МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен отчет о проходившей 30–31 октября 2018 г. Всероссийской научно-практической конференции «Медиаграмотность современного педагога», организованной на базе Оренбургского государственного педагогического университета совместно с Министерством образования Оренбургской области, Московским педагогическим государственным университетом, Институтом журналистики, коммуникаций и медиаобразования, кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ.

Ключевые слова:
информационная эпоха, медиаграмотность, медиабезопасность, образовательное пространство, информационные технологии.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

30–31 октября 2018 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» проходила Всесоюзная научно-практическая конференция «Медиаграмотность современного педагога», организованная на базе Оренбургского государственного педагогического университета совместно с Министерством образования Оренбургской области, Московским педагогическим государственным университетом, Институтом журналистики, коммуникаций и медиаобразования, кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ.

В первый день конференции с приветственным словом к собравшимся обратились Дмитрий Владимирович Кулагин, вице-губернатор – заместитель Председателя Правительства – руководитель аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, Вячеслав Александрович Лабузов, министр образования Оренбургской области, Светлана Александровна Алешина, ректор ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и Татьяна Николаевна Владимирова, проректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Они отметили, что проблема медиаграмотности современного педагога – не просто наболевшая, но уже наполнившаяся  критической массой в современной педагогической науке. То обстоятельство, что данная конференция проходит в стенах старейшего в России Оренбургского государственного педагогического университета, еще раз доказывает, что современному вузовскому педагогу и школьному учителю как никогда важно своевременно формировать навыки медийного сознания и медиаграмотность в среде учащейся молодёжи, ведь качественное медиаобразование сегодня является обязательным условием для успешной интеграции нового поколения в динамично развивающееся пространство отечественной цифровой экономики.

Основные направления работы конференции были намечены в докладах выступающими на Пленарном заседании. Так, зав. кафедрой Юнеско по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, канд. филол. наук Ирина Владимировна Жилавская (г. Москва), в своем докладе «Современное медиаобразование: актуальная повестка дня» остановилась на том, что «Современное состояние теории медиаобразования таково, что многие положения, разработанные ранее, сегодня требуют определенной корректировки. Более того, сам подход к пониманию теории как к чему-то уже устоявшемуся и неизменному, в настоящее время претерпевает существенные изменения» [1, с. 8]. Указав на несовершенство теоретических разработок медиаобразования, ученый вводит понятие «теория всеобщих медиа», чтобы подчеркнуть ее всеобъемлющий характер и быть отличимыми по отношению к существующим разработкам теории медиа как теории массовых коммуникаций» [1, с. 8].

Профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, д-р филол. наук Ольга Михайловна Скибина (г. Оренбург) в своем докладе «Медиаграмотность современного педагога: проблемы и пути их решения» выделила три аспекта заявленной темы: первое – современный педагог не всегда понимает, что есть медиа, что такое медиасистема, какова её структура, взаимосвязи элементов этой самой системы. Второе – современному педагогу необходимо представлять, как осуществляется коммуникация в этой новой цифровой среде: как построены каналы, по которым передается информация, какова их принадлежность, ориентация, аудитория – не только та, которая читает, слушает, смотрит, но и та, которая сама производит контент (блогеры, к примеру). И третье – знание природы массмедиа, особенностей. Почему, например, infotainment в классическом его понимании чаще всего встречается на телевидении, а серьезная аналитика – до сих пор прерогатива качественных газет? И конечно, надо понимать, что медиа – это ресурсы, которыми надо уметь пользоваться, ибо неверное и бесконтрольное пользование этими ресурсами, в конечном счете, наносит непоправимый вред человеку. Все это должен знать современный педагог. Это и есть медиаграмотность [2, с. 41].

Юрий Юрьевич Черный, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, канд. филос. наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН (г. Москва) в докладе «Медиаобразование в эпоху четвёртой промышленной революции» сообщил, что в последнее время всё чаще звучат слова о наступлении новой промышленной революции, которая охватит не только производственную сферу, но и все без исключения стороны жизни. Под влиянием информационных технологий нового поколения существенным образом изменится и медиасреда. Очередная четвёртая промышленная революция по своему масштабу, объёму и сложности не имеет аналогов во всём предшествующем опыте человечества. Она означает появление полностью цифровой промышленности, основанной на взаимном проникновении индустриальных и информационных технологий. Киберфизические системы, интегрирующие физический, цифровой и биологический миры на основе цифрового станут культурным образцом новой эпохи, подобно тому, как культурным образцом механической эпохи были часы. Медиаобразование как теория и практика самореализации личности в информационном обществе должно строиться не как приспособление к сложившейся реальности, а как коэволюция социального и технологического, т.е. соучастие в её формировании. Для этого принципиальную важность в медиаобразовательном процессе приобретает понимание сути и логики происходящих процессов [3, с. 18].

