Russian Federation
The article presents a report on the All-Russian scientific-practical conference "Media Literacy of a Modern Teacher" held on October 30-31, 2018, organized on the basis of the Orenburg State Pedagogical University together with the Ministry of Education of the Orenburg Region, Moscow Pedagogical State University, the Institute of Journalism, Communication and Media Education, Department of UNESCO media information literacy and media education of citizens at MPGU.
information age, media literacy, media security, educational space, information technology.
30–31 октября 2018 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» проходила Всесоюзная научно-практическая конференция «Медиаграмотность современного педагога», организованная на базе Оренбургского государственного педагогического университета совместно с Министерством образования Оренбургской области, Московским педагогическим государственным университетом, Институтом журналистики, коммуникаций и медиаобразования, кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ.
В первый день конференции с приветственным словом к собравшимся обратились Дмитрий Владимирович Кулагин, вице-губернатор – заместитель Председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, Вячеслав Александрович Лабузов, министр образования Оренбургской области, Светлана Александровна Алешина, ректор ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и Татьяна Николаевна Владимирова, проректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Они отметили, что проблема медиаграмотности современного педагога – не просто наболевшая, но уже наполнившаяся критической массой в современной педагогической науке. То обстоятельство, что данная конференция проходит в стенах старейшего в России Оренбургского государственного педагогического университета, еще раз доказывает, что современному вузовскому педагогу и школьному учителю как никогда важно своевременно формировать навыки медийного сознания и медиаграмотность в среде учащейся молодёжи, ведь качественное медиаобразование сегодня является обязательным условием для успешной интеграции нового поколения в динамично развивающееся пространство отечественной цифровой экономики.
Основные направления работы конференции были намечены в докладах выступающими на Пленарном заседании. Так, зав. кафедрой Юнеско по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, канд. филол. наук Ирина Владимировна Жилавская (г. Москва), в своем докладе «Современное медиаобразование: актуальная повестка дня» остановилась на том, что «Современное состояние теории медиаобразования таково, что многие положения, разработанные ранее, сегодня требуют определенной корректировки. Более того, сам подход к пониманию теории как к чему-то уже устоявшемуся и неизменному, в настоящее время претерпевает существенные изменения» [1, с. 8]. Указав на несовершенство теоретических разработок медиаобразования, ученый вводит понятие «теория всеобщих медиа», чтобы подчеркнуть ее всеобъемлющий характер и быть отличимыми по отношению к существующим разработкам теории медиа как теории массовых коммуникаций» [1, с. 8].
Профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, д-р филол. наук Ольга Михайловна Скибина (г. Оренбург) в своем докладе «Медиаграмотность современного педагога: проблемы и пути их решения» выделила три аспекта заявленной темы: первое – современный педагог не всегда понимает, что есть медиа, что такое медиасистема, какова её структура, взаимосвязи элементов этой самой системы. Второе – современному педагогу необходимо представлять, как осуществляется коммуникация в этой новой цифровой среде: как построены каналы, по которым передается информация, какова их принадлежность, ориентация, аудитория – не только та, которая читает, слушает, смотрит, но и та, которая сама производит контент (блогеры, к примеру). И третье – знание природы массмедиа, особенностей. Почему, например, infotainment в классическом его понимании чаще всего встречается на телевидении, а серьезная аналитика – до сих пор прерогатива качественных газет? И конечно, надо понимать, что медиа – это ресурсы, которыми надо уметь пользоваться, ибо неверное и бесконтрольное пользование этими ресурсами, в конечном счете, наносит непоправимый вред человеку. Все это должен знать современный педагог. Это и есть медиаграмотность [2, с. 41].
Юрий Юрьевич Черный, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, канд. филос. наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН (г. Москва) в докладе «Медиаобразование в эпоху четвёртой промышленной революции» сообщил, что в последнее время всё чаще звучат слова о наступлении новой промышленной революции, которая охватит не только производственную сферу, но и все без исключения стороны жизни. Под влиянием информационных технологий нового поколения существенным образом изменится и медиасреда. Очередная четвёртая промышленная революция по своему масштабу, объёму и сложности не имеет аналогов во всём предшествующем опыте человечества. Она означает появление полностью цифровой промышленности, основанной на взаимном проникновении индустриальных и информационных технологий. Киберфизические системы, интегрирующие физический, цифровой и биологический миры на основе цифрового станут культурным образцом новой эпохи, подобно тому, как культурным образцом механической эпохи были часы. Медиаобразование как теория и практика самореализации личности в информационном обществе должно строиться не как приспособление к сложившейся реальности, а как коэволюция социального и технологического, т.е. соучастие в её формировании. Для этого принципиальную важность в медиаобразовательном процессе приобретает понимание сути и логики происходящих процессов [3, с. 18].
