READINESS OF STAFF TO PERCEPTION AND INTRODUCTION OF MODERN TECHNOLOGY AND TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL PRODUCTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Technical progress and modernization of agricultural production lead to fluctuations in the level of demand and supply in the labor market and provoke a number of social and economic problems: rising unemployment, underemployment, chronic shortages or redundancy of certain professions, aging of staff, low wages, leading to high the turnover of personnel in agriculture, the reduction of labor competitiveness and the growth of social tension in society. In the conditions of increasing use of innovative technologies in agricultural production, qualified personnel become more and more popular every year, as well as receiving permanent additional education. However, the ongoing positive changes in mechanization and automation of production do not significantly affect the social and economic development of the rural population, which leads to staff turnover and aging of the workforce. In this regard, the purpose of the publication is to study the changes in the gender and quantity composition of workers in agricultural enterprises, assess the socio-economic conditions of rural development. The analysis of the state and trends of the personnel potential, the impact of the changes in technical and technological support on the deepening of its professional and qualification of the division of labor, which should ultimately be taken into account in the development of conceptual provisions for the forecasting of labor resources. Based on the results of the analysis, the causes of the identified problems were identified and measures for their solution were proposed.

Keywords:
technical progress, staffing division of labor, wages, labor, agriculture, vocational and additional education.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Кадры это квалифицированные, специально подготовленные для той или иной деятельности работники, причем целесообразное их использование в силу их способностей, образования, знаний, приобретенному опыту, личным качествам может обеспечить эффективное функционирование производства. Н.К.Долгушкин определяет кадровый потенциал как категорию, характеризующую совокупность общих и профессиональных знаний, умений, трудовых навыков и социальных качеств работников, занятых в определенной сфере деятельности – на предприятии, учреждении, в отрасли [1, 2].

Понятие кадрового потенциала должно включать в себя ряд аспектов. Понятие «кадровый потенциал», с одной стороны, включает трудовые ресурсы, с другой, является квалификационной и профессиональной характеристикой трудового потенциала, и при этом связан, как любой потенциал, с резервами и возможностями человека [3]

Трудовые ресурсы и кадры являются лишь носителями соответствующих потенциалов. Основой всех рассматриваемых категорий является рабочая сила как совокупность всех способностей человека, используемых им при производстве благ, услуг, идей. Но способности, качества, ценности и интересы человека намного шире, чем способности к труду. Эффективность производства зависит от всестороннего учета разнообразных качеств человека, его индивидуальных особенностей и склонностей, от уровня созданных человеку условий для творчества, проявления «себя», развития. Здесь упор делается на понимание роли человеческой мотивации и поведения людей, сопоставления внутренних возможностей человека с ожиданием от его деятельности. Кроме того, развитие человеческого капитала зависит от условий социализации новых поколений, от генофонда, особенностей национальной культуры [2].

Условия, материалы и методы исследований. На состояние системы кадрового обеспечения сельского хозяйства России значительное влияние оказывают демографическая и трудоресурсная ситуация в сельских территориях [4]. 

Так, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2017 г. составляла 146,8 млн человек, из которых 37,8 млн сельские жители. Число россиян по сравнению с 2010 г. увеличилось на 4 млн. чел., или на 2,8%. Однако численность сельского населения за этот же период не изменилась (рисунок 1).

По данным Росстата резкое снижение численности занятого сельского населения наблюдается с 2005 года.  В результате в 2016 году доля занятого сельского населения в общей его структуре составила 9,1%, (против 11,2% в 2005 г.). Если рассматривать возрастную структуру кадров (рисунок 2), то наглядно видно старение кадрового потенциала работников села.

Наибольшая группа занятого населения села приходиться на возрастную группу от 50 

до 59 лет 1324 тыс. чел., то есть предпенсионного и пенсионного возраста в зависимости от принадлежности к полу. Средний возраст работников – 40,7 лет.  Анализируя численность занятых мужчин и женщин в сельском хозяйстве, отметим, что наибольшую долю по половому признаку в числе работников занимают мужчины, причем в сравнении с 2010 годом в 2016 году наблюдается снижение численности как мужчин на 27,4%, так и женщин на 33,7% по всем видам профессий данной отрасли. Исследуя численность безработных, необходимо отметить снижение уровня данного показателя, в основном за счет снижения численности сельского населения и уменьшения численности работников села (рисунок 3).

Переход аграрного сектора экономики на инновационную модель развития в значительной степени определяется готовностью кадров к восприятию и внедрению современной техники и технологий в сельхозпроизводство. В системе кадрового обеспечения отрасли эту задачу должно решать высшее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование. На рисунке 4 показана динамика подготовки специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства за 2010-2016 гг.

Анализ графиков свидетельствует о снижении объемов обучения специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Так, отчетливо прослеживается за период с 2010 года по 2016 год общая тенденция снижения доли обучающихся в системе подготовки специалистов среднего звена на 10,8%, квалифицированных рабочих и служащих – на 58,1%. Это объясняется ростом использования инновационных технологий в сельхозпроизводстве, когда с каждым годом все более востребованными становятся квалифицированные рабочие кадры, а также получение постоянного дополнительного образования. Доля рабочих, получивших дополнительное профессиональное обучение во всех формах (с отрывом и без отрыва от производства), составила в 2016 г. 26241 чел., что на 68,8% выше уровня 2010 года.

 

References

1. Dolgushkin N.K. Formirovanie kadrovogo potentsiala selskogo khozyaystva (voprosy teorii i praktiki). [Formation of the human resources potential of agriculture (theory and practice issues)]. M.: FGNU “Rosinformagrotekh”, 2001. - 304. P. 44.

2. Brykina N.V., Postnova, M.V. Kadrovoe obespechenie ekonomiki regiona v usloviyakh krizisa: Monografiya. [Staffing the economy of the region in a crisis: Monograph]. - Ulyanovsk: UGSKhA im. P.A. Stolypina, 2012. - P. 218.

3. Naumova T.B. Additional professional education in the system of continuous education. [Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya]. / T.B. Naumov // Kompetentnost. - Competence. - 2009. -№5. - P. 10-16.

4. Kozlov A.V. Kadrovoe obespechenie selskogo khozyaystva v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya: dis. ... d-ra ekon. nauk.: 08.00.05. (Personnel supply of agriculture in the conditions of innovative development: dissertation for a degree of Doctor of Economic Sciences: 08.00.05). / Kozlov Aleksey Vladimirovich.- M., 2015. - P. 349.

5. Trud i zanyatost v Rossii. 2017: Stat.sb. [Labor and employment in Russia. 2017: Statistical collection]. Rosstat P. 261 - Vol. 78 M., P. 2017.

6. Kamenskaya E. V. Poverty of the rural population - a global problem in rural areas of Russia. [Bednost selskogo naseleniya - globalnaya problema selskikh territoriy Rossii]. / E.V. Kamenskaya // Molodoy uchenyy. - Young Scientist.-2016. -№9. - P. 997-999. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://moluch.ru/archive/113/29138/ (date of access: 24.04.2018).

7. Subaeva, A.K., Zamaidinov, A.A. Methods of agricultural machinery market regulation// International Business Management .Year: 2015.Volume: 9. Issue: 7.Page No.: 1780-1784

8. Subaeva, A.K., Malinina N.V. Current condition of Russian agricultural engineering market // Life Science Journal. Acta Zhengzhou University Overseas Edition (Life Sci J). ISSN: 1097-8135. Volume 11 - Special Issue 9 (Supplement)

9. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya APK Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: osnovnye polozheniya. (Forecast of scientific and technological development of the agroindustrial complex of the Russian Federation for the period until 2030: basic provisions). Available at: https://issek.hse.ru/data/2016/05/25/1131427693/ (Data obrashcheniya: 4.05.2018).

10. Subaeva, A.K., Zamaidinov, A.A. Technological infrastructure of agriculture in providing economic growth of the agrarian sector // v-snik-nac-onalno-akadem-ker-vnih-kadr-v-kulturi-mistectv№ 4 (2) (2017), 153-156.

Login or Create
* Forgot password?