In this paper it is shown how the economic-mathematical tools related to general equilibrium’s dynamic models can be used for analysis of tax policy’s macroeconomic effects and institutional changes (on the example of informal employment). Models can be used for studying of dynamics of economy’s aggregated indicators, and also the indicators reflecting behavior of producers and consumers.
general equilibrium’s computable models, macroeconomic modeling, social sector, health economics.
Последствия различных мер налоговой политики в российской экономической литературе чаще всего рассматриваются в контексте трудовых взаимоотношений между работником и работодателем в рамках моделей частичного равновесия [5]. Вместе с тем представляется актуальным более комплексное исследование взаимосвязей оперирования ставками налогов и поведения различных агентов российской экономики; в частности, влияние ставки единого социального налога на размеры теневого сектора экономики. Действительно, исследования с помощью традиционных методов хотя и показывают, что, например, снижение ставки единого социального налога приводит к росту заработной платы и инвестиций в основные фонды, но размеры теневой занятости в результате введения данной меры практически не меняются [2, 6].
Комплексное описание российской экономики и воздействий фискальной политики на различных агентов позволяет также достаточно детально проанализировать эволюцию теневого сектора экономики в отдельных отраслях социального сектора. В качестве примера таких отраслей в данном исследовании были выбраны отрасли здравоохранения и образования. В этих сферах наиболее существенными для потребителей являются государственные гарантии в рамках государственных систем здравоохранения и образования, что объясняется необходимостью предоставления минимума соответствующего общественного блага населению.
1. Besstremyannaya G.E. Tenevoy sektor i reforma edinogo sotsial´nogo naloga. Voprosy ekonomiki. 2006. № 6. S. 116.
2. Besstremyannaya G.E., Bakhtizin, A.R. Vychislimaya model´ «Sotsial´naya Rossiya» / Preprint # WP/2004/173. M.: TsEMI RAN, 2004.
3. Vasil´eva A.A., Gurvich E.T. Struktura rossiyskoy nalogovoy sistemy. Analiticheskie materialy Ekonomicheskoy ekspertnoy gruppy, 2004.
4. Volchkova N., Gorshkova E., Lobanov S., Makrushin A., Turdyeva N., Khaleeva Yu. Otsenka posledstviy reformirovaniya sistemy sotsial´nykh garantiy: monetizatsiya l´got i reforma ZhKKh. M., 2006.
5. Makarov V.L. Vychislimaya model´ Rossiyskoy ekonomiki / Preprint #WP/99/069. M.: TsEMI RAN, 1999.
6. Osakovskiy V. Vliyanie reformirovaniya ESN na tenevuyu ekonomiku: neglasnyy sgovor i konflikt interesov. Voprosy ekonomiki. 2005. № 5.
7. Simachev Yu. Nekotorye aspekty reaktsiy promyshlennykh predpriyatiy na nalogovye innovatsii. Seminar Moskovskogo Tsentra Karnegi. 2004. 6 iyulya.
8. Besstremyannaya G.E. Increased public financing and health care outcomes in Russia. Transition Studies Review 2009:16(3), pp.723-734.
9. Besstremyannaya G.E. Reform of the unified social tax and the shadow sector in health care and education. Problems of Economic Transition 2007:50 (2), pp. 51-65.
10. Nekipelov D. Analysis of Inter-Sectoral Labor Flows in Russia. # BSP/2003/072 Moscow, New Economic School. 2003. http://www.nes.ru/dataupload/files/programs/econ/preprints/2003/Nekipelov.pdf
11. Thissen M.A Classification of Empirical CGE Modelling. 1998. http://www.eco.rug.nl/medewerk/thissen/files/som99c01.pdf