ЕВРАЗИЙСТВО, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР: СУДЬБА ИСТОРИОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья, посвященная теме транскультурных коммуникаций между Востоком и Западом, исследует историософские и геополитические представления мыслителей евразийской школы (эмиграция первой волны) и проводит параллели евразийства с отечественным и мировым востоковедением. Коммуникации между народами, культурами и геополитическими блоками как раз и составляют главное содержание исторического процесса, причем философия истории, развиваемая евразийцами представляет хорошие возможности для осмысления характера подобных коммуникаций. Кроме того, в статье излагаются взгляды евразийцев на различные периоды русской истории от Древней Руси до революции 1917 г.

Ключевые слова:
евразийство, евразийская литература, историософия, геополитика, востоковедение.
Текст

Контакты между культурами и коммуникация между людьми и идеями — одна из самых интересных форм коммуникации, существующих в человеческой цивилизации. Одной из таких систем геополитических и межкультурных коммуникаций было евразийство. По серьезности исследования российской истории и государственности, по глубине проникновения в этнические и духовные истоки русской культуры, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. Высочайший философский и научно-культурный потенциал евразийцев, сосредоточивших в своих рядах значительные интеллектуальные силы зарубежья, признавали даже их непримиримые противники.

К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, историков, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных — географ, экономист и геополитик П.Н. Савицкий; философ Л.П. Карсавин; лингвист, филолог и культуролог Н.С. Трубецкой; историк Г.В. Вернадский; музыковед и искусствовед П.П. Сувчинский; религиозные философы и публицисты Г.В. Флоровский, В.Н. Ильин; критики и литературоведы А.В. Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский; правовед Н.Н. Алексеев; востоковед В.П. Никитин; писатель В.Н. Иванов; экономист Я.Д. Садовский. И хотя профессиональных востоковедов в этом списке мало, евразийцы сделали очень много для развития философии востоковедения.

Историософскому зрению евразийцев была присуща особая пространственно-временная оптика, творческое восприятие истории, позволившее сквозь привычный образ России увидеть такую историческую и географическую реальность, как континентматерик со своей неповторимой судьбой — Евразию. Они сумели поставить проблему Запад–Восток с предельной остротой и глубиной. Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но как самостоятельную евразийскую культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ с этой точки зрения нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этнической общности — Евразия. Подобная двусоставность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет и особый исторический путь России, ее своеобразную национально-государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Причем восточные истоки для России внутренне ближе западных.

Список литературы

1. Савицкий П.Н. Единство мироздания // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1922.

2. Стрельцов Л. Евразийская хроника. Вып. 7. Париж,1927.

3. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Евразийский временник. Кн. 4. Париж, 1923.

Войти или Создать
* Забыли пароль?