DESIGNING OF THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a step-by-step designing of an additional educational program in accordance with the requirements of the modern additional education system. An example is the general development program of additional education of artistic orientation "Magic workshop" that was developed and implemented in the course of experimental research.

Keywords:
program, additional education, content, organizational and pedagogical conditions.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Если вы удачно выберете труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

 

2019 г. – год 100-летия дополнительного образования в России. В 1919 г. было принято «Положение об организации дела внешкольного образования РСФСР», в котором впервые были зафиксированы основные принципы внешкольного образования: всеобщность, общедоступность, безвозмездность, отсутствие принудительности и самостоятельность. Несмотря на 100-летний временной промежуток, эти принципы остаются основополагающими и актуальными для современной системы дополнительного образования.

Сегодня сфера дополнительного образования создает широкие возможности для развития образования в целом и является инновационной площадкой для апробации и модернизации новых образовательных программ, моделей и технологий. В то же время дополнительное образование выполняет функции резерва, к которому может обратиться любой желающий [3; 5; 6; 7].

Дополнительные образовательные программы исходят из творческой самодеятельности детей. Их цель – мотивировать и развивать потенциал личности, вводить ребенка с помощью обучения в общественно полезную деятельность и учить организовывать свой досуг.

В рамках исследования по развитию творческой самостоятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования детей мы разработали и реализовали дополнительную образовательную программу «Волшебная мастерская». В связи с этим мы выделяем следующие этапы разработки программы дополнительного образования:

  1. Определение общей концепции программы.
  2. Разработка содержания программы.
  3. Разработка форм аттестации и оценочных материалов.
  4. Описание организационно-педагогических условий реализации программы.

При разработке программы дополнительного образования в первую очередь необходимо определить концепцию программы и четко представлять конечную цель ее реализации. Дополнительная образовательная программа может быть общеразвивающей, предпрофессиональной или профессиональной. По направленности различают программы: технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие и социально-педагогические [6]. Рассматриваются также гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России [2].

Мы разработали общеразвивающую программу дополнительного образования художественной направленности с целью повышения уровня развития творческой самостоятельности младших школьников. Отличительной особенностью программы «Волшебная мастерская» является обучение сразу нескольким видам декоративно-прикладного искусства. Воспитанники приобретают навыки работы с засушенным природным материалом, пластилином, соломой, учатся вязать крючком и на спицах, знакомятся с техникой ватописи, оригами, валянием из шерсти и бисероплетением.

В программе обязательно указывается возраст обучающихся и продолжительность реализации программы (1 год, 2 или 3 года). Подробно описываются планируемые результаты освоения программы (какие знания, умения и навыки приобретают воспитанники к концу обучения).

Мы считаем необходимым приобретение младшими школьниками многообразных навыков и умений в соответствии с их возрастными особенностями. Так как постоянная смена различных материалов и техник работы способствует повышению мотивации к творческой деятельности, развитию фантазии и воображения ребенка, расширяет его кругозор и побуждает к самостоятельному творчеству.

При разработке дополнительной образовательной программы указывается актуальность, общая цель и задачи обучения (учебные, развивающие и воспитательные).

К учебным задачам относятся специальные знания, умения и навыки, которые приобретают воспитанники в процессе обучения. Например, формирование представления о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, усвоение правил техники безопасности при использовании различных инструментов, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, практическими навыками работы в различных техниках: аппликация, конструирование, валяние, вязание, ватопись, декупаж, пластилинография и др.

Воспитательные задачи обучения представляют собой различные аспекты эстетического и трудового воспитания, передачу культурных и нравственных ценностей. Например, воспитание патриотизма, бережного отношения к результатам ручного труда, формирование представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру и др. [1; 2; 4].

Развивающие задачи отражают интеллектуальные и специальные способности, которые ребенок может использовать в новой ситуации. Например, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке готовых изделий, использование приобретенных знаний и умений для решения творческих задач, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования, контроля (взаимоконтроля и самоконтроля) и организации своей деятельности.

Следующий этап – разработка содержания программы дополнительного образования. Как правило, содержание программы изображается в виде календарного графика и учебно-тематического плана.

В календарном графике фиксируются даты начала и окончания учебного периода, количество учебных недель (дней), сроки проведения выездных занятий, промежуточной и итоговой аттестации.

Учебно-тематический план содержит все темы и разделы учебного процесса, рассчитанные в учебных часах, разделенные на теоретические и практические занятия. В плане также отображаются формы аттестации и контроля по каждой теме или разделу, если они предусмотрены программой. Пример оформления учебно-тематического плана представлен в табл. 1.

