К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья раскрывает актуальность исследований личностно-профессионального становления государственных служащих в системе МВД России. В ней анализируются ведущие подходы к разработке проблемы личностно-профессионального становления, сложившихся в зарубежной и отечественной психологии, что позволяет констатировать следующее: личностно-профессиональное становление следует рассматривать как часть жизненного пути личности, как специфическую форму развития в процессе профессионализации и индивидуализации за счет внешних детерминантов и внутренней активности личности.

Ключевые слова:
психология труда; профессионализация; личностно-профессиональное становление; государственный служащий.
Текст

   Одной из наиболее актуальных проблем современной прикладной психологии является психологическое обеспечение профессиональной подготовки и профессионального роста, в том числе на основе действующих психотехнологий профессиональной консультации и ориентации, профессионального развития личности и поддержки карьеры.

    Происходящие сегодня в нашей стране социально-экономические преобразования существенно повлияли на возрастание требований, предъявляемых обществом к профессионалу. В настоящее время в правоохранительной системе на первый план выдвигаются вопросы кадровой политики, связанные с совершенствованием профессионального становления специалистов. Повысилось внимание к работе по оптимизации процесса профессионального становления в системе МВД России, а также к организации и совершенствованию психологического обеспечения деятельности и профессионализации личности специалистов органов внутренних дел. Идет ориентация на широкое использование продуктивных моделей оказания психологической помощи при различных затруднениях в личностно-профессиональном становлении. Индикатором имеющегося неблагополучия профессионального становления сотрудников и госслужащих МВД России служат факты увольнения молодых специалистов из органов внутренних дел, неукомплектованность ведущих служб, отчисления из образовательных учреждений и пр.

   Проблема профессионализации личности активно разрабатывается гуманитарными науками: социологией, психологией, педагогикой и акмеологией. Анализ исследований по психологии в нашей стране, связанных с изучением человека с точки зрения его формирования как субъекта труда, показывает непрерывное увеличение количества подобных исследований [6]. Однако круг проблем, подлежащих психологическому изучению, здесь еще весьма широк.

   Юридическими психологами исследованы психологические особенности труда сотрудников ряда служб правоохранительных органов и личностные качества, обеспечивающие успешную адаптацию и готовность к различным видам оперативно-служебной деятельности (Н.Р. Битянова, В.Л. Васильев, М.В. Кроз, Т.В. Мальцева, В.М. Поздняков, В.Е. Петров, А.Р. Ратинов, И.Е. Реуцкая, В.В. Романов, А.М. Столяренко и др.).

    Вместе с тем проблематика профессионализации специалистов правоохранительных органов, связанная с выявлением условий и факторов, которые предопределяют их успешность в профессионально-личностном росте, считается недостаточно разработанной.

  Создание психологической службы в МВД России послужило толчком к активизации исследований, объектами которых стали госслужащие и сотрудники органов внутренних дел. В данных исследованиях преимущественно затрагиваются вопросы профессиональной ориентации, психологического отбора и адаптации молодых сотрудников правоохранительных органов, условий и факторов, которые предопределяют их успешность в личностно-профессиональном росте, а также психологические особенности процесса профессионального становления личности [4].

   Сегодня в системе МВД России все больше внимания уделяется вопросам разнопланового психологического обеспечения процесса подготовки профессиональных кадров, которое направлено на всестороннее личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. Одной из составных частей здесь выступает психологическое обеспечение, направленное на создание оптимальных условий для эффективного обучения и воспитания, формирования морально-психологических и других профессионально важных качеств специалистов, а также организацию психологической помощи и психологического просвещения курсантов и слушателей.

   Процесс личностно-профессионального становления является не только чрезвычайно сложным с точки зрения объективного и субъективного содержания [3], но и достаточно противоречивым. Е.С Романова указывает на двойственный характер противоречий процесса личностно-профессионального становления: с одной стороны, он «на социальном уровне выступает как противоречие между потребностями общества в профессиональных кадрах и реальными профессионально-жизненными планами людей», а с другой стороны, «на индивидуально-психологическом уровне – как противоречие между потребностью быть полезным конкретному профессиональному сообществу и потребностью в самореализации» [8].

  Анализ зарубежных и отечественных теорий, посвященных проблеме личностно-профессионального становления, представлен в ряде научных работ (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, М.В. Клищевская, А.В. Кокурин, И.М. Кондаков и А.В. Сухарев, Т.В. Мальцева, Ю.П. Поваренков, Е.С Романова, Е.Ф. Рыбалко, И.Е. Реуцкая и др.).