Профессор кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, д-р филол. наук Ирина Анатольевна Фатеева (г. Москва) в докладе «Практики обеспечения медиабезопасности несовершеннолетних на постсоветском пространстве» выразила обеспокоенность тем, что, несмотря на то, что проблема медиабезопасности в странах бывшего Советского Союза, как и в любых других, есть (это вытекает из специфики современного общества как медиатизированного, т.е. буквально перенасыщенного разного рода средствами массовой информации и коммуникации), само понятие медиабезопасности имеется отнюдь не везде. И.А. Фатеева предложила развести вышеназванные понятия («информационная безопасность» и «медиабезопасность») так же, как разводятся, например, понятия «инфосфера» (то есть информационная сфера) и «медиасфера», как часть и целое. Помочь ребенку научиться защищать себя от медиаугроз призвано медиаобразование. Ученые и практики, зарубежные и отечественные, за несколько десятилетий его существования так и не смогли договориться между собой, что это такое. Важно отметить, что в Европейском союзе законодательные медиаограничения в целях защиты детей были введены раньше, чем в целом в странах СНГ. Она также отметила, что во всех странах Европейского союза особая роль отводится медиаобразованию как средству обеспечения медиабезопасности: там действует решение Европарламента 2008 г. об обязательности медийного образования для всех школьников и будущих школьных учителей. Что же касается стран СНГ, то в большинстве из них такой мощной государственной поддержки медиаобразованию нет, а введение законодательных норм, призванных оградить детей от медиарисков, – это дело последнего десятилетия, при этом значительную роль в формировании национальных законов по защите детей от вредной для них информации сыграл модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в 2009 г. [4, с. 46].
Выступление заведующего кафедрой медиаменеджмента и медиапроизводства Донского государственного технического университета, канд. пед. наук, доцента Дубовера Дениса Анатольевича (г. Ростов-на-Дону) было связано с проблемой медиаобразования как инструмента развития социальных компетенций студентов немедийных направлений. Докладчик раскрыл границы понятия «социальные компетенции», привел результаты анализа практики применения технологий медиаобразования в Донском государственном техническом университете, выявил возможности и дефициты в процессе реализации программ медиаобразования на различных ступенях, обосновал высокий потенциал проектного медиаобразования в достижении softskills [5, с. 60].
Светлана Ивановна Симакова, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета в своем докладе «Медиаобразовательный потенциал инфографических сообщений», рассматривая такую отрасль современной науки о массмедиа и средствах массовой коммуникации, как медиаобразование, раскрыла сущность медиаэстетического компонента при организации обучения. Исследователь полагает, что необходимо в теорию медиаобразования ввести понятие «медиаэстетика». Поскольку в современных СМИ произошел «визуальный поворот», следует обратить внимание на инфографику как перспективный инструмент «упаковки» массовой информации, обладающий медиаэстетическим потенциалом. При этом основное внимание уделяется медиаэстетическому потенциалу инфографических сообщений в массмедиа. На материале анализа публикаций на страницах интернет-сайта газеты «Аргументы и факты», содержащих инфографические материалы, докладчик оценил эффективность реализации этого потенциала в отношении повышения уровня медиакомпетентности аудитории отечественных СМИ. Практическая значимость исследования С.И. Симаковой заключается в возможности использования его результатов в деятельности медиапедагогов и преподавателей журналистских дисциплин отечественных вузов, а также журналистов и дизайнеров, создающих инфографику для современных отечественных печатных и интернет-СМИ [6, 51].
Сергей Михайлович Скибин, заведующий кафедрой литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, д-р филол. наук, профессор довольно эмоционально высказался о порой негативном влиянии медиавоздействия на школьников, приведя в качестве аргументов видеолекции Дмитрия Быкова. Он так и назвал свое выступление «Герои "Капитанской дочки"» в пыльном буране Дмитрия Быкова (к вопросу медиавоздействия на школьников). Докладчик отметил, что одна из актуальных задач сегодняшнего дня – обучить школьников самостоятельной продуктивной работе с информацией, критически воспринимать ее, вырабатывая собственную точку зрения. Анализируя аудиолекцию Дмитрия Быкова о романе «Капитанская дочка», автор показывает, насколько важно осмыслить ценность данного медиатекста для понимания замысла А.С. Пушкина, выделяет сильные и слабые стороны медиавоздействия на детскую аудиторию, помогает учителям выработать собственную позицию по отношению к медиаматериалам, понять степень допустимости использования подобного анализа в преподавании литературы [7, с. 189].