Профессор кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, д-р филол. наук Ирина Анатольевна Фатеева  (г. Москва) в докладе «Практики обеспечения медиабезопасности несовершеннолетних на постсоветском пространстве» выразила обеспокоенность тем, что, несмотря на то, что проблема медиабезопасности в странах бывшего Советского Союза, как и в любых других, есть (это вытекает из специфики современного общества как медиатизированного, т.е. буквально перенасыщенного разного рода средствами массовой информации и коммуникации), само понятие медиабезопасности имеется отнюдь не везде. И.А. Фатеева предложила развести вышеназванные понятия («информационная безопасность» и «медиабезопасность») так же, как разводятся, например, понятия «инфосфера» (то есть информационная сфера) и «медиасфера», как часть и целое. Помочь ребенку научиться защищать себя от медиаугроз призвано медиаобразование. Ученые и практики, зарубежные и отечественные, за несколько десятилетий его существования так и не смогли договориться между собой, что это такое. Важно отметить, что в Европейском союзе законодательные медиаограничения в целях защиты детей были введены раньше, чем в целом в странах СНГ. Она также отметила, что во всех странах Европейского союза особая роль отводится медиаобразованию как средству обеспечения медиабезопасности: там действует решение Европарламента 2008 г. об обязательности медийного образования для всех школьников и будущих школьных учителей. Что же касается стран СНГ, то в большинстве из них такой мощной государственной поддержки медиаобразованию нет, а введение законодательных норм, призванных оградить детей от медиарисков, – это дело последнего десятилетия, при этом значительную роль в формировании национальных законов по защите детей от вредной для них информации сыграл модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в 2009 г. [4, с. 46].

Выступление заведующего кафедрой медиаменеджмента и медиапроизводства Донского государственного технического университета, канд. пед. наук, доцента Дубовера Дениса Анатольевича (г. Ростов-на-Дону) было связано с проблемой  медиаобразования как инструмента развития социальных компетенций студентов немедийных направлений. Докладчик раскрыл границы понятия «социальные компетенции», привел результаты анализа практики применения технологий медиаобразования в Донском государственном техническом университете, выявил возможности и дефициты в процессе реализации программ медиаобразования на различных ступенях, обосновал высокий потенциал проектного медиаобразования в достижении softskills [5, с. 60].

Светлана Ивановна Симакова, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета в своем докладе  «Медиаобразовательный потенциал инфографических  сообщений»,   рассматривая такую отрасль современной науки о массмедиа и средствах массовой коммуникации, как медиаобразование,  раскрыла сущность медиаэстетического компонента при организации обучения. Исследователь полагает, что необходимо  в теорию медиаобразования ввести понятие «медиаэстетика». Поскольку в современных  СМИ  произошел «визуальный поворот», следует обратить внимание на инфографику как перспективный инструмент «упаковки» массовой информации, обладающий медиаэстетическим потенциалом. При этом основное внимание уделяется медиаэстетическому потенциалу инфографических сообщений в массмедиа. На материале анализа публикаций на страницах интернет-сайта газеты «Аргументы и факты», содержащих инфографические материалы, докладчик оценил эффективность реализации этого потенциала в отношении повышения уровня медиакомпетентности аудитории отечественных СМИ. Практическая значимость исследования С.И. Симаковой заключается в возможности использования его результатов в деятельности медиапедагогов и преподавателей журналистских дисциплин отечественных вузов, а также журналистов и дизайнеров, создающих инфографику для современных отечественных печатных и интернет-СМИ [6, 51].

Сергей Михайлович Скибин, заведующий кафедрой литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, д-р филол. наук, профессор довольно эмоционально высказался о порой негативном влиянии медиавоздействия на школьников, приведя в качестве аргументов видеолекции Дмитрия Быкова. Он так и назвал свое выступление «Герои "Капитанской дочки"» в пыльном буране Дмитрия Быкова (к вопросу медиавоздействия на школьников). Докладчик отметил, что одна из актуальных задач сегодняшнего дня – обучить школьников самостоятельной продуктивной работе с информацией, критически воспринимать ее, вырабатывая собственную точку зрения. Анализируя аудиолекцию Дмитрия Быкова о романе «Капитанская дочка», автор показывает, насколько важно осмыслить ценность данного медиатекста для понимания замысла А.С. Пушкина, выделяет сильные и слабые стороны медиавоздействия на детскую аудиторию, помогает учителям выработать собственную позицию по отношению к медиаматериалам, понять степень допустимости использования подобного анализа в преподавании литературы [7, с. 189].

Секционные заседания были по нескольким направлениям и продолжались два дня, что позволило оценить возможности и перспективы развития современного информационного общества, понять специфику медийно-информационной грамотности современного педагога, разобраться в тонкостях образовательного потенциала социальных сетей, увидеть перспективы инвестиционной привлекательности и развития цифрового пространства, в том числе и Оренбургской области.

На секции «Социальные сети и медиаобразование: возможности и риски» (руководитель секции  доцент А.П. Прусс) большой интерес и обсуждение вызвал доклад  М.С. Перминовой, доцента кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета на тему «Социальные сети как инструмент распространения идеологии терроризма среди молодежной аудитории» [8, с. 313]. Докладчик наметил пути нейтрализации идеологии терроризма среди молодежной аудитории современного интернет-пространства. Также А.А. Морозова, директор Учебного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского университета, поделилась мнением о соцсетях как инструменте продвижения темы медийной безопасности, а также о возможностях и рисках ее реализации [9, с. 307].

Секция «Медиаобразовательный аспект в науке и практике смежных специальностей:  культурология, социология, психология, литература, лингвистика, информационная безопасность  и др.» (руководитель секции  профессор С.В. Любичанковский) выступили как педагоги вузов, так и школьные учителя – М.М. Барсукова с докладом на тему: «Медиаобразовательное проектирование в работе городского методического объединения учителей информатики» [10, с. 100] и Т.Г. Перепеляк «Медиальность как одна из особенностей журналистского дискурса (на базе современного немецкого языка)» [11, с. 343].

Особый интерес «Медиасреда как фактор социализации лиц с ОВЗ» (руководитель секции  доцент А.А. Воронова). В рамках конференции прошла секция «Медиасреда как фактор социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Ее участники отметили, что медиасреда связывает людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с окружающим миром, информирует, развлекает, оказывает воздействие на его мнение и поведение, формирует у него нравственно-эстетические ценности. Дистанцирование лиц с ОВЗ от медиасреды таит в себе опасность их изоляции от общества. Необходима подготовка людей с ОВЗ к вхождению в медиапространство, к работе с медиасредствами. Но такое вхождение сопряжено с рядом трудностей, вызванных особенностями развития таких людей, подчеркнула в своем выступлении Ю.А. Королева, канд. психол. наук, зав. кафедрой специальной психологии ОГПУ. К ним можно отнести диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития, снижение уровня познавательной активности, снижение работоспособности, повышенную утомляемость, снижение способности к приему и переработке информации и др.

На секции  «Школьные и вузовские средства информации: традиции и новаторство» (руководитель секции  доцент М.С. Халиуллина) прозвучали доклады о создании медиаконтента в школьной телестудии (доцент Т.М. Жаплова), о модели школьной газеты на иностранном языке (магистрант И.В. Сигов), о решении вопросов сотрудничества  профессиональных и школьных медиа (доцент С.В. Лебедева, г. Екатеринбург). На секции  «Современная концепция медиаобразования и медиаобразовательные практики» (руководитель секции  профессор Г.И. Щербакова Тольяттинского государственного университета) бурно обсуждались проблемы медиаобразования педагога в системе непрерывного образования (доцент Н.А. Сизинцева), использования медиатехнологий в гуманитарном образовании (доцент С.Н. Полькина), а также роли факультатива по основам медиаобразования (магистрант А.В. Кочетков).

На секции  «Медийно-информационная грамотность различных социальных групп» (руководитель секции  профессор О.М. Косянова) дискуссионным было выступление А.В. Мишучковой, выступившей с докладом об информационной и духовной безопасности современной российской семьи. Активное обсуждение затрагивало вопросы методов противодействия манипуляциям со стороны массмедиа, а также технологической составляющей контрпропаганды, нацеленной против деструктивных ценностей. Н.С. Кудакова выступила с докладом о медиаобразовании младших школьников, в котором на примере авторских сетевых проектов не только раскрыла потенциал, но и предоставила достигнутые результаты эффективного формирования медиаграмотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Е.Е. Капкова представила доклад о результатах поэтапной реализации стратегии маркетинговой коммуникации на примере работы оренбургской МОБУ СОШ № 34. Особый интерес вызвала демонстрация практических достижений учащихся школы – созданный ими медиапродукт (смонтированный учениками фильм к юбилею школы).   С.В. Попова, выступавшая с докладом о роли медиа в ориентации подростков на ценности отечественной культуры, заинтересовала слушателей созданными учащимися медиапродуктами, воплощающими в себе результат взаимодействия исторического наследия оренбургского края и современной цифровой информационной культуры.

На конференции активно работали также секции по актуальным научным направлениям: «Педагогические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в подростково-молодежной среде» (руководитель секции профессор В.И. Попова), «Особенности медиаобразовательной подготовки в системе дополнительного образования и медиаобразование дошкольников» (руководитель секции  доцент А.А. Муратова). «Медиаобразовательный аспект в науке и практике преподавания иностранного языка» (руководитель секции  профессор Л.В. Колобова).

Большой интерес вызвал доклад У.С. Перцевой, аспиранта кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, магистра медиаобразования на тему «Проблемное поле медийно-информационной грамотности современного педагога: социологический анализ». Согласно выводам молодого исследователя, современного педагога, как вузовского, так и школьного отличает достаточно низкий уровень теоретической подготовки и высокий уровень пассивности в сфере онлайн коммуникаций [12, c.166].

О подготовке современного учителя к работе с медиасредой для сохранения ценностей отечественной культуры на конференции сделали научные сообщения профессора Оренбургского государственного педагогического университета И.Е. Брякова и Н.Д. Садомская. Вопросы о роли медиасреды в формировании ценностных ориентаций детей и молодежи в условиях межкультурной коммуникации были поставлены в научных докладах профессора В.И. Поповой, а также педагогов образовательных организаций  (И.В. Гонышевой, директора МБОУ «Школа имени А.И. Гонышева, Л.Р. Купаевой,  заместителя директора по воспитательной работе МОАУ «Лицей № 6» г. Оренбурга;  А.Д. Ярославцевой, учителя русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 6» г. Оренбурга; Е.Э. Федорец, учителя-логопеда  МБДОУ «Детский сад  № 115». Эти и многие другие социально острые проблемы современного образования были подняты на секциях и аргументированно изложены докладчиками.

Подводя итоги конференции, можно сделать вывод о том, что современному вузовскому педагогу и школьному учителю как никогда важно своевременно формировать навыки медийного сознания и медиаграмотность в среде учащейся молодёжи. Ведь качественное медиаобразование сегодня является обязательным условием для успешной интеграции нового поколения в динамично развивающееся пространство отечественной цифровой экономики.

Всего на конференции было заявлено 120 докладов с участием преподавателей высших учебных заведений педагогов образовательных организаций и дополнительного образования. На конференции выступили ученые из городов Оренбурга, Москвы, Екатеринбурга, Перми, Тольятти, Челябинска, Ростова-на-Дону и Арзамаса.

К началу конференции было собрано и подготовлено к публикации более 164-х статей. Сборник, общим объемом 1076 стр., выпущен в 3 томах количеством 500 экз. Сборник будет размещен в РИНЦ.

Список литературы

1. Жилавская И.В. Теория всеобщих медиа как новое основание для современной теории медиаобразования // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 8-17.

2. Скибина О.М. Медиаграмотность современного педагога как проблема // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 40-45.

3. Чёрный Ю.Ю. Медиаобразование в эпоху четвёртой промышленной революции // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», - 2018. - С. 18-23.

4. Фатеева И.А. Практики обеспечения медиабезопасности несовершеннолетних на постсоветском пространстве // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 46-50.

5. Дубовер Д.А. Медиаобазование как среда развития социальных компетенций у обучающихся различных образовательных ступеней // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 60-65.

6. Симакова И.С. Медиаэстетический компонент при организации обучения // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», - 2018. - С. 51-59.

7. Скибин С.М. Герои «Капитанской дочки» в пыльном буране Дмитрия Быкова (к вопросу медиавоздействия на школьников) // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 189-195.

8. Перминова М.С. Социальные сети как инструмент влияния террористов на молодежную аудиторию // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 313-319.

9. Морозова А.А. Социальные сети как инструмент продвижения темы медийной безопасности: возможности и риски реализации // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 307-312.

10. Барсукова М.М. Медиаобразовательное проектирование в работе городского методического объединения учителей информатики // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 100-103.

11. Перепеляк Т.Г. Медиальность как одна из особенностей журналистского дискурса (на материале современного немецкого языка) // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / Сост. и науч. ред. О.М. Скибина, И.В. Жилавская. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 343-347.

12. Перцева У.С. Проблемное поле медийно-информационной грамотности педагога: социологический анализ // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / сост. и научн. ред. О.М. Скибина. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга». - 2018. - С. 161-166.

Войти или Создать
* Забыли пароль?