО как история создания мощнейшего института глобализации / И.В. Днепровская // Молодежь иэкономика: Новые взгляды и решения: межвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ.-Волгоград. - 2004. - С. 8-11.

22. Жуланов Е.Е. Моделирование развития национальной социально-экономической системы под влиянием регулирования условий внешнеэкономической деятельности регио- нальной промышленности // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №4(267). - С. 95-104.

23. Арсеньева В.А. Основные направления обеспечения экономического роста в процессе межстранового администрирования налоговых систем. // Управленческий учет. - 2012. - № 2.

24. Семененко В.М., Коваленко Д.И. Экономическая теория. Политэкономия. - Киев, «Центр учебной литературы», 2011 - с. 316.

25. Близнюк О.В. О национальных экономических интересах в условиях транснационализации производства. // Управление экономическими системами. - №3. -2012.

26. Грубов А.П. Взаимодействие национально-государственных экономических систем и транснациональных корпораций в-" условиях глобализации / А.П. Грубов / Самарский государственный экономический университет // Экон. науки. - 2006. - № 8(21). - С. 11-17.

27. Таспаев С.С. Основные направления институциональных преобразований хозяйственного механизма России [Текст] / С.С. Таспаев // Экономические науки. - 2006. - № 10(23). - С. 33-38.

28. Белокопытов А.И. Национально-государственные экономические интересы России как субъекта глобализации мировой хозяйственной системы. // Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Тамбов. - 2001. - 168 c.

29. Мировая экономика. Под ред. А.С. Булатова, - М.: Экономиста, 2005. - 734 с.

30. Геополитика. Под общ. ред В.А.Михайлова. -М.: Изд-во РАГС, 2007-368 с.

31. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. - Т. 1: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 2007. - 608 с.

32. Таранов П.В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России (вопросы теории и методологии): Монография/ Таранов, Петр Владимирович. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ "РИНХ", 2000. - 220 с.

33. Кличева Н.В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: специальность 08.00.14 <Мировая экономика>. Российский государственный торгово-экономический университет. - Москва, 2006. - 26 с.

34. Мазурова Е.К. Международные экономические организации в системе регулирования мирохозяйственных связей. Специальность 08.00.14 - Мировая экономика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Москва. - 2003.

35. Доронина Н.Г. Актуальные проблемы защиты интересов государства в экономических отношениях. // "Журнал российского права". - 2005. - N 12.

36. Филиппова И. А. Современные внешнеэкономические связи. - Ульяновск: УлГТУ. - 159 с. - 2011.

37. Власова Е.В. Функция российского государства по защите национальных интересов страны в области экономики. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Московская академия экономики и права. - Москва, 2010. - 189 с.

38. Исаев Б.А. Национальные нужды, национальные интересы и авторитет государств. М, 2003.

39. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

40. Лукьянова А.А. Национальные интересы как основа устойчивого развития российской экономики. // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе: Межвузовский сборник научных трудов Пенза: ПГПУ. - 2005. - С. 89-94.

41. Делягин М.Г. Основы внешней политики России: матрица интересов / М. Г. Делягин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 80 с.

42. Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности. - М.: Флинта, 2007. - 224 с.

43. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. - М.: Академический Проект, 2010. - 456 с

44. Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М., 2001.

45. Политология. Словарь. - М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

46. Политическая наука: Словарь-справочник. Сост. Санжаревский И.И., 2010.

47. Война и мир в терминах и определениях. Под общей редакцией Д.О. Рогозина, 2014.

48. Фуко М. Политическая технология индивидов. // Интеллектуалы и власть. М., 2002.

49. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.

50. Социология: Энциклопедия. А.А. Грицанов. B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2003.

51. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010.

52. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2019.

53. Тебекин А.В., Кожухар В.Р., Бозров А.Р. Современные тенденции и перспективы развития мирохозяйственных связей. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - № 2 (21). - С. 3-9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?