     Если предпринять категориальный анализ, то в научных работах отечественных психологов по проблематике профессионализации личности используются самые разнообразные термины для описания процесса формирования субъекта труда в рамках профессиональной деятельности. Наиболее часто употребляемыми понятиями, охватывающими весь профессиональный путь личности, наряду с «профессиональным становлением» выступают такие, как: «профессиональное развитие», «профессиональная идентичность», «профессионализация личности», «профессиональная пригодность». Кроме того, используются понятия, обозначающие содержательную специфику отдельных этапов, стадий в целостном процессе профессионального формирования человека: «профессиональное самоопределение», «профессиональная ориентация», «профессиональная консультация», «выбор профессии», «профессиональное обучение», «профессиональная адаптация», «профессиональный отбор» и др.

    Среди вышеуказанных терминов наиболее полно в современных психологических словарях дается определение «профессиональной пригодности», «профессионального отбора», «профессиональной ориентации» и «профессиональной консультации».

  Понятие «профессиональное становление», широко употребляемое в психологических исследованиях для обозначения процесса овладения профессией, не имеет единой трактовки в психологической литературе. Многие исследователи, занимающиеся данной проблемой, дают свое понимание профессионального становления, но зачастую преимущественно в зависимости от предмета и цели проводимого исследования. Так, в работах Т.В. Кудрявцева профессиональное становление понимается как процесс развития личности с начала профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. [2].

     Н.С. Пряжников [7] рассматривает профессиональное становление через анализ составляющих его процессов – профессиональное самоопределение, развитие профессионального самосознания, формирование индивидуального стиля деятельности и самореализация в профессии. Причем последнее понимается и как стремление человека утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости.

    Е.В. Романова рассматривает профессиональное становление как момент развития личности на жизненном пути, предполагающий формирование профессиональной мотивации, управление процессом становления профессиональных способностей и профессионально важных качеств [8].

В рамках психологической концепции профессионального становления разработанной Ю.П. Поваренковым, данный феномен рассматривается как процесс поэтапного развития и реализации субъектом профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации [7].

    Представители акмеологии исследовали профессиональное становление человека, прежде всего, через изучение психических состояний максимальной реализованности человека в труде, т.е. мобилизации им всех своих профессиональных способностей и резервов, обеспечивающих высший уровень профессионального развития на определенном отрезке времени [1].

   Итак, исследования процесса личностно-профессионального становления в отечественной психологии характеризуются не только многочисленностью, но и разносторонностью.

   Многие авторы особое внимание уделили проблеме взаимовлияния профессионального и личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина, А.Р. Фонарев). Так, К.А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает характер связи личности с профессией, прежде всего, как фактор, обусловливающий удовлетворенность настоящим и потенциал движения личности в будущем. Л.М. Митина видит фактором профессионального развития внутреннюю среду личности, ее активность и потребность в самореализации. При этом формой реализации творческого потенциала человека в профессии являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и поведенческая гибкость [5].

   Итак, личностно-профессионального становления характеризуется изменением структуры профессиональной деятельности и ее содержания вместе с личностным ростом специалиста, который находит в ней новые грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. Развитие личности стимулирует преобразования профессиональной деятельности, и прежде всего на основе активности в углублении представлений о ней. Овладение деятельностью на качественно новом уровне, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту. Он же наполняет профессиональную деятельность новым смысловым, в том числе надситуативным содержанием.

     Проведенный анализ ведущих подходов к разработке проблемы личностно-профессионального становления, сложившихся в зарубежной и отечественной психологии, позволяет констатировать, что личностно-профессиональное становление следует рассматривать как часть жизненного пути личности, как специфическую форму развития в процессе профессионализации и индивидуализации за счет внешних детерминантов и внутренней активности личности.

Список литературы

1. Акмеология: Учебник / Под. общ. ред. А.А.Дергача. М., 2002. С. 304-316.

2. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 52-59.

3. Ломов Б.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.173.

4. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование - Москва, 2012.

5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. № 4. 1997. С. 28-30.

6. Носкова О.Г. Тенденции в развитии проблематики психологии труда и смежных психологических дисциплин в России конца ХХ века // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2001. №4. С. 46-56.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие. М., 2001. С. 336.

8. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. … доктора психол. наук. М., 1992. С. 50.


Войти или Создать
* Забыли пароль?