ON THE ISSUE OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the relevance of the research of personal and professional development of civil servants in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia It analyzes the leading approaches to the development of the problem of personal and professional development that have developed in foreign and domestic psychology, which allows us to state the following: personal and professional development should be considered as part of a person’s life, as a specific form of development in the process of professionalization and individualization due to external determinants and internal activity of the individual.

Keywords:
labor psychology; professionalization; personal and professional development; state employee
Text

   Одной из наиболее актуальных проблем современной прикладной психологии является психологическое обеспечение профессиональной подготовки и профессионального роста, в том числе на основе действующих психотехнологий профессиональной консультации и ориентации, профессионального развития личности и поддержки карьеры.

    Происходящие сегодня в нашей стране социально-экономические преобразования существенно повлияли на возрастание требований, предъявляемых обществом к профессионалу. В настоящее время в правоохранительной системе на первый план выдвигаются вопросы кадровой политики, связанные с совершенствованием профессионального становления специалистов. Повысилось внимание к работе по оптимизации процесса профессионального становления в системе МВД России, а также к организации и совершенствованию психологического обеспечения деятельности и профессионализации личности специалистов органов внутренних дел. Идет ориентация на широкое использование продуктивных моделей оказания психологической помощи при различных затруднениях в личностно-профессиональном становлении. Индикатором имеющегося неблагополучия профессионального становления сотрудников и госслужащих МВД России служат факты увольнения молодых специалистов из органов внутренних дел, неукомплектованность ведущих служб, отчисления из образовательных учреждений и пр.

   Проблема профессионализации личности активно разрабатывается гуманитарными науками: социологией, психологией, педагогикой и акмеологией. Анализ исследований по психологии в нашей стране, связанных с изучением человека с точки зрения его формирования как субъекта труда, показывает непрерывное увеличение количества подобных исследований [6]. Однако круг проблем, подлежащих психологическому изучению, здесь еще весьма широк.

   Юридическими психологами исследованы психологические особенности труда сотрудников ряда служб правоохранительных органов и личностные качества, обеспечивающие успешную адаптацию и готовность к различным видам оперативно-служебной деятельности (Н.Р. Битянова, В.Л. Васильев, М.В. Кроз, Т.В. Мальцева, В.М. Поздняков, В.Е. Петров, А.Р. Ратинов, И.Е. Реуцкая, В.В. Романов, А.М. Столяренко и др.).

    Вместе с тем проблематика профессионализации специалистов правоохранительных органов, связанная с выявлением условий и факторов, которые предопределяют их успешность в профессионально-личностном росте, считается недостаточно разработанной.

  Создание психологической службы в МВД России послужило толчком к активизации исследований, объектами которых стали госслужащие и сотрудники органов внутренних дел. В данных исследованиях преимущественно затрагиваются вопросы профессиональной ориентации, психологического отбора и адаптации молодых сотрудников правоохранительных органов, условий и факторов, которые предопределяют их успешность в личностно-профессиональном росте, а также психологические особенности процесса профессионального становления личности [4].

   Сегодня в системе МВД России все больше внимания уделяется вопросам разнопланового психологического обеспечения процесса подготовки профессиональных кадров, которое направлено на всестороннее личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. Одной из составных частей здесь выступает психологическое обеспечение, направленное на создание оптимальных условий для эффективного обучения и воспитания, формирования морально-психологических и других профессионально важных качеств специалистов, а также организацию психологической помощи и психологического просвещения курсантов и слушателей.

   Процесс личностно-профессионального становления является не только чрезвычайно сложным с точки зрения объективного и субъективного содержания [3], но и достаточно противоречивым. Е.С Романова указывает на двойственный характер противоречий процесса личностно-профессионального становления: с одной стороны, он «на социальном уровне выступает как противоречие между потребностями общества в профессиональных кадрах и реальными профессионально-жизненными планами людей», а с другой стороны, «на индивидуально-психологическом уровне – как противоречие между потребностью быть полезным конкретному профессиональному сообществу и потребностью в самореализации» [8].

  Анализ зарубежных и отечественных теорий, посвященных проблеме личностно-профессионального становления, представлен в ряде научных работ (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, М.В. Клищевская, А.В. Кокурин, И.М. Кондаков и А.В. Сухарев, Т.В. Мальцева, Ю.П. Поваренков, Е.С Романова, Е.Ф. Рыбалко, И.Е. Реуцкая и др.).

     Если предпринять категориальный анализ, то в научных работах отечественных психологов по проблематике профессионализации личности используются самые разнообразные термины для описания процесса формирования субъекта труда в рамках профессиональной деятельности. Наиболее часто употребляемыми понятиями, охватывающими весь профессиональный путь личности, наряду с «профессиональным становлением» выступают такие, как: «профессиональное развитие», «профессиональная идентичность», «профессионализация личности», «профессиональная пригодность». Кроме того, используются понятия, обозначающие содержательную специфику отдельных этапов, стадий в целостном процессе профессионального формирования человека: «профессиональное самоопределение», «профессиональная ориентация», «профессиональная консультация», «выбор профессии», «профессиональное обучение», «профессиональная адаптация», «профессиональный отбор» и др.

    Среди вышеуказанных терминов наиболее полно в современных психологических словарях дается определение «профессиональной пригодности», «профессионального отбора», «профессиональной ориентации» и «профессиональной консультации».

  Понятие «профессиональное становление», широко употребляемое в психологических исследованиях для обозначения процесса овладения профессией, не имеет единой трактовки в психологической литературе. Многие исследователи, занимающиеся данной проблемой, дают свое понимание профессионального становления, но зачастую преимущественно в зависимости от предмета и цели проводимого исследования. Так, в работах Т.В. Кудрявцева профессиональное становление понимается как процесс развития личности с начала профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. [2].

     Н.С. Пряжников [7] рассматривает профессиональное становление через анализ составляющих его процессов – профессиональное самоопределение, развитие профессионального самосознания, формирование индивидуального стиля деятельности и самореализация в профессии. Причем последнее понимается и как стремление человека утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости.

    Е.В. Романова рассматривает профессиональное становление как момент развития личности на жизненном пути, предполагающий формирование профессиональной мотивации, управление процессом становления профессиональных способностей и профессионально важных качеств [8].

В рамках психологической концепции профессионального становления разработанной Ю.П. Поваренковым, данный феномен рассматривается как процесс поэтапного развития и реализации субъектом профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации [7].

    Представители акмеологии исследовали профессиональное становление человека, прежде всего, через изучение психических состояний максимальной реализованности человека в труде, т.е. мобилизации им всех своих профессиональных способностей и резервов, обеспечивающих высший уровень профессионального развития на определенном отрезке времени [1].

   Итак, исследования процесса личностно-профессионального становления в отечественной психологии характеризуются не только многочисленностью, но и разносторонностью.

   Многие авторы особое внимание уделили проблеме взаимовлияния профессионального и личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина, А.Р. Фонарев). Так, К.А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает характер связи личности с профессией, прежде всего, как фактор, обусловливающий удовлетворенность настоящим и потенциал движения личности в будущем. Л.М. Митина видит фактором профессионального развития внутреннюю среду личности, ее активность и потребность в самореализации. При этом формой реализации творческого потенциала человека в профессии являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и поведенческая гибкость [5].

   Итак, личностно-профессионального становления характеризуется изменением структуры профессиональной деятельности и ее содержания вместе с личностным ростом специалиста, который находит в ней новые грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. Развитие личности стимулирует преобразования профессиональной деятельности, и прежде всего на основе активности в углублении представлений о ней. Овладение деятельностью на качественно новом уровне, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту. Он же наполняет профессиональную деятельность новым смысловым, в том числе надситуативным содержанием.

     Проведенный анализ ведущих подходов к разработке проблемы личностно-профессионального становления, сложившихся в зарубежной и отечественной психологии, позволяет констатировать, что личностно-профессиональное становление следует рассматривать как часть жизненного пути личности, как специфическую форму развития в процессе профессионализации и индивидуализации за счет внешних детерминантов и внутренней активности личности.

References

1. Akmeologiya: Uchebnik / Pod. obsch. red. A.A.Dergacha [Acmeology: Textbook / Under. total ed. A.A. Dergach]. M., 2002. pp. 304-316.

2. Kudryavcev T.V., Shegurova V.Yu. Psihologicheskiy analiz dinamiki professional'nogo samoopredeleniya lichnosti // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1983. №2. pp. 52-59 (in Russia).

3. Lomov B.V. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. M., 1984. P. 173.

4. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E. Professional'noe psihologicheskoe konsul'tirovanie [Professional psychological counseling] - Moscow, 2012.

5. Mitina L.M. Lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka v novyh social'no-ekonomicheskih usloviyah // Voprosy psihologii. [Questions of psychology]. № 4. 1997. pp. 28-30 (in Russia).

6. Noskova O.G. Tendencii v razvitii problematiki psihologii truda i smezhnyh psihologicheskih disciplin v Rossii konca HH veka // Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin]. Ser.14. Psychology. 2001. №4. pp. 46-56. (in Russia).

7. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: Uchebnoe posobie [Psychology of labor and human dignity: Textbook]. M., 2001. P. 336.

8. Romanova E.S. Psihologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti [Psychology of the professional formation of personality: Dis. ... doctor psychol. sciences]. M., 1992. P. 50.


Login or Create
* Forgot password?