EURASIANISM, ORIENTAL AND DIALOGUE OF CULTURES: THE FATE OF THE HISTORICAL-PHILOSOPHICAL SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the theme transculture communications between East and West and explores conception of the thinkers of the Eurasian school (the first wave of emigration). The article takes the parallel of Eurasia with domestic and wordwide Oriental studies. In addition sets out the views of Eurasian for period of Russian history from ancient Russia before revolution 1917.

Keywords:
еurasianism, eurasian literature, historiasophy, geopolitics, oriental studies.
Text

Контакты между культурами и коммуникация между людьми и идеями — одна из самых интересных форм коммуникации, существующих в человеческой цивилизации. Одной из таких систем геополитических и межкультурных коммуникаций было евразийство. По серьезности исследования российской истории и государственности, по глубине проникновения в этнические и духовные истоки русской культуры, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. Высочайший философский и научно-культурный потенциал евразийцев, сосредоточивших в своих рядах значительные интеллектуальные силы зарубежья, признавали даже их непримиримые противники.

К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, историков, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных — географ, экономист и геополитик П.Н. Савицкий; философ Л.П. Карсавин; лингвист, филолог и культуролог Н.С. Трубецкой; историк Г.В. Вернадский; музыковед и искусствовед П.П. Сувчинский; религиозные философы и публицисты Г.В. Флоровский, В.Н. Ильин; критики и литературоведы А.В. Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский; правовед Н.Н. Алексеев; востоковед В.П. Никитин; писатель В.Н. Иванов; экономист Я.Д. Садовский. И хотя профессиональных востоковедов в этом списке мало, евразийцы сделали очень много для развития философии востоковедения.

Историософскому зрению евразийцев была присуща особая пространственно-временная оптика, творческое восприятие истории, позволившее сквозь привычный образ России увидеть такую историческую и географическую реальность, как континентматерик со своей неповторимой судьбой — Евразию. Они сумели поставить проблему Запад–Восток с предельной остротой и глубиной. Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но как самостоятельную евразийскую культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ с этой точки зрения нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этнической общности — Евразия. Подобная двусоставность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет и особый исторический путь России, ее своеобразную национально-государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Причем восточные истоки для России внутренне ближе западных.

References

1. Savitskiy P.N. Edinstvo mirozdaniya [Unity of the universe]. Evraziya. Istoricheskie vzglyady russkikh emigrantov [Eurasia. Historical views of Russian emigrants]. Moscow, 1922.

2. Strel’tsov L. Evraziyskaya khronika [Eurasian Chronicle]. I. 7. Parizh, 1927.

3. Trubetskoy N.S. My i drugie [We and others]. Evraziyskiy vremennik [Eurasian annals]. Book 4. Parizh, 1923.

Login or Create
* Forgot password?