Таблица 1

Названия разделов и тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Аттестация и контроль

Всего

1

Вводное занятие

 

 

 

 

2

Название раздела

 

 

 

 

2.1

Название темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

После учебно-тематического плана следует описание каждого раздела, содержания теоретических и практических занятий и форм аттестации и контроля по каждой теме или разделу.

Формы аттестации и оценочные материалы. В процессе реализации дополнительной образовательной программы могут использоваться следующие виды контроля:

– диагностический контроль (проводится перед началом реализации программы для выявления исходного уровня развития тех или иных способностей обучающихся);

– текущий контроль (проводится в течение всего периода обучения на каждом занятии);

– промежуточный контроль (проводится несколько раз за период обучения, например, в конце каждого раздела или 1 раз в семестр);

– итоговый контроль (проводится в конце периода обучения).

Для оценки результатов обучения разрабатываются определенные показатели развития способностей воспитанников, которые можно отразить в баллах. В своем исследовании мы анализировали творческие работы воспитанников с целью определения уровня развития творческой самостоятельности младших школьников и оценивали их по следующим показателям:

– реализация творческого замысла;

– оригинальность;

– проявление индивидуальности;

– продуктивность;

– выбор средств и материалов.

По каждому показателю начислялось от 0 до 2 баллов в зависимости от степени его выраженности:

0 баллов – критерий не выражен;

1 балл – критерий выражен слабо;

2 балла – критерий выражен четко.

Максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок за выполненную работу – 10, минимальное – 0. Уровневая шкала выглядела следующим образом:

0-5 баллов – низкий уровень;

6-8 баллов – средний уровень;

9-10 баллов – высокий уровень.

Разработка программы дополнительного образования завершается описанием организационно-педагогических условий ее реализации. К ним относится: материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение программы формируется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 41 от 4 июля 2014 г.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы представляет собой перечень необходимых материалов для реализации программы. Это могут быть гербарии, горные породы, модели машин и механизмов, макеты и муляжи, плакаты, карты, схемы, таблицы, мультимедийные презентации, методические и учебные пособия и материалы.

Методические особенности реализации программы включают формы, методы, методики и технологии, применяемые в процессе организации учебной, воспитательной и развивающей деятельности по программе.

В процессе реализации программы «Волшебная мастерская» нами были использованы следующие организационно-педагогические условия реализации программы:

  • направленность содержания программы на развитие творческой самостоятельности;
  • создание благоприятной психологической атмосферы для творческой деятельности;
  • мотивирование учащихся на самостоятельную творческую деятельность;
  • использование приемов исследовательской деятельности при знакомстве с новым материалом и новыми техниками работы;
  • предоставление учащимся возможности выбора направления творческой деятельности;
  • использование различных форм организации творческой деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная и проектная);
  • применение педагогических технологий: игровые, индивидуализация и дифференциация обучения, технология интеграции содержания образовательных программ учебных предметов в начальной школе: технология, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка, математика, литературное чтение, русский язык.

Мы полагаем, что выделенные этапы разработки программы дополнительного образования детей помогут педагогу грамотно подойти к реализации своего проекта (замысла) в соответствии с требованиями современной системы дополнительного образования. В настоящее время важно обеспечить подрастающее поколение детей возможностью качественно и успешно удовлетворять потребности в личностном развитии, получении новых знаний, навыков и умений.

Таким образом, за вековую историю дополнительное образование сохранило и многократно приумножило лучшие традиции и опыт внешкольной работы. Совокупно с качественной модернизацией, изменениями технологического и социального прогресса дополнительное образование остается востребованным и конкурентоспособным, приобретая новые формы и тенденции в своем развитии.

 

 

References

1. Galyamova E.M. Metodika prepodavaniya tehnologii: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya / E.M Galyamova, V.V. Vygonov. 3-e izd. Stereotipnoe. - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2015. - 176 s.

2. Golovanov V.P. Grazhdansko-nravstvennye i patrioticheskie aspekty dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sovremennoy Rossii / V.P. Golovanov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 5. - S. 44-53.

3. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i oformleniyu dopolnitel'nyh obscherazvivayuschih programm i rabochih programm kursov vneurochnoy deyatel'nosti. - M.: GAOU VO MIOO, 2016. - 23 s.

4. Mironova Yu.P. Empiricheskoe issledovanie processa razvitiya tvorcheskoy samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Shkola buduschego. - 2014. - № 4. - S. 86-90.

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 373 ot 6 oktyabrya 2009 g. "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami). - M., 2009. - 24 s.

6. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF № 196 ot 9 noyabrya 2018 g. «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam».

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 1726-r ot 04.09.2014 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey». - M., 2014. - 23 s.

Login or Create
* Forgot password?