Секционные заседания были по нескольким направлениям и продолжались два дня, что позволило оценить возможности и перспективы развития современного информационного общества, понять специфику медийно-информационной грамотности современного педагога, разобраться в тонкостях образовательного потенциала социальных сетей, увидеть перспективы инвестиционной привлекательности и развития цифрового пространства, в том числе и Оренбургской области.
На секции «Социальные сети и медиаобразование: возможности и риски» (руководитель секции доцент А.П. Прусс) большой интерес и обсуждение вызвал доклад М.С. Перминовой, доцента кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета на тему «Социальные сети как инструмент распространения идеологии терроризма среди молодежной аудитории» [8, с. 313]. Докладчик наметил пути нейтрализации идеологии терроризма среди молодежной аудитории современного интернет-пространства. Также А.А. Морозова, директор Учебного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского университета, поделилась мнением о соцсетях как инструменте продвижения темы медийной безопасности, а также о возможностях и рисках ее реализации [9, с. 307].
Секция «Медиаобразовательный аспект в науке и практике смежных специальностей: культурология, социология, психология, литература, лингвистика, информационная безопасность и др.» (руководитель секции профессор С.В. Любичанковский) выступили как педагоги вузов, так и школьные учителя – М.М. Барсукова с докладом на тему: «Медиаобразовательное проектирование в работе городского методического объединения учителей информатики» [10, с. 100] и Т.Г. Перепеляк «Медиальность как одна из особенностей журналистского дискурса (на базе современного немецкого языка)» [11, с. 343].
Особый интерес «Медиасреда как фактор социализации лиц с ОВЗ» (руководитель секции доцент А.А. Воронова). В рамках конференции прошла секция «Медиасреда как фактор социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Ее участники отметили, что медиасреда связывает людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с окружающим миром, информирует, развлекает, оказывает воздействие на его мнение и поведение, формирует у него нравственно-эстетические ценности. Дистанцирование лиц с ОВЗ от медиасреды таит в себе опасность их изоляции от общества. Необходима подготовка людей с ОВЗ к вхождению в медиапространство, к работе с медиасредствами. Но такое вхождение сопряжено с рядом трудностей, вызванных особенностями развития таких людей, подчеркнула в своем выступлении Ю.А. Королева, канд. психол. наук, зав. кафедрой специальной психологии ОГПУ. К ним можно отнести диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития, снижение уровня познавательной активности, снижение работоспособности, повышенную утомляемость, снижение способности к приему и переработке информации и др.
На секции «Школьные и вузовские средства информации: традиции и новаторство» (руководитель секции доцент М.С. Халиуллина) прозвучали доклады о создании медиаконтента в школьной телестудии (доцент Т.М. Жаплова), о модели школьной газеты на иностранном языке (магистрант И.В. Сигов), о решении вопросов сотрудничества профессиональных и школьных медиа (доцент С.В. Лебедева, г. Екатеринбург). На секции «Современная концепция медиаобразования и медиаобразовательные практики» (руководитель секции профессор Г.И. Щербакова Тольяттинского государственного университета) бурно обсуждались проблемы медиаобразования педагога в системе непрерывного образования (доцент Н.А. Сизинцева), использования медиатехнологий в гуманитарном образовании (доцент С.Н. Полькина), а также роли факультатива по основам медиаобразования (магистрант А.В. Кочетков).
На секции «Медийно-информационная грамотность различных социальных групп» (руководитель секции профессор О.М. Косянова) дискуссионным было выступление А.В. Мишучковой, выступившей с докладом об информационной и духовной безопасности современной российской семьи. Активное обсуждение затрагивало вопросы методов противодействия манипуляциям со стороны массмедиа, а также технологической составляющей контрпропаганды, нацеленной против деструктивных ценностей. Н.С. Кудакова выступила с докладом о медиаобразовании младших школьников, в котором на примере авторских сетевых проектов не только раскрыла потенциал, но и предоставила достигнутые результаты эффективного формирования медиаграмотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Е.Е. Капкова представила доклад о результатах поэтапной реализации стратегии маркетинговой коммуникации на примере работы оренбургской МОБУ СОШ № 34. Особый интерес вызвала демонстрация практических достижений учащихся школы – созданный ими медиапродукт (смонтированный учениками фильм к юбилею школы). С.В. Попова, выступавшая с докладом о роли медиа в ориентации подростков на ценности отечественной культуры, заинтересовала слушателей созданными учащимися медиапродуктами, воплощающими в себе результат взаимодействия исторического наследия оренбургского края и современной цифровой информационной культуры.
На конференции активно работали также секции по актуальным научным направлениям: «Педагогические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в подростково-молодежной среде» (руководитель секции профессор В.И. Попова), «Особенности медиаобразовательной подготовки в системе дополнительного образования и медиаобразование дошкольников» (руководитель секции доцент А.А. Муратова). «Медиаобразовательный аспект в науке и практике преподавания иностранного языка» (руководитель секции профессор Л.В. Колобова).
Большой интерес вызвал доклад У.С. Перцевой, аспиранта кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, магистра медиаобразования на тему «Проблемное поле медийно-информационной грамотности современного педагога: социологический анализ». Согласно выводам молодого исследователя, современного педагога, как вузовского, так и школьного отличает достаточно низкий уровень теоретической подготовки и высокий уровень пассивности в сфере онлайн коммуникаций [12, c.166].
О подготовке современного учителя к работе с медиасредой для сохранения ценностей отечественной культуры на конференции сделали научные сообщения профессора Оренбургского государственного педагогического университета И.Е. Брякова и Н.Д. Садомская. Вопросы о роли медиасреды в формировании ценностных ориентаций детей и молодежи в условиях межкультурной коммуникации были поставлены в научных докладах профессора В.И. Поповой, а также педагогов образовательных организаций (И.В. Гонышевой, директора МБОУ «Школа имени А.И. Гонышева, Л.Р. Купаевой, заместителя директора по воспитательной работе МОАУ «Лицей № 6» г. Оренбурга; А.Д. Ярославцевой, учителя русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 6» г. Оренбурга; Е.Э. Федорец, учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 115». Эти и многие другие социально острые проблемы современного образования были подняты на секциях и аргументированно изложены докладчиками.
Подводя итоги конференции, можно сделать вывод о том, что современному вузовскому педагогу и школьному учителю как никогда важно своевременно формировать навыки медийного сознания и медиаграмотность в среде учащейся молодёжи. Ведь качественное медиаобразование сегодня является обязательным условием для успешной интеграции нового поколения в динамично развивающееся пространство отечественной цифровой экономики.
Всего на конференции было заявлено 120 докладов с участием преподавателей высших учебных заведений педагогов образовательных организаций и дополнительного образования. На конференции выступили ученые из городов Оренбурга, Москвы, Екатеринбурга, Перми, Тольятти, Челябинска, Ростова-на-Дону и Арзамаса.
К началу конференции было собрано и подготовлено к публикации более 164-х статей. Сборник, общим объемом 1076 стр., выпущен в 3 томах количеством 500 экз. Сборник будет размещен в РИНЦ.
1. Zhilavskaya I.V. Teoriya vseobschih media kak novoe osnovanie dlya sovremennoy teorii mediaobrazovaniya // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 8-17.
2. Skibina O.M. Mediagramotnost' sovremennogo pedagoga kak problema // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 40-45.
3. Chernyy Yu.Yu. Mediaobrazovanie v epohu chetvertoy promyshlennoy revolyucii // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga», - 2018. - S. 18-23.
4. Fateeva I.A. Praktiki obespecheniya mediabezopasnosti nesovershennoletnih na postsovetskom prostranstve // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 46-50.
5. Dubover D.A. Mediaobazovanie kak sreda razvitiya social'nyh kompetenciy u obuchayuschihsya razlichnyh obrazovatel'nyh stupeney // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 60-65.
6. Simakova I.S. Mediaesteticheskiy komponent pri organizacii obucheniya // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga», - 2018. - S. 51-59.
7. Skibin S.M. Geroi «Kapitanskoy dochki» v pyl'nom burane Dmitriya Bykova (k voprosu mediavozdeystviya na shkol'nikov) // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 189-195.
8. Perminova M.S. Social'nye seti kak instrument vliyaniya terroristov na molodezhnuyu auditoriyu // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 313-319.
9. Morozova A.A. Social'nye seti kak instrument prodvizheniya temy mediynoy bezopasnosti: vozmozhnosti i riski realizacii // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 307-312.
10. Barsukova M.M. Mediaobrazovatel'noe proektirovanie v rabote gorodskogo metodicheskogo ob'edineniya uchiteley informatiki // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 100-103.
11. Perepelyak T.G. Medial'nost' kak odna iz osobennostey zhurnalistskogo diskursa (na materiale sovremennogo nemeckogo yazyka) // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 3. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / Sost. i nauch. red. O.M. Skibina, I.V. Zhilavskaya. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 343-347.
12. Perceva U.S. Problemnoe pole mediyno-informacionnoy gramotnosti pedagoga: sociologicheskiy analiz // Mediyno-informacionnaya gramotnost' sovremennogo pedagoga: v 3 ch. Ch. 1. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Orenburg, Orenburgskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 30-31 oktyabrya 2018 g. / sost. i nauchn. red. O.M. Skibina. - Orenburg: Izdatel'stvo «Orenburgskaya kniga». - 2018. - S. 161-166.