ГОТОВНОСТЬ КАДРОВ К ВОСПРИЯТИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Технический прогресс и модернизация аграрного производства приводят к колебаниям уровня спроса и предложения на рынке труда и провоцируют появление ряда социально-экономических проблем: рост безработицы, неполная занятость, хронический дефицит либо избыточность кадров определенных профессий, старение кадров, низкий уровень заработной платы, приводящий к высокой текучести кадров в сельском хозяйстве, снижение конкурентоспособности рабочей силы и росту социальной напряженности в обществе. В условиях роста использования инновационных технологий в сельхозпроизводстве с каждым годом все более востребованными становятся квалифицированные рабочие кадры, а также получение постоянного дополнительного образования. Однако происходящие положительные изменения в механизации и автоматизации производства не значительно отражаются на социально-экономическом развитии сельского населения, что приводит к текучести кадров и старению рабочих кадров. В этой связи цель публикации заключается в изучении изменений гендерного и количественного состава работников сельскохозяйственных предприятий, оценке социально-экономических условий развития сельского населения. Проведен анализ состояния и тенденций кадрового потенциала, влияния происходящих изменений в технико-технологическом обеспечении на углубление его профессионально-квалификационное разделения труда, что в конечном итоге должно учитываться при разработке концептуальных положений прогнозирования трудовых ресурсов. По результатам проведенного анализа определены причины выявленных проблем и предложены меры по их решению.

Ключевые слова:
технический прогресс, кадровое обеспечение разделения труда, заработная плата, рабочая сила, сельское хозяйство, профессиональное и дополнительное образование.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Кадры это квалифицированные, специально подготовленные для той или иной деятельности работники, причем целесообразное их использование в силу их способностей, образования, знаний, приобретенному опыту, личным качествам может обеспечить эффективное функционирование производства. Н.К.Долгушкин определяет кадровый потенциал как категорию, характеризующую совокупность общих и профессиональных знаний, умений, трудовых навыков и социальных качеств работников, занятых в определенной сфере деятельности – на предприятии, учреждении, в отрасли [1, 2].

Понятие кадрового потенциала должно включать в себя ряд аспектов. Понятие «кадровый потенциал», с одной стороны, включает трудовые ресурсы, с другой, является квалификационной и профессиональной характеристикой трудового потенциала, и при этом связан, как любой потенциал, с резервами и возможностями человека [3]

Трудовые ресурсы и кадры являются лишь носителями соответствующих потенциалов. Основой всех рассматриваемых категорий является рабочая сила как совокупность всех способностей человека, используемых им при производстве благ, услуг, идей. Но способности, качества, ценности и интересы человека намного шире, чем способности к труду. Эффективность производства зависит от всестороннего учета разнообразных качеств человека, его индивидуальных особенностей и склонностей, от уровня созданных человеку условий для творчества, проявления «себя», развития. Здесь упор делается на понимание роли человеческой мотивации и поведения людей, сопоставления внутренних возможностей человека с ожиданием от его деятельности. Кроме того, развитие человеческого капитала зависит от условий социализации новых поколений, от генофонда, особенностей национальной культуры [2].

Условия, материалы и методы исследований. На состояние системы кадрового обеспечения сельского хозяйства России значительное влияние оказывают демографическая и трудоресурсная ситуация в сельских территориях [4]. 

Так, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2017 г. составляла 146,8 млн человек, из которых 37,8 млн сельские жители. Число россиян по сравнению с 2010 г. увеличилось на 4 млн. чел., или на 2,8%. Однако численность сельского населения за этот же период не изменилась (рисунок 1).

По данным Росстата резкое снижение численности занятого сельского населения наблюдается с 2005 года.  В результате в 2016 году доля занятого сельского населения в общей его структуре составила 9,1%, (против 11,2% в 2005 г.). Если рассматривать возрастную структуру кадров (рисунок 2), то наглядно видно старение кадрового потенциала работников села.

Наибольшая группа занятого населения села приходиться на возрастную группу от 50 

до 59 лет 1324 тыс. чел., то есть предпенсионного и пенсионного возраста в зависимости от принадлежности к полу. Средний возраст работников – 40,7 лет.  Анализируя численность занятых мужчин и женщин в сельском хозяйстве, отметим, что наибольшую долю по половому признаку в числе работников занимают мужчины, причем в сравнении с 2010 годом в 2016 году наблюдается снижение численности как мужчин на 27,4%, так и женщин на 33,7% по всем видам профессий данной отрасли. Исследуя численность безработных, необходимо отметить снижение уровня данного показателя, в основном за счет снижения численности сельского населения и уменьшения численности работников села (рисунок 3).

Переход аграрного сектора экономики на инновационную модель развития в значительной степени определяется готовностью кадров к восприятию и внедрению современной техники и технологий в сельхозпроизводство. В системе кадрового обеспечения отрасли эту задачу должно решать высшее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование. На рисунке 4 показана динамика подготовки специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства за 2010-2016 гг.

Анализ графиков свидетельствует о снижении объемов обучения специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Так, отчетливо прослеживается за период с 2010 года по 2016 год общая тенденция снижения доли обучающихся в системе подготовки специалистов среднего звена на 10,8%, квалифицированных рабочих и служащих – на 58,1%. Это объясняется ростом использования инновационных технологий в сельхозпроизводстве, когда с каждым годом все более востребованными становятся квалифицированные рабочие кадры, а также получение постоянного дополнительного образования. Доля рабочих, получивших дополнительное профессиональное обучение во всех формах (с отрывом и без отрыва от производства), составила в 2016 г. 26241 чел., что на 68,8% выше уровня 2010 года.

 

Список литературы

1. Долгушкин Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства (вопросы теории и практики). - М. : ФГНУ «Росинформагротех». - 2001. - 304 с.

2. Брыкина Н.В., Постнова М.В. Кадровое обеспечение экономики региона в условиях кризиса: Монография. - Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012. - 218с.

3. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования / Т.Б. Наумов // Компетентность. - 2009. - №5. - С. 10-16.

4. Козлов А.В. Кадровое обеспечение сельского хозяйства в условиях инновационного развития: дис. ... д-ра экон. наук.: 08.00.05 /Козлов Алексей Владимирович. - М., 2015.-349с.

5. Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат . - Т78 . - M. - 2017. - 261 c.

6. Каменская Е. В. Бедность сельского населения - глобальная проблема сельских территорий России / Е.В. Каменская // Молодой ученый.-2016.-№9.-С. 997-999. 7.Subaeva, A.K., Zamaidinov, A.A. Technological infrastructure of agriculture in providing economic growth of the agrarian sector // Вісник Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв № 4 (2) (2017), 153-156.

7. Subaeva A.K., Zamaidinov A.A. Methods of agricultural machinery market regulation// International Business Management .Year: 2015.Volume: 9.  Issue: 7.Page No.: 1780-1784

8. Subaeva, A.K., Malinina N.V. Current condition of Russian agricultural engineering market // Life Science Journal. Acta Zhengzhou University Overseas Edition (Life Sci J). ISSN: 1097-8135. Volume 11 - Special Issue 9 (Supplement)

9. Прогноз научно-технологического развития АПК Российской Федерации на период до 2030 года: основные положения: [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2016/05/25/1131427693/ (Дата обращения: 4.05.2018).

10. Subaeva, A.K., Zamaidinov, A.A. Technological infrastructure of agriculture in providing economic growth of the agrarian sector // v-snik-nac-onalno-akadem-ker-vnih-kadr-v-kulturi-mistectv№ 4 (2) (2017), 153-156.

Войти или Создать
* Забыли пароль?