Россия
В статье представлена поэтапная разработка дополнительной образовательной программы в соответствии с требованиями современной системы дополнительного образования. Примером выступает общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Волшебная мастерская», разработанная и реализованная в ходе опытно-экспериментального исследования.
программа, дополнительное образование, содержание, организационно-педагогические условия.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
2019 г. – год 100-летия дополнительного образования в России. В
Сегодня сфера дополнительного образования создает широкие возможности для развития образования в целом и является инновационной площадкой для апробации и модернизации новых образовательных программ, моделей и технологий. В то же время дополнительное образование выполняет функции резерва, к которому может обратиться любой желающий [3; 5; 6; 7].
Дополнительные образовательные программы исходят из творческой самодеятельности детей. Их цель – мотивировать и развивать потенциал личности, вводить ребенка с помощью обучения в общественно полезную деятельность и учить организовывать свой досуг.
В рамках исследования по развитию творческой самостоятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования детей мы разработали и реализовали дополнительную образовательную программу «Волшебная мастерская». В связи с этим мы выделяем следующие этапы разработки программы дополнительного образования:
- Определение общей концепции программы.
- Разработка содержания программы.
- Разработка форм аттестации и оценочных материалов.
- Описание организационно-педагогических условий реализации программы.
При разработке программы дополнительного образования в первую очередь необходимо определить концепцию программы и четко представлять конечную цель ее реализации. Дополнительная образовательная программа может быть общеразвивающей, предпрофессиональной или профессиональной. По направленности различают программы: технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие и социально-педагогические [6]. Рассматриваются также гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России [2].
Мы разработали общеразвивающую программу дополнительного образования художественной направленности с целью повышения уровня развития творческой самостоятельности младших школьников. Отличительной особенностью программы «Волшебная мастерская» является обучение сразу нескольким видам декоративно-прикладного искусства. Воспитанники приобретают навыки работы с засушенным природным материалом, пластилином, соломой, учатся вязать крючком и на спицах, знакомятся с техникой ватописи, оригами, валянием из шерсти и бисероплетением.
В программе обязательно указывается возраст обучающихся и продолжительность реализации программы (1 год, 2 или 3 года). Подробно описываются планируемые результаты освоения программы (какие знания, умения и навыки приобретают воспитанники к концу обучения).
Мы считаем необходимым приобретение младшими школьниками многообразных навыков и умений в соответствии с их возрастными особенностями. Так как постоянная смена различных материалов и техник работы способствует повышению мотивации к творческой деятельности, развитию фантазии и воображения ребенка, расширяет его кругозор и побуждает к самостоятельному творчеству.
При разработке дополнительной образовательной программы указывается актуальность, общая цель и задачи обучения (учебные, развивающие и воспитательные).
К учебным задачам относятся специальные знания, умения и навыки, которые приобретают воспитанники в процессе обучения. Например, формирование представления о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, усвоение правил техники безопасности при использовании различных инструментов, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, практическими навыками работы в различных техниках: аппликация, конструирование, валяние, вязание, ватопись, декупаж, пластилинография и др.
Воспитательные задачи обучения представляют собой различные аспекты эстетического и трудового воспитания, передачу культурных и нравственных ценностей. Например, воспитание патриотизма, бережного отношения к результатам ручного труда, формирование представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру и др. [1; 2; 4].
Развивающие задачи отражают интеллектуальные и специальные способности, которые ребенок может использовать в новой ситуации. Например, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке готовых изделий, использование приобретенных знаний и умений для решения творческих задач, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования, контроля (взаимоконтроля и самоконтроля) и организации своей деятельности.
Следующий этап – разработка содержания программы дополнительного образования. Как правило, содержание программы изображается в виде календарного графика и учебно-тематического плана.
В календарном графике фиксируются даты начала и окончания учебного периода, количество учебных недель (дней), сроки проведения выездных занятий, промежуточной и итоговой аттестации.
Учебно-тематический план содержит все темы и разделы учебного процесса, рассчитанные в учебных часах, разделенные на теоретические и практические занятия. В плане также отображаются формы аттестации и контроля по каждой теме или разделу, если они предусмотрены программой. Пример оформления учебно-тематического плана представлен в табл. 1.
Таблица 1
№ |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
|||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Аттестация и контроль |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие |
|
|
|
|
2 |
Название раздела |
|
|
|
|
2.1 |
Название темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
После учебно-тематического плана следует описание каждого раздела, содержания теоретических и практических занятий и форм аттестации и контроля по каждой теме или разделу.
Формы аттестации и оценочные материалы. В процессе реализации дополнительной образовательной программы могут использоваться следующие виды контроля:
– диагностический контроль (проводится перед началом реализации программы для выявления исходного уровня развития тех или иных способностей обучающихся);
– текущий контроль (проводится в течение всего периода обучения на каждом занятии);
– промежуточный контроль (проводится несколько раз за период обучения, например, в конце каждого раздела или 1 раз в семестр);
– итоговый контроль (проводится в конце периода обучения).
Для оценки результатов обучения разрабатываются определенные показатели развития способностей воспитанников, которые можно отразить в баллах. В своем исследовании мы анализировали творческие работы воспитанников с целью определения уровня развития творческой самостоятельности младших школьников и оценивали их по следующим показателям:
– реализация творческого замысла;
– оригинальность;
– проявление индивидуальности;
– продуктивность;
– выбор средств и материалов.
По каждому показателю начислялось от 0 до 2 баллов в зависимости от степени его выраженности:
0 баллов – критерий не выражен;
1 балл – критерий выражен слабо;
2 балла – критерий выражен четко.
Максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок за выполненную работу – 10, минимальное – 0. Уровневая шкала выглядела следующим образом:
0-5 баллов – низкий уровень;
6-8 баллов – средний уровень;
9-10 баллов – высокий уровень.
Разработка программы дополнительного образования завершается описанием организационно-педагогических условий ее реализации. К ним относится: материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы формируется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 41 от 4 июля
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы представляет собой перечень необходимых материалов для реализации программы. Это могут быть гербарии, горные породы, модели машин и механизмов, макеты и муляжи, плакаты, карты, схемы, таблицы, мультимедийные презентации, методические и учебные пособия и материалы.
Методические особенности реализации программы включают формы, методы, методики и технологии, применяемые в процессе организации учебной, воспитательной и развивающей деятельности по программе.
В процессе реализации программы «Волшебная мастерская» нами были использованы следующие организационно-педагогические условия реализации программы:
- направленность содержания программы на развитие творческой самостоятельности;
- создание благоприятной психологической атмосферы для творческой деятельности;
- мотивирование учащихся на самостоятельную творческую деятельность;
- использование приемов исследовательской деятельности при знакомстве с новым материалом и новыми техниками работы;
- предоставление учащимся возможности выбора направления творческой деятельности;
- использование различных форм организации творческой деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная и проектная);
- применение педагогических технологий: игровые, индивидуализация и дифференциация обучения, технология интеграции содержания образовательных программ учебных предметов в начальной школе: технология, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка, математика, литературное чтение, русский язык.
Мы полагаем, что выделенные этапы разработки программы дополнительного образования детей помогут педагогу грамотно подойти к реализации своего проекта (замысла) в соответствии с требованиями современной системы дополнительного образования. В настоящее время важно обеспечить подрастающее поколение детей возможностью качественно и успешно удовлетворять потребности в личностном развитии, получении новых знаний, навыков и умений.
Таким образом, за вековую историю дополнительное образование сохранило и многократно приумножило лучшие традиции и опыт внешкольной работы. Совокупно с качественной модернизацией, изменениями технологического и социального прогресса дополнительное образование остается востребованным и конкурентоспособным, приобретая новые формы и тенденции в своем развитии.
1. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М Галямова, В.В. Выгонов. 3-е изд. Стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 176 с.
2. Голованов В.П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России / В.П. Голованов // Журнал педагогических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 5. - С. 44-53.
3. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. - М.: ГАОУ ВО МИОО, 2016. - 23 с.
4. Миронова Ю.П. Эмпирическое исследование процесса развития творческой самостоятельности младших школьников в системе дополнительного образования // Школа будущего. - 2014. - № 4. - С. 86-90.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями). - М., 2009. - 24 с.
6. Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - М., 2014. - 23